Файл: Теория_игр_УП_ЭК_ЭлРесурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 703

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66

Мы

 

ограничимся

 

рассмотрением

 

одного

 

примера

 

данной

 

игры

теория

 

которой

хотя

 

и

 

разработана

но

 

достаточно

 

сложна

 

2

Пусть

 

игроки

 1 

и

 2 

выбирают

 

соответственно

 

числа

 

х

 

и

 

у

 

из

 

интервала

 



Эти

 

числа

 

будем

 

понимать

 

как

 

моменты

 

времени

 

выполнения

 

ими

 

требуемых

 

действий

Пусть

 t – 

время

 

появления

 

некоторого

 

объекта

который

 

достается

 

игроку

который

 

первый

 

после

 t 

совершил

 

требуемое

 

действие

Игрок

обладающий

 

объектом

получает

 

выигрыш

равный

 1, 

а

 

его

 

противник

 

эту

 

единицу

 

теряет

Если

 

ни

 

один

 

из

 

игроков

 

не

 

получит

 

объект

то

 

выигрыш

 

каждого

 

из

 

игроков

 

принимается

 

равным

 

нулю

Предполагается

что

 

время

 

появления

 

объекта

 

является

 

случайной

 

величиной

распределенной

 

на

 

интервале

 



 

по

 

равномерному

 

закону

Эту

 

игру

 

называют

 

также

 

борьбой

 

за

 

встречу

 

случайно

 

появляющегося

 

объекта

Запишем

 

математическое

 

выражение

 

функции

 

выигрыша

Рассмотрим

 

ситуацию

 (

х

,

у

), 

в

 

которой

 

х

у

В

 

этом

 

случае

 

игрок

 1 

выигрывает

 

единицу

если

                           t

х

;              (4.7) 

проигрывает

 

единицу

если

                

х

t

y; (4.8) 

и

 

не

 

получает

 

ничего

если

                 y

t.

            

(4.9) 

Вероятность

 

событий

 (4.7), (4.8) 

и

 (4.9) 

равны

 

соответственно

 

х

, (

у

-

х

)

 

и

 

(1-

у

)

Таким

 

образом

при

 

х

у

 

имеем

 

H x y

x

y x

x y

( , )

( )(

)

   

1

1

2

. (4.10) 

Аналогичным

 

способом

 

находим

что

 

при

 

х

у

 

H x y

x y

y

x

y

( , )

(

) ( )

  

 

 

1

1

2

. (4.11) 

Естественно

что

 

при

 

х

=

у

Н

(

х

,

у

)=0. 

Схематическое

 

описание

 

Н

(

х

,

у

приведено

 

на

 

рис

. 4.3. 

Решение

Заметим

что

 

игра

 

является

 

симметричной

Действительно

при

 

х

у

 

H x y

x y

H y x

y

x

( , )

( , )

(

)

  

  

2

2

Аналогично

при

 

х

у

 

H x y

y

x

H y x

y x

( , )

( , ) (

)

 

 

2

2

Наконец

при

 

х

=

у

 

H x y

H y x

( , )

( , )

  

0

 

y

2

x-y

1

1

x

x

-2

y

0

 

Рис

. 4.3. 


background image

 

67

Для

 

антагонистических

 

симметричных

 

игр

 

существует

 

теорема

утверждающая

 

для

 

этих

 

игр

 

цена

 

игры

 

= 0, 

а

 

оптимальные

 

стратегии

 

игроков

 1 

и

 2 

совпадают

Поэтому

 

для

 

решения

 

данной

 

задачи

 

достаточно

 

найти

 

оптимальную

 

стратегию

 

игрока

 1. 

Пусть

 

оптимальная

 

стратегия

 

игроков

 

имеет

 

плотность

 

распределения

 

f

S x

f x

A

( )

( )

S y

f y

B

( )

( )

Если

 

игрок

 2 

применяет

 

эту

 

стратегию

то

 

H x f

H x y

f y dy

( , )

( , )

( )

0

1

С

 

учетом

 

формул

 (4.10) 

и

 (4.11.). 

