ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 607
Скачиваний: 1
66
понимаемого
достаточно
широко
.
Символ
(
греч
. symbolon –
знак
,
примета
) –
употребляется
в
следующих
значениях
:
опознавательный
знак
для
членов
опреде
-
ленной
общественной
группы
;
предмет
,
действие
и
т
.
п
.,
служа
-
щие
условными
обозначениями
какого
-
либо
образа
,
понятия
,
идеи
;
художественный
образ
,
воплощающий
какую
-
либо
идею
;
условное
обозначение
какой
-
либо
величины
в
науке
;
С
.
веры
–
краткое
изложение
основных
положений
вероучения
.
Символизм
–
художественное
течение
и
философско
-
эстетическая
концепция
конца
XIX –
начала
XX
вв
.
Симфония
(
греч
. symphonia –
созвучие
) –
музыкальное
про
-
изведение
для
симфонического
оркестра
,
написанное
в
сонатной
циклической
форме
,
высшая
форма
инструментальной
музыки
.
Синкретизм
(
греч
. synkretismos –
соединение
,
смешение
) –
характеристика
нерасчлененности
деятельности
и
мышления
че
-
ловека
в
первобытной
культуре
.
Синтез
искусств
–
сочетание
различных
видов
искусства
,
оказывающее
многостороннее
эстетическое
воздействие
на
чело
-
века
.
Единство
компонентов
С
.
и
.
определяется
единством
идей
-
но
-
художественного
замысла
.
Театральное
представление
,
кино
представляют
собой
синтез
режиссерского
,
актерского
искусства
,
литературы
,
музыки
.
Системы
культуры
–
понятие
,
введенное
В
.
Дильтеем
для
обозначения
отдельных
областей
культуры
,
между
которыми
существуют
определенные
внутренние
связи
.
С
.
к
.
образуют
ре
-
лигия
,
наука
,
право
,
экономика
,
искусство
,
государственная
жизнь
,
техника
.
Сказание
–
общее
родовое
название
произведений
народно
-
го
фольклора
исторического
или
легендарного
характера
–
пре
-
даний
,
легенд
и
т
.
д
.
Сказка
–
повествовательный
жанр
народного
эпического
творчества
и
письменной
литературы
.
С
.
существует
у
всех
на
-
родов
с
древнейших
времен
.
Она
отличается
от
мифа
тем
,
что
миф
–
всегда
претендует
на
то
,
что
излагаемые
в
нем
события
имели
реальное
место
,
а
в
сказке
–
нет
.
67
Скоморохи
–
странствующее
актеры
в
Др
.
Руси
.
Первые
све
-
дения
о
С
.
восходят
к
XI
в
.
С
.
выступали
как
сказители
,
певцы
,
музыканты
,
исполнители
комических
сценок
,
а
также
как
фокус
-
ники
,
акробаты
,
дрессировщики
и
т
.
д
.
Репертуар
С
.
включал
,
кроме
песен
и
сценок
,
социальную
сатиру
– «
глумы
»,
исполняе
-
мые
в
масках
и
«
скоморошьем
платье
»
под
аккомпанемент
дом
-
ры
,
волынки
,
бубна
.
В
XVI – XVII
вв
.
С
.
объединялись
в
«
вата
-
ги
»,
доходившие
до
70 – 100
человек
.
В
1648
и
1657
гг
.
были
из
-
даны
указы
о
запрещении
скоморошества
.
Скульптура
(
лат
. sculpo –
высекаю
,
вырезаю
) –
ваяние
,
пла
-
стика
,
вид
изобразительного
искусства
,
произведения
которого
имеют
объемную
,
трехмерную
форму
и
выполняются
из
твердых
или
пластичных
материалов
.
Главные
жанры
С
. –
портрет
,
ис
-
торические
,
бытовые
,
символические
,
аллегорические
,
анимали
-
стические
изображения
.
Славянофильство
–
направление
русской
социально
-
философской
и
культурологической
мысли
середины
XIX
в
.,
представители
которого
выступали
с
обоснованием
самобытного
пути
исторического
развития
России
,
по
их
мнению
,
принципи
-
ально
отличного
от
западноевропейского
.
Идеология
С
.
отражала
противоречия
русской
действительности
,
процессы
разложения
и
кризиса
крепостничества
,
развития
капитализма
в
России
.
