ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.08.2021
Просмотров: 493
Скачиваний: 1
Раздел VI. Эволюция денежного обращения и банковской системы страны.
-
Формирование и развитие кредитной системы России до 1917.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. За почти 70-летнюю историю кредитная система прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
Кредитная система Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:
I. Государственный банк.
II. Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.
Ш.Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.).
В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.
-
Развитие кредитной системы России в советский период.
В
первые месяцы после революции 1917 г. была
проведена национализация всех кредитных
институтов, на базе Госбанка был создан
Народный банк. Начавшаяся в начале 1918
г. гражданская война по существу
ликвидировала кредитную систему, так
как в условиях отсутствия товарно-денежных
отношений кредит потерял свое значение.
Это подтверждает факт слияния Народного
банка с Наркомфином (министерством
финансов). Единственным источником
доходов в стране стала эмиссия так
называемых денежных знаков, что
способствовало натурализации хозяйственных
отношений и ограничивало сферу
товарно-денежных отношений.
В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк. Стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом:
1. Государственный
банк
2. Банковский сектор:
-
акционерные банки
-
кооперативные банки
-
коммунальные банки
-
Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки
3. Специализированные кредитно-финансовые учреждения:
-
общества сельскохозяйственного кредита
-
кредитная кооперация
-
общества взаимного кредита
-
сберегательные кассы
Структура
кредитной системы была представлена
тремя ярусами и выражала новые
социально-экономические отношения,
сложившиеся в стране к началу 30-х годов.
Особенность новой кредитной системы
заключалась в том, что большая часть
звеньев являлась государственной
собственностью, затем шли кооперативная
и самая незначительная - капиталистическая
(в основном с обществами взаимного
кредита). Кредитная система была
представлена главным образом отраслевыми
специализированными банками и обществами
по кредитованию.
В
последующие годы кредитная система
претерпела дальнейшие изменения и была
превращена в одноярусную, она начала
функционировать в рамках
командно-административной системы
управления экономикой.
Структура кредитной системы СССР:
-
Государственный банк
-
Стройбанк
-
Банк для внешней торговли
-
Система сберегательных касс
-
Госстрах и Ингосстрах
В
результате такой реорганизации
Государственный
банк,
помимо эмиссионной и расчетно-кассовой
деятельности, взял на себя предоставление
краткосрочных кредитов промышленности,
транспорту, связи и другим отраслям
хозяйства, а также долгосрочных кредитов
сельскому хозяйству.
Второй
банк страны - Стройбанк
сосредоточил свою деятельность на
предоставлении долгосрочных кредитов
и финансировании капиталовложений в
различных отраслях хозяйства, кроме
с/х.
Банк
для внешней торговли
занимался кредитованием внешней
торговли, международными расчетами, а
также операциями с иностранной валютой,
золотом и драгоценными металлами.
Система
сберегательных касс
обслуживала широкие слои населения
путем привлечения денежных сбережений,
оплаты услуг и реализации выигрышных
государственных займов.
Госстрах
монополизировал страховые операции
юридических и физических лиц внутри
страны, Ингосстрах
осуществлял операции по иностранному
страхованию (страхование имущества
иностранцев, советского имущества за
рубежом, экспортно-импортных грузов,
транспортных средств).
Длительное
командно-административное функционирование
кредитной системы показало ее слабую
эффективность, особенно в условиях
обострения финансово-экономических
проблем в стране к началу 80-х годов.
Кредит
по существу перестал играть роль
активного инструмента воздействия на
научно-техническое обновление экономики.
Большая часть кредитов выполняла роль
второго бюджета, так как кредиты не
возвращались предприятиями. В результате
многие кредиты списывались. В особенности
это