Файл: Кафедра теории и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающей деятельности детей младшего школьного возраста и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование технологии коллективного воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель исследования: предоставить технологическую карту урока с использованием технологии коллективного воспитания.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические источники по теме исследования.

  2. Проанализировать опыт учителей-практиков по использованию технологии коллективного воспитания в учебном процессе.

  3. Представить технологическую карту урока с использованием технологии коллективного воспитания.

Глава 1. Анализ теоретических источников по проблеме использования образовательной технологии коллективного воспитания

В современном мире перед человеком возникают трудности, связанные с вопросами успешной адаптации в быстро изменяющихся условиях жизни. Общепризнанно, что человек не может полноценно существовать без общества. Само существование же социальных отношений основывается на коллективной деятельности людей. Вместе с развитием общества изменяются, усложняются, становятся разнообразнее и формы коллективного взаимодействия.

Для будущего очень важно, чтобы новое поколение выросло людьми, умеющими эффективно взаимодействовать при решение сложных жизненных задач. Школа становится для многих детей первым метом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Поэтому именно школа призвана решать задачу формирования у ребёнка навыков общения, взаимодействия и сотрудничества.

Главной чертой ребёнка младшего школьного возраста является переход ведущего вида деятельности от игры к социально организованному, систематическому учению. Смена ведущего вида деятельности – процесс не быстрый, имеющий у каждого ребёнка индивидуальный темп. Успешность этого процесса обеспечивает ребёнку правильное и плавное вхождение в учебную деятельность, удачную адаптацию в новой среде. В этом возрасте ребёнок приобретает очень важный опыт коллективной жизни, более значимыми для него становятся межличностные и деловые отношения. На основе этого опыта младший школьник оценивает себя, сравнивая с другими, а также на основе оценки сверстников и взрослых. Важное место для ученика начальной школы занимает учитель. Он – образец действий, оценок и суждений. Он учителя напрямую зависит мотивация учебной деятельности ученика, а также его самооценка.


Коллектив также имеет огромное влияние на формирование личности ребёнка. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Коллектив — это группа единомышленников, способных придумать, организовать и реализовать интересное коллективное дело, которое принесёт радость не только организаторам, но и другим людям.

Основой создания, укрепления и развития коллектива, учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно полезная работа, совместный труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т.д.

В.К. Дьяченко определил признаки, которые характеризуют коллективную форму познавательной деятельности, следующим образом:

  • Наличие у всех учащихся общей цели;

  • Разделение труда, функций и обязанностей;

  • Работа строится на взаимопомощи и сотрудничестве;

  • Участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;

  • Приобретение работы каждого общественной значимости;

  • Деятельность основывается на равенстве условий для каждого;

  • Деятельность каждого ребёнка становится общественно полезной.

К видам деятельности младшего школьника можно отнести:

  • Совместно-распределительная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа);

  • Игровая деятельность (режиссёрская игра, игра с правилами);

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально-значимое проектирование и др.);

  • Трудовая деятельность (участие в общественно-полезном труде, в социально-значимых трудовых акциях);

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в различных соревнованиях).

  • Трудовая деятельность (участие в общественно-полезном труде, в социально-значимых трудовых акциях);

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в различных соревнованиях).

Как мы видим, коллективная деятельность занимает далеко не последнее место в процессе обучения и воспитания младшего школьника. И неспроста, ведь в ходе коллективной деятельности происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах.



Для организации коллективной деятельности целесообразным применение следующих методов:

  • проектирование, моделирование, конструирование при целеполагании;

  • структурирование, нормирование при планировании;

  • распределение по группам, регулирование, распределение ролей при организации работы;

  • побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение, стимулирование, поддержка при мотивации;

  • адаптация, сотрудничество, доверие, диалог, монолог при выполнении коммуникативных функций;

  • убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании сознания;

  • сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам), они начинают проверять и запись заданий в дневники.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп.

Одной из самых известных методик организации коллективной деятельности является методика И.П. Иванова, основой которой является коллективное целеполагание и планирование, организации деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы.

Данная методика была разработана в 60-е годы прошлого столетия и была названа коммунарской, так как коммуны, где она была реализована, были нацелены на воспитание коллективистов. Главной методической единицей здесь является «коллективное творческое дело». Дело – это общая деятельность, в которой участвует каждый член коллектива.


Коллективное творческое дело реализуется в 6 этапов:

1. Предварительная работа педагога. На этом этапе происходит выдвижение воспитательных задач, планирование деятельности, установление роли конкретного дела для коллектива. Педагог создаёт настрой коллектива, пытается заинтересовать ребят предстоящим делом. Для этого можно использовать такие формы, как: беседа, игровой поиск в выборе дела, а также организация рекламы.

2. Коллективное планирование. Педагог организовывает коллективное обсуждение предстоящего дела по поводу организационных вопросов. Обсуждение может проходить в форме «мозгового штурма», круга общения и др. На данном этапе определяется инициативная группа – совет дела, который возглавит подготовку и проведения дела: возьмёт на себя организаторские функции, распределит поручения и конкретизирует задания по микрогруппам.

3. Коллективная подготовка. Педагог координирует работу совета дела и микрогрупп, помогает создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание на включенность в работу всех членов коллектива, а также на взаимодействия между детьми.

4. Проведение дела. Все члены коллектива выполняют роли, выбранные на 2 этапе. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку, поощряет творчество. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление взаимовыручки, сопереживания и поддержки.

5. Коллективный анализ. Дети учатся определять и понимать причины своих успехов и неудач. Подводятся итоги деятельности. На данном этапе можно использовать разговор по кругу, анкету или же высказывание в како-либо другой форме.

6. Последействие. Данный этап способствует осознанию коллективом всех сделанных ранее выводов. По результатам КТД вносятся изменения в дальнейшие планы коллектива, происходит планирование нового дела.

При осуществлении методики КТД детский коллектив от одного дела к другому обогащается опытом, совершенствует собственную систему управления. Каждый ребёнок получает возможность проявить себя и свои творческие способности, каждый имеет возможность побывать как в роли лидера, так и в роли подчинённого. Методика предполагает исчезновение необходимости педагога исполнять роль прямого руководства. Вместо этого он становится сотрудником в общем деле. Эффективность методики будет зависеть от содержания деятельности детского коллектива и уровня инициативности педагога и учащихся.


Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение социально планируется и направляется педагогами. Ребёнок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и др.), а членом других, прежде всего классного коллектива, он становится в силу определённых условий. Как член общества и коллектива ребёнок вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу.

Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

При правильном подходе учителя к организации совместной деятельности младших школьников наиболее эффективно развиваются личностные качества учащихся. Положение личности в системе коллективных отношений непосредственно зависит от социального опыта ребёнка. Для наиболее успешного вхождения ребёнка в коллектив существует больное количество методов и форм работы.

Применение коллективной деятельности по различным направлениям воспитательной работы позволит учителю наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, что в свою очередь поможет в реализации личностного развития младшего школьника. Кроме того, коллективные виды работы делают урок более интересным, занимательным, воспитывает у учащегося сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, помогают развивать личностные качества школьников.
Глава 2. Анализ практики применения в учебном процессе технологии коллективного воспитания

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.