ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 611
Скачиваний: 1
71
высшего
расцвета
в
XI – XIII
вв
.,
носила
сугубо
светский
харак
-
тер
.
Т
.
посвящали
свои
произведения
культу
«
Прекрасной
дамы
»,
воспевали
облагораживающую
силу
куртуазной
любви
.
Лирика
Т
.
отличалась
изысканностью
форм
,
использованием
сложных
приемов
построения
строф
и
рифмовки
,
музыкальностью
.
У
Урбанизация
(
от
лат
. urbanus –
городской
) –
исторический
процесс
возвышения
роли
городов
и
городского
образа
жизни
в
развитии
общества
.
У
.
вызывает
изменения
в
размещении
произ
-
водительных
сил
,
в
первую
очередь
в
размещении
населения
,
его
социально
-
профессиональной
,
демографической
структуре
,
стиле
жизни
,
формах
культуры
.
В
рамках
У
.
формируется
культура
массовая
.
Уровень
культуры
обыденный
–
понятие
,
обозначающее
совокупности
вещей
,
идей
,
образов
,
содержаний
социальных
взаимодействий
,
их
регуляторов
,
ценностных
критериев
,
склады
-
вающихся
за
рамками
функций
,
выполняемых
в
системе
общест
-
венного
разделения
труда
.
На
этом
уровне
культурная
компетент
-
ность
приобретается
не
за
счет
специализированного
обучения
,
а
в
ходе
непосредственных
,
неформальных
контактов
с
окружением
.
Утилитаризм
(
лат
. utilitas –
польза
,
выгода
) –
принцип
,
со
-
гласно
которому
любой
феномен
культуры
рассматривается
че
-
рез
ту
пользу
,
которую
можно
из
него
извлечь
при
производстве
или
потреблении
.
Учреждение
культуры
–
социально
оформленное
средство
,
структура
накопления
,
хранения
,
трансляции
и
потребления
цен
-
ностно
значимой
культурной
информации
.
У
.
к
. –
это
государст
-
венные
либо
общественные
организации
,
выступающие
провод
-
никами
санкционированных
ценностно
-
нормативных
систем
,
действий
,
массовых
мероприятий
и
регулирующие
культуру
че
-
ловеческих
отношений
.
72
Ф
Фабула
(
лат
. fabula –
повествование
,
история
) –
в
художест
-
венном
произведении
цепь
событий
,
о
которых
повествуется
в
сюжете
в
их
логической
причинно
-
временной
последовательно
-
сти
.
В
составе
Ф
.
различают
экспозицию
,
завязку
,
развитие
дей
-
ствия
,
кульминацию
,
развязку
.
Фарс
(
франц
. farce
от
лат
. farcio –
начиняю
) –
разновидность
комического
,
комедийно
-
сатирического
жанра
западноевропей
-
ского
средневекового
театра
.
Истоки
Ф
.
лежат
в
карнавальных
иг
-
рах
,
представлениях
гистрионов
(
странствующих
комедиантов
)
.
Фетишизм
(
франц
. fetiche,
от
португ
. feitiçio –
амулет
,
вол
-
шебство
) –
культ
неодушевленных
предметов
–
фетишей
,
наде
-
ленных
,
по
представлениям
верующих
,
сверхъестественными
свойствами
.
Был
распространен
у
первобытных
народов
.
Прояв
-
ляется
в
современных
религиях
:
почитание
черного
камня
в
Мек
-
ке
(
ислам
),
креста
и
мощей
(
христианство
)
и
т
.
д
.
Философия
искусства
–
отрасль
философии
,
которая
иссле
-
дует
сущность
и
смысл
искусства
на
основе
теоретического
зна
-
ния
об
искусстве
,
литературе
,
музыке
,
учитывая
при
этом
функ
-
ционирование
искусства
внутри
культуры
и
всей
сферы
ценно
-
стей
.
Основные
области
Ф
.
и
.
связаны
,
во
-
первых
,
с
объяснением
роли
видов
искусства
в
художественном
отображении
действи
-
тельности
и
,
во
-
вторых
,
с
изучением
отношений
искусства
к
этике
,
религии
,
науке
.
Философия
культуры
,
культурфилософия
(
нем
. kulturphi-
losophie) –
раздел
философии
,
исследующий
сущность
и
назначе
-
ние
культуры
.
Ф
.
к
.
понимает
культуру
как
фундаментальную
характеристику
человека
,
одно
из
его
определений
.
Фольклор
(
англ
. folklore –
народная
мудрость
) –
принятое
в
международной
научной
терминологии
название
народного
твор
-
чества
.
Ф
.
первоначально
означал
все
области
духовной
,
а
иногда
и
материальной
культуры
народных
масс
.
В
настоящее
время
под
Ф
.
понимается
культура
нецивилизованных
народов
или
73
примитивная
общинная
культура
,
устное
народное
творчество
либо
культура
художественная
какого
-
либо
народа
.
Наиболее
предпочтительным
считается
понимание
Ф
.
как
комплекса
сло
-
весных
,
музыкальных
,
игровых
,
драматических
и
хореографиче
-
ских
видов
народного
творчества
.
Фреска
(
итал
. fresco,
букв
. –
свежий
) –
техника
живописи
водяными
красками
по
свежей
сырой
штукатурке
,
которая
при
высыхании
образует
тончайшую
прозрачную
пленку
,
закреп
-
ляющую
краски
и
делающую
долговечной
.
Футуризм
(
лат
. futurum –
будущее
) –
авангардистское
художе
-
ственное
движение
10 – 20-
х
годов
XX
в
.,
главным
образом
,
в
Ита
-
лии
и
России
.
