Файл: Задача 1 с какими аспектами запроса семьи консультанту необходимо заранее ознакомиться Какие материалы подготовить.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс-задача №1
1. С какими аспектами запроса семьи консультанту необходимо заранее ознакомиться? Какие материалы подготовить?
2. С какими направлениями консультационной работы будет связано в этом случае повышение психологической резильентности семьи?
К консультанту обратилась семья ребенка, который на период зачисления в первый класс будет находиться в медицинском стационаре. Предполагается длительное лечение — сложная ситуация, связанная с состоянием здоровья. Ребенок и родители переживают, что не будет праздника, а потом и «нормального обучения, как у всех».
Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусматривает следующие варианты получения образования детьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (ч. 5 ст. 41):
• на дому — организует образовательная организация;
• в медицинской организации;
• в специальных образовательных организациях, в которых проводят необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия (например, санаторные организации).
Минобрнауки России в своих письмах дало рекомендации о том, как организовать получение образования детьми, которые нуждаются в длительном лечении (письмо Минобрнауки России от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 и от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07).
Такие дети могут получать общее образование:
1) на дому — организовывает образовательная организация, в которую ребенок зачислен на обучение;
2) в образовательном структурном подразделении медицинской организации, в которой ребенок находится на лечении, реабилитации, оздоровлении;
3) на территории медицинской организации силами образовательной организации;
4) в специальных образовательных организациях, в которых проводят лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия.
Письма Минобрнауки России от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 и от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07 дают определение понятия длительного лечения. Под ним понимают лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия, которые:
• длятся 21 день и более;
• проходят в организации, которая осуществляет лечение, реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
Однако Минобрнауки России уточняет, что образование можно организовать и в том случае, если ребенок находится в медицинской организации менее 21 дня.
Дело в том, что ребенок может находиться на длительном лечении как в медицинской организации, так и дома. Значение имеет тот факт, что ребенок не может физически посещать образовательную организацию в течение длительного времени из-за лечения. В результате этого он не осваивает образовательную программу в полном объеме.
Чтобы организовать обучение такого ребенка, необходимы:
1) заключение медицинской организации и
2) заявление родителей ребенка.
На дому.
Ребенок, который нуждается в длительном лечении, может получать образование на дому (ч. 10 ст. 66 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Такое обучение организовывает образовательная организация, в которую ребенок зачислен на обучение.
Минздрав России утвердил перечень заболеваний, которые дают право ребенку обучаться таким способом (приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 436н). К ним относятся, например, апластические анемии, сахарный диабет I типа, шизофрения.
В такой ситуации отношения между обучающимся и образовательной организацией регулируют:
-
нормативный правовой акт органа власти субъекта РФ; -
локальные акты образовательной организации; -
договор между образовательной организацией и родителем ребенка (если его наличие устанавливает субъект РФ).
Сроки обучения на дому зависят от сроков действия медицинского заключения.
Какие документы учитывать при организации обучения на дому.
Чтобы организовать обучение на дому, учитывайте требования:
-
Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -
федеральных государственных образовательных стандартов; -
СанПиН школы; -
СанПиН детского сада.
Также можете использовать в работе:
-
письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832; -
письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6.
Как организовать обучение
1. Родитель ребенка пишет заявление в образовательную организацию с просьбой организовать обучение по состоянию здоровья на дому. К заявлению он прикладывает медицинское заключение.
2. Администрация образовательной организации разрабатывает индивидуальный учебный план. Если нормативный правовой акт субъекта РФ устанавливает, что образовательная организация заключает договор на обучение с родителями ребенка, то она должна это сделать.
В индивидуальном учебном плане прописывают все предметы, которые изучаются по образовательной программе. При этом количество часов занятий с педагогом ограничивают:
-
локальный акт образовательной организации; -
состояние здоровья обучающегося; -
пожелания родителей.
Предметы (модули), которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок может изучать иными способами, в том числе с помощью дистанционных технологий. Минобрнауки России установил Порядок, которым нужно руководствоваться при этом (приказ от 09.01.2014 № 2).
3. Руководитель образовательной организации назначает своим приказом учителей, которые посещают ребенка и проводят занятия на дому.
В специальной образовательной организации.
Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создают образовательные организации, в которых проводятся мероприятия:
-
лечебные, -
реабилитационные и -
оздоровительные.
Это специальные образовательные организации, к которым относятся в том числе санаторные (ч. 5 ст. 41 Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Обучающийся в таких организациях одновременно получает образование и лечение.
Чтобы организовать обучение ребенка в такой организации, родитель должен оформить перевод обучающегося. Сделать это нужно так же, как и в случае перевода на обучение в структурное подразделение медицинской организации.