перепишем

 

последний

 

интеграл

 

dy

y

f

y

x

dy

y

f

y

x

f

x

H

x

x

)

(

)

2

(

)

(

)

2

(

)

,

(

1

0

. (4.12) 

Так

 

как

 

H x f

v

( , )

 

0

 

и

 

постоянна

то

 

все

 

производные

 

по

 

х

 

функции

 

Н

(

x,f

также

 

должны

 

обращаться

 

в

 

нуль

Дифференцируя

 

тождество

 (4.12) 

по

 

х

имеем

  

.

)

(

1

)

(

2

)

(

)

(

)

(

2

)

(

2

)

(

)

2

(

)

(

)

(

)

2

(

)

,

(

1

1

1

0

1

0

x

x

x

x

dy

y

f

x

xf

dy

y

f

dy

y

f

x

xf

dy

y

f

x

f

x

x

dy

y

f

x

f

x

x

x

f

x

H

 (4.13)

 

Вторая

 

частная

 

производная

 

имеет

 

вид

 

,

0

)

(

)

(

2

)

(

2

)

,

(

2

2

x

f

x

f

x

x

f

x

f

x

H

 

т

.

е

.    

f x

f x

x

' ( )

( )

  

3

2

1

Интегрируя

 

это

 

дифференциальное

 

уравнение

получаем

 

c

x

x

f

ln

2

3

)

(

ln

,   

откуда

                     

f x

c x

( )

 

3

2

. (4.14) 

Полученная

 

плотность

 

распределения

 

f(x)

 

положительна

 

и

 

дифференцируема

Однако

 

интеграл

 

x

dx

3

2

0

1

 

расходится

Следовательно

плотность

 

f

 

не

 

может

 

быть

 

дифференцируемой

 

и

 

больше

 

нуля

 

на

 

всем

 

сегменте

 



Можно

 

доказать

что

 

плотность

 

распределения

 

может

 

обращаться

 

в

 

нуль

 

лишь

 

между

 

нулем

 

и

 

некоторым

 



Таким

 

образом

имеем



.

при

;

при

0

)

(

2

3

x

cx

x

x

f

 

Для

 

определения

 

неизвестных

 

параметров

 

 

и

 

с

 

воспользуемся

 

следующими

 

соображениями

Во

-

первых

f(x)

 

должна

 

удовлетворять

 

условию

 

нормировки

f x dx

f x dx

( )

( )

0

1

1

1

. (4.15) 

Во

-

вторых

H f

v

( , )

1

0

 

. (4.16) 


background image

 

68

Из

 

уравнений

 (4.15) 

и

 (4.16) 

можно

 

определить

 

значения

 

 

и

 

с

С

 

этой

 

целью

 

перепишем

 

эти

 

уравнения

 

в

 

явном

 

виде

           

c x

dx

1

3

2

1

т

.

е

.         

c

x

c

 







(

)

2

2

1

1

1

1

2

1

. (4.17) 

Далее

 

на

 

основании

 

симметричности

 

игры

  

H f

H

f

c

y y

dy

( , )

( , )

(

)

1

1

1 2

0

1

3

2

 

 

Поскольку

 

с

0, 

это

 

нам

 

дает

  

(

)

(

1

3

2

3

2

3

2

1

2

1

2

2

4

0

 

y

y

dy

y

y

Откуда

 

получаем

 

2

3

1 0

 

Это

 

квадратное

 

уравнение

 

имеет

 

два

 

корня

: 1 

и

 

1
4

Корень

 

=1 

противоречит

 

равенству

 (4.17), 

а

 

подстановка

 

1
4

 

в

 

это

 

равенство

 

дает

 

c

1
2

Таким

 

образом

искомая

 

оптимальная

 

стратегия

 

игрока

 1 

определяется

 

плотностью

 

распределения

 



.

4

1

при

2

1

;

4

1

при

0

)

(

2

3

x

x

x

x

f

 

График

 

f(x)

 

изображен

 

на

 

рис

. 4.4. 

