Файл: Кафедра теории и методики начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения.

В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

         Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

         Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

            В.К. Дьяченко, профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения, рекомендует четко разграничивать КСО и групповые способы обучения (ГСО). ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива- учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных.


        Специфика коллективных способов обучениясостоит в соблюдении следующих принципов:

  • принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
    На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

  • принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

  • принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

  • наличие у всех ее участников единой цели;

  • разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

  • налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;

  • осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;

  • культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;

  • достигается равенство объективных условий для каждого.

Различные методики КСО:

  • поабзацная проработка текста;

  • обратная методика;

  • обмен заданиями;

  • мурманская методика и др.

Методика А.Г. Ривина

Поабзацная проработка текста  разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах  сменного состава.

  • Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя).     Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми.

  • Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы);

  • С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы;

  • Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);


Обратная методика

  • Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты

Обмен заданиями

Методика М.А. Мкртчян

  • Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела;

  • Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика;

  • Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»;

  • Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.

  • На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой №. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе;

  • Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам;

  • На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)

Мурманская  методика

  • В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»);

  • Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра;

  • При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

    Думаю, многие согласятся с тем, что очень сложно организовать деятельность учащихся начальных классов по средствам коллективных способов обучения, но это возможно.

Деятельность учителя как участника  и основного организатора на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям. При этом учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов.

  1. Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успешность совместной учебной работы на уроке. Анализ учебных дисциплин школьного обучения показывает, что разные предметы имеют различные возможности для освоения их в групповой форме. Вместе с тем  практически каждый учебный предмет имеет темы и вопросы, которые могут быть успешно освоены в групповой форме.

  2. Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, которые необходимо учитывать: взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально- психологические особенности (темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность у учеников навыков общения, контактность( общительность) и др.); наличие лидера в создаваемой группе; цель урока; специфика учебного предмета и т.д.

  3. Критерии результативности групповой работы. Этот вопрос остается наименее разработанным. Исследователи отмечают сложность оценки результативности.


Для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие методические рекомендации.

1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Для организации коллективной работы полезно использовать наглядность (см. Приложение 3)

2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…» Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно  лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Дети смогут сами подготовить класс к работе по составленному плану расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться в плане класса, находить свое место, место любого другого ученика.

5. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:

  1. недопустима пара из двух «слабых» учеников;

  2. детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

  3. если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;

  4. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен «шумометр» –звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

  5. Овладение умением учащихся необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.


В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных проблем современности, настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

Использование коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Глава 3. Технологическая карта урока с применением технологии коллективного воспитания