Кейс-задача №2
На консультацию пришли родители ребенка с нарушениями в развитии. Оксане 6 лет, скоро встанет вопрос о школе. Она не умеет говорить, плохо ходит, испытывает трудности с пониманием речи другого человека. Детский сад не посещает, до вечера с ней дома бабушка, иногда подменяет няня. С чего начать готовиться к школе? Разве нас возьмут? Куда именно можно записаться?
Материалы к решению кейс-задачи.
Психолог Анастасия Рязанова описывает вопросы, которые можно «использовать в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
1.Вопросы, ориентированные на будущее: «Какие возможности в области образования Вы рассматриваете для своего ребенка? Что Вы намерены делать, если этот вариант не осуществится? Что Вы сейчас делаете в этом направлении?».
2.Вопросы, активизирующие позицию наблюдателя: «Можете ли Вы представить, пофантазировать, что думал тот человек, когда он находился в этой ситуации? Что он чувствовал в тот момент, когда думал так?»
3.Вопросы, направленные на изменение контекста: «Если бы эта проблема перестала существовать, кто из членов семьи ощущал бы большую пустоту?» или «Вы говорили, какие тяжелые переживание у Вас возникают в связи с тем, что у Вашего ребенка такие серьезные проблемы. А можете ли Вы сказать, что в Вашей жизни, в Вас самих, в семье изменилось, произошли ли какие-нибудь положительные или важные изменения в связи с тем, что у Вашего ребенка такие проблемы?».
4. Вопросы, связанные со сравнением нормативов: «А знаете ли Вы о том, что в нашей культуре большинство семей сталкиваются с такой же проблемой?» или «А если бы ребенок был другого пола, Вы рассматривали бы эти качества как положительные или отрицательные?»
5.Вопросы, направленные на прояснение различий: «Кто в семье больше всего склонен открыто демонстрировать раздражение? Кто второй в этом списке? А как другие члены семьи проявляют раздражение?»
6.Вопросы, содержащие предположения: «Когда она кричит, это означает, что она криком хочет добиться своего, или она так выражает свою эмоциональную реакцию? А Вы могли бы сказать, в чем разница между тем и другим?»
7.Вопросы о гипотезах: «Какие виды обучения, воспитания и заботы нужны Вашему ребенку больше всего, чтобы расти и развиваться нормально? Эмоциональная поддержка? Физическая забота? Должен ли он иметь ограничения и руководство?»
8.Вопросы, направленные на прерывание процесса: «Теперь, когда Вы поняли, что в Вашем поведении вызывает подобные реакции у родных, и, зная, как Вы на это реагируете сами, что Вы можете делать по-другому? Как бы Вы могли построить разговор, чтобы чувствовать себя лучше? Что Вам для этого необходимо?»
Выберите вопросы, которые, на Ваш взгляд, будут поддерживать родительскую компетентность, развивать ее. Обоснуйте свой ответ. Какие компоненты (знания/умения/ценности) будет задействовать консультант во время беседы?
Я бы выбрала вопрос под номером 7.
Вопросы о гипотезах: «Какие виды обучения, воспитания и заботы нужны Вашему ребенку больше всего, чтобы расти и развиваться нормально? Эмоциональная поддержка? Физическая забота? Должен ли он иметь ограничения и руководство?»
Кейс-задача № 3
Прочитайте условия кейс-задачи. Выпишите темы, с которыми необходимо познакомиться консультанту до встречи с семьей. Какие аспекты темы могут быть раскрыты в рамках консультирования так, чтобы повысить родительскую компетентность? Заполните таблицу.
Тематическая область, связанная с ситуацией | Что необходимо подготовить консультанту | На развитие какого компонента компетентности будет работать обсуждение данной темы | Этап консультации | Комментарий (если необходим) |
| | | | |
Родители Евгения, 12 лет, обратились к консультанту с вопросом: имеет ли право ребенок, перейдя на семейное обучение, посещать какие-то предметы в школе?
«В нашем случае это обусловлено состоянием здоровья. Зрение у сына катастрофически падает, Врач настаивает на переводе в спецшколу. Нам это не удобно. Перешли на семейное обучение по просьбе школы. А сейчас не знаем, что и делать.
Ребенок долго и тяжело болел, и для него сейчас полная школьная нагрузка сложновата, материал он осваивает, но общаться с ребятами и по 45 минут высидеть не сможет.
Завуч сказала, что если останемся на больничном, то не имеем права на оценки, несмотря на всю выполненную программу и встанет вопрос о возможности быть аттестованным в четверти».