Ф
.
явился
выражением
стихийно
-
эмоционального
предощущения
социального
и
культурного
разлома
,
нарастающего
утилитаризма
мышления
, «
омассовления
»
культуры
.
Ф
.
принимает
будущее
безоговорочно
,
с
экзальтированным
оптимизмом
,
с
верой
в
технику
как
первопричину
современного
общественно
-
культурного
сдвига
,
с
провозглашением
художественной
ценности
внешних
,
вещественных
признаков
наступающей
индустриальной
эры
.
Х
Харизма
(
греч
. harisma –
дар
благодати
) –
исключительная
духовная
одаренность
человека
,
воспринимаемая
окружающими
как
сверхъестественная
сила
постижения
и
воздействия
,
недос
-
тупная
обычным
людям
.
Носители
X. –
великие
герои
,
созидате
-
ли
,
реформаторы
,
выступающие
либо
провозвестниками
божест
-
венной
воли
,
либо
как
носители
идеи
высшего
разума
.
Хронотоп
–
понятие
,
введенное
М
.
Бахтиным
для
раскрытия
единства
времени
и
пространства
в
художественном
целом
рома
-
на
.
Художественный
X.
обладает
прежде
всего
изобразительной
способностью
.
Он
неотделим
от
живого
созерцания
и
носит
жи
-
вописно
-
пластический
,
чувственно
-
образный
характер
.
В
худо
-
жественном
Х
.
время
сгущается
,
раскрывается
в
пространствен
-
74
ных
образах
и
становится
зримым
.
Все
сюжетные
события
обре
-
тают
чувственно
-
созерцаемый
облик
.
Они
не
сообщаются
,
а
изо
-
бражаются
.
Пространство
же
втягивается
в
движение
сюжета
и
истории
,
интенсифицируется
,
измеряется
временем
.
Ц
Ценность
–
термин
,
широко
используемый
в
философской
,
социологической
и
культурологической
литературе
для
указания
на
человеческое
,
социальное
и
культурное
значение
определен
-
ных
явлений
действительности
.
Наука
о
Ц
. –
аксиология
.
Ч
Человек
культуры
–
собирательный
образ
,
используемый
в
культурологических
исследованиях
с
целью
фиксаций
всего
мно
-
гообразия
историко
-
культурных
традиций
и
новаций
,
деятельно
-
стных
интенций
и
духовных
устремлений
,
мировоззренческих
парадигм
той
или
иной
эпохи
в
литературном
герое
,
нравствен
-
ном
императиве
или
символе
веры
.
В
образе
Ч
.
к
.,
как
правило
,
сочетаются
этические
нормы
,
например
,
культура
стыда
и
куль
-
тура
вины
,
и
эстетическое
отношение
к
действительности
.
Черта
культурная
–
аналитическая
единица
культурологии
,
обозначающая
устойчивую
совокупность
разделяемых
представ
-
лений
,
отношений
,
действий
,
предметных
характеристик
,
тради
-
ционно
существующих
в
определенной
культуре
.
Ш
Шарж
(
франц
. charge) –
разновидность
карикатуры
,
сатири
-
ческое
или
добродушно
-
юмористическое
изображение
модели
(
обычно
портрет
),
в
котором
,
при
соблюдении
внешнего
сходст
-
75
ва
,
изменены
и
выделены
ее
наиболее
характерные
черты
.
Шедевр
(
франц
. chef-d’oeuvre) –
первоначально
образцовое
изделие
,
которое
требовалось
предоставить
средневековому
ре
-
месленнику
для
подтверждения
профессионального
мастерства
и
получения
официального
звания
мастера
.
Позднее
Ш
. –
высшее
достижением
области
культуры
художественной
.
Школа
(
лат
. schola,
от
греч
. schole) – 1)
учебно
-
воспитатель
-
ное
заведение
,
предназначенное
для
организованного
образова
-
ния
,
обучения
и
воспитания
; 2)
система
начального
,
среднего
и
высшего
образования
,
выучка
,
приобретенный
опыт
; 3)
направ
-
ление
в
науке
,
литературе
,
искусстве
и
т
.
п
.,
связанное
единст
-
вом
или
близостью
мировоззренческих
взглядов
,
общностью
и
преемственностью
принципов
,
методов
,
творческой
деятельности
.
Школа
в
искусстве
–
художественное
направление
,
течение
,
представленное
группой
учеников
и
последователей
художника
,
либо
группой
художников
,
близких
по
творческим
принципам
и
художественной
манере
.
Ш
.
также
характеризует
живопись
,
скульптуру
города
или
области
в
том
случае
,
когда
их
своеобра
-
зие
выражено
в
определенных
хронологических
,
стилистических
,
национальных
рамках
.
Так
говорят
о
болонской
школе
в
италь
-
янской
живописи
,
фламандском
искусстве
и
др
.
Шлягер
(
нем
. Schlager) –
получившее
распространение
в
XX
в
.
музыкальное
произведение
(
обычно
,
песня
),
приобретаю
-
щее
на
короткое
время
исключительную
популярность
не
столько
благодаря
художественным
качествам
,
сколько
господствующей
моде
.
Э
Эзотерическая
культура
–
культура
,
складывающаяся
под
влиянием
эзотерических
учений
.
Ценности
этой
культуры
вос
-
производятся
в
рамках
эзотерических
движений
эзотерическими
группами
,
отдельными
личностями
.
Э
.
к
.
начинает
формировать
-
ся
на
Западе
и
на
Востоке
,
начиная
с
V – VII
вв
.
до
н
.
э
.,
оконча
-