 

f

0

1

x

1
4

 

Рис

. 4.4. 

Остается

 

проверить

что

 

найденные

 

стратегии

 

игроков

 

действительно

 

являются

 

оптимальными

Для

 

этого

 

достаточно

 

убедиться

 

в

 

том

что

 

для

 

любого

 

х

 

H x f

v

( , )

 

0

При

 

x

1
4

0

2

1

2

2

2

2

)

2

(

2

1

)

2

(

2

1

)

,

(

1

2

1

2

1

2

3

1

4

1

4

1

x

y

xy

dy

y

y

x

f

x

H

поскольку

 

в

 

рассматриваемом

 

случае

 

x

1
2

При

 

1
4

1

 

x

формула

 (4.13) 

дает

 


background image

 

69

0

1

1

1

)

2

(

2

1

1

2

1

2

1

2

)

,

(

2

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

3

2

3

x

x

y

x

dy

y

x

x

x

f

x

H

x

x

Тем

 

самым

 

оптимальность

 

стратегии

 

с

 

плотностью

 f

 

установлена

 

ТЕСТЫ

 

(

В

 – 

Верно

Н

 – 

Неверно

1. 

 

Игры

 

называются

 

бесконечными

если

 

у

 

всех

 

игроков

 

множество

 

чистых

 

стратегий

 

бесконечно

2. 

 

Бесконечные

 

антагонистические

 

игры

 

решать

 

труднее

чем

 

конечные

3. 

 

В

 

бесконечной

 

антагонистической

 

игре

 

принципом

 

оптимальности

 

является

 

принцип

 

максимина

4. 

 

Бесконечные

 

антагонистические

 

игры

 

решаются

 

только

 

в

 

чистых

 

стратегиях

5. 

 

Играми

 

на

 

единичном

 

квадрате

 

называются

 

такие

 

бесконечные

 

антагонистические

 

игры

для

 

которых

 

возможные

 

стратегии

 

двух

 

игроков

 

Х

 

и

 

У

 



6. 

 

Для

 

антагонистических

 

симметричных

 

игр

 

оптимальные

 

стратегии

 

игроков

 1 

и

 2 

совпадают

7. 

 

Для

 

антагонистических

 

симметричных

 

игр

 

цена

 

игры

 

v>

0. 

8. 

 

В

 

строго

 

выпуклой

 

игре

 

игрок

 2 

имеет

 

единственно

 

оптимальную

 

стратегию

которая

 

является

 

чистой

(

Ответы

1-

Н

; 2-

В

; 3-

В

; 4-

Н

; 5-

В

; 6-

В

; 7-

Н

; 8-

В

). 

 

ЗАДАЧИ

 

Найти

 

хотя

 

бы

 

одно

 

решение

 

бесконечной

 

антагонистической

 

игры

 

на

 

единичном

 

квадрате

 

со

 

следующей

 

функцией

 

выигрыша

1. 

 

2

2

3

16

)

,

(

x

xy

y

y

x

H

2. 

 



.

,

;

,

;

,

)

,

(

2

2

x

y

y

x

y

x

x

y

x

x

y

x

H

y

y

 

3. 

 



.

,

1

;

,

;

,

;

,

)

,

(

2

1

2

2

1

2

2

2

x

x

x

y

y

x

y

x

x

y

x

x

y

x

H

y

y

y

y

 

4. 

 

.

2

)

(

sin

)

,

(





y

x

y

x

H

 

5. 

 

.

,

2

;

,

0

;

,

2

)

,

(

y

x

y

x

y

x

y

x

y

x

y

x

H

 

6. 

 

.

1

1

;

max

)

,

(

y

x

y

x

y

x

H

 


background image

 

70

 

5. 

БЕСКОАЛИЦИОННЫЕ

 

ИГРЫ

 

5.1. 