Сноб
(
англ
. snob) –
человек
,
претендующий
на
изысканно
-
утонченный
вкус
,
особый
,
исключительный
круг
занятий
и
интере
-
сов
.
Соборность
–
единение
людей
на
основе
великих
гумани
-
стических
ценностей
:
истины
,
добра
,
красоты
.
Свободная
дея
-
тельность
человека
предполагает
,
что
он
обладает
творческой
силой
,
самостоянием
,
индивидуализацией
.
С
другой
стороны
,
объединение
людей
возможно
в
том
случае
,
если
они
единосущи
в
своих
гуманистических
целях
.
Сочетание
самостоятельности
и
единосущности
выступает
в
качестве
подлинного
единства
в
многообразии
.
Соборность
в
религиозном
мировоззрении
обо
-
значает
родство
всех
верующих
во
Христе
,
который
являет
лю
-
дям
истину
.
Совесть
–
относящаяся
к
моральному
сознанию
внутренняя
убежденность
человека
в
понимании
и
различении
68
того
,
что
является
добром
и
злом
в
культуре
человеческих
отно
-
шений
.
С
. –
сознание
и
чувство
ответственности
человека
за
свое
поведение
,
одно
из
выражений
нравственного
самосознания
лич
-
ности
.
Средневековая
культура
–
период
развития
европейской
культуры
с
V
в
.
до
середины
XVII
в
. (
культура
раннего
средневе
-
ковья
V – XI
вв
.;
зарождение
городской
культуры
XI – XII
вв
.,
культура
позднего
средневековья
XIV – XVII
вв
.).
Городская
С
.
к
.
возникает
в
X – XI
вв
.,
когда
произошло
отделение
ремесла
от
земледелия
в
самостоятельный
вид
деятельности
,
приведшее
к
возникновению
городов
как
центров
ремесла
и
торговли
.
К
началу
XIII
в
.
города
Европы
обрели
экономическую
,
административную
и
военную
независимость
.
В
городе
произошло
смешение
различ
-
ных
субкультур
средневековья
(
ремесленников
,
купцов
,
ростов
-
щиков
,
землевладельцев
,
различных
маргинальных
элементов
),
что
создало
новый
культурный
симбиоз
.
Основанная
на
практиче
-
ском
,
утилитарном
отношении
ко
всем
сферам
деятельности
,
го
-
родская
С
.
к
.
противопоставила
себя
существовавшим
ранее
дру
-
гим
субкультурам
средневековья
церковной
,
рыцарской
,
кресть
-
янской
,
что
,
в
конечном
счете
,
привело
к
десакрализации
(
см
.
са
-
кральный
)
материальной
и
духовной
культуры
средневековья
.
Стилизация
–
намеренная
имитация
художественного
стиля
,
характерного
для
какого
-
либо
автора
,
жанра
,
течения
,
для
искус
-
ства
и
культуры
определенной
социальной
среды
,
народности
,
страны
,
эпохи
.
Обычно
С
.
предполагает
свободное
истолкование
содержания
и
стиля
искусства
,
послужившего
прототипом
.
Стиль
(
франц
. style
от
греч
. stylos –
палочка
для
письма
) –
общность
образной
системы
,
средств
художественной
вырази
-
тельности
,
творческих
приемов
,
обусловленная
единством
идей
-
ного
содержания
.
Можно
говорить
о
С
.
отдельного
произведения
или
жанра
(
например
,
С
.
русского
романа
середины
XIX
в
.),
об
индивидуальном
С
. (
творческой
манере
)
отдельного
автора
,
а
так
-
же
о
стиле
целых
эпох
или
крупных
художественных
направле
-
ний
.
Стиль
жизни
–
приятие
,
отражающее
тип
поведения
лично
-
сти
или
группы
людей
и
фиксирующее
устойчиво
воспроизводи
-
69
мые
черты
,
манеры
,
привычки
,
вкусы
,
наклонности
.
С
.
ж
. –
одна
из
характеристик
образа
жизни
,
конкретизирующая
социально
-
психологические
особенности
поведения
и
общения
людей
.