Общие

 

сведения

 

Антагонистические

 

игры

которые

 

рассматривались

 

в

 

предыдущих

 

главах

 

книги

описывают

 

конфликты

 

частного

 

вида

которые

 

не

 

всегда

 

адекватны

 

разным

 

ситуациям

 

или

 

вообще

 

не

 

могут

 

считаться

 

приемлемыми

В

 

частности

антагонистические

 

игры

 

не

 

затрагивают

 

конфликты

 

с

 

числом

 

игроков

 

больше

 

двух

Более

 

того

даже

 

в

 

конфликтах

 

с

 

двумя

 

игроками

 

интересы

 

сторон

 

не

 

всегда

 

противоположны

Во

 

многих

 

конфликтах

 

одна

 

из

 

ситуаций

 

может

 

оказаться

 

предпочтительнее

 

другой

 

для

 

обоих

 

игроков

Бескоалиционные

 

игры

 

являются

 

играми

 

более

 

общей

 

природы

Бескоалиционность

 

понимается

 

в

 

том

 

смысле

что

 

группам

 

игроков

 

(“

коалициям

”) 

не

 

приписывается

 

ни

 

каких

-

либо

 

интересов

за

 

исключением

 

тех

которые

 

вытекают

 

из

 

интересов

 

отдельных

 

игроков

Целью

 

каждого

 

игрока

 

в

 

такой

 

игре

 

является

 

только

 

получение

 

по

 

возможности

 

наибольшего

 

индивидуального

 

выигрыша

.  

Определение

 1.

 

Бескоалиционной

 

игрой

 

называется

 

игра

 N 

игроков

 

(N

2), 

каждый

 

из

 

которых

 

имеет

 

множество

 

стратегий

 

i

с

 

функцией

 

выигрыша

 

Н

i

(

x

), 

N

i

,

1

где

 

x



 – 

ситуация

задаваемая

 

на

 

множество

 

 

декартового

 

произведения

 

стратегий

 

і

Определение

 2.

 

Бескоалиционная

 

игра

 

называется

 

игрой

 

с

 

постоянной

 

суммой

если

 

существует

 

такое

 

постоянное

 

С

что

 

N

i

i

C

x

H

)

(

для

 

всех

 

ситуаций

 

x



Класс

 

антагонистических

 

игр

 

является

 

классом

 

игр

 

двух

 

лиц

 

с

 

нулевой

 

суммой

Определение

 3.

 

Конечная

 

бескоалиционная

 

игра

 

двух

 

игроков

 

с

 

ненулевой

 

суммой

 

называется

 

биматричной

 

игрой

Как

 

и

 

в

 

случае

 

антагонистических

 

игр

 

необходимо

 

выработать

 

принципы

 

оптимального

 

поведения

 

игроков

 

в

 

бескоалиционных

 

играх

 

и

 

найти

 

решения

 (

оптимальные

 

стратегии

 

каждого

 

из

 

игроков

). 

Для

 

класса

 

антагонистических

 

игр

 

принципом

 

оптимальности

 

является

 

принцип

 

максимина

В

 

общих

 

бескоалиционных

 

играх

 

возможны

 

ситуации

 

одновременного

 

увеличения

 

выигрышей

 

всех

 

игроков

 

или

 

хотя

 

бы

 

их

 

одновременного

 

выигрыша

поэтому

 

в

 

этих

 

играх

 

необходимо

 

ввести

 

формализованное

 

описание

 

таких

 

понятий

как

 

выгодность

устойчивость

 

и

 

справедливость

 

того

 

или

 

иного

 

решения

 

игры

Определение

 4.

 

Ситуация

 

х

 

в

 

игре

 

называется

 

приемлемой

 

для

 

игрока

 

і

если

 

для

 

любой

 

его

 

стратегии

 

i

x

 

)

(

)

/

(

x

H

x

x

H

i

, (5.1) 

т

.

е

при

 

применении

 

і

-

м

 

игроком

 

в

 

данной

 

ситуации

 

всех

 

других

 

стратегий

его

 

выигрыш

 

не

 

может

 

увеличиться