Субкультура
– 1)
совокупность
некоторых
негативно
интер
-
претированных
норм
и
ценностей
традиционной
культуры
функ
-
ционирующих
в
качестве
культуры
преступного
слоя
общества
(
делинквентная
культура
); 2)
форма
организации
молодежи
как
автономного
целостного
образования
внутри
господствующей
культуры
,
получившей
название
молодежной
культуры
; 3)
транс
-
формированная
профессиональным
мышлением
система
ценно
-
стей
традиционной
культуры
,
выступающая
либо
как
позитивная
(
профессиональная
С
.),
либо
как
негативная
(
делинквентная
и
некоторые
молодежные
С
.)
реакция
на
социальные
и
культурные
потребности
общества
.
Сублимация
(
лат
sublimo –
возношу
) –
процесс
преобразо
-
вания
и
переключения
психической
энергии
аффективных
влече
-
ний
человека
на
цели
социальной
деятельности
и
художествен
-
ного
творчества
.
Суррогат
(
лат
. surroghatus –
поставленный
взамен
) –
пред
-
мет
,
продукт
,
заменяющий
какой
-
либо
другой
,
с
которым
он
име
-
ет
общие
свойства
,
но
не
обладает
его
качеством
.
Сюрреализм
(
франц
. surréalisme –
сверхреализм
) –
модерни
-
стское
направление
в
искусстве
XX
в
.,
ставившее
своей
целью
отражение
сверхреальных
,
алогичных
связей
объектов
реального
мира
,
существующих
только
в
подсознании
человека
и
прояв
-
ляющихся
в
состоянии
сна
гипноза
,
транса
или
болезни
.
Т
Табу
(
полинез
. –
запрет
) –
священные
запреты
,
налагаемые
на
определенные
действия
и
предметы
в
первобытной
культуре
.
Талант
(
греч
. talant –
несущий
) –
высокая
мера
духовной
одаренности
человека
,
выдающиеся
врожденные
качества
,
осо
-
бые
природные
способности
.
70
Творчество
–
деятельность
,
сущность
и
отличительная
черта
которой
состоят
в
создании
нового
,
не
имеющего
аналогов
в
при
-
роде
и
в
культурной
деятельности
человека
,
социума
.
Театр
(
греч
. theatron –
зрелище
,
место
для
зрелищ
) –
род
ис
-
кусства
,
в
котором
художественное
отражение
явлений
жизни
происходит
посредством
драматического
действия
.
Технические
искусства
–
новый
род
искусства
,
возникший
во
второй
половине
XIX
в
.
в
результате
тесного
взаимодействия
художественного
творчества
и
достижений
научно
-
технического
прогресса
.
К
Т
.
и
.
относятся
фотоискусство
,
киноискусство
и
те
-
левидение
,
родовой
признак
которых
–
использование
для
реше
-
ния
творческих
задач
фотографических
изображений
,
т
.
е
.
техни
-
ческих
репродукций
действительности
.
Характерной
чертой
Т
.
и
.
является
органическая
взаимосвязь
творческого
и
технологиче
-
ского
процессов
.
Типология
культур
(
греч
. typos –
форма
,
образец
+ logos –
знание
,
учение
) –
систематизация
периодов
(
ступеней
)
в
разви
-
тии
культуры
по
наиболее
общим
признакам
,
свойствам
.
Тирада
(
франц
. tirade) –
длинная
фраза
,
отдельная
простран
-
ная
реплика
,
отрывок
речи
,
произносимые
обыкновенно
в
при
-
поднятом
тоне
.
Тотем
(
на
языке
североамер
.
индейцев
оджибве
от
«
отем
»,
буквально
, –
его
род
) –
в
первобытных
верованиях
–
животные
и
растения
(
реже
явления
природы
или
неодушевленные
предме
-
ты
),
считавшиеся
родственниками
и
прародителями
отдельных
групп
(
чаще
всего
родов
).
Т
.
посвящались
определенные
обряды
,
с
ним
были
связаны
особые
ритуальные
действия
и
запреты
.
Комплекс
мифов
,
верований
и
обычаев
родоплеменного
общест
-
ва
,
связанных
с
представлением
о
сверхъестественном
родстве
между
определенными
группами
людей
.
Троп
(
греч
. tropos) –
слово
или
выражение
,
употребленное
в
переносном
значении
для
достижения
большей
выразительности
.
Примером
Т
.
служат
аллюзия
,
метафора
,
метонимия
,
эпитет
и
др
.
элементы
культуры
речи
.
Трубадуры
(
франц
. troubadour) –
средневековые
поэты
-
певцы
южной
Франции
(
Прованса
).
Поэзия
Т
.,
достигшая
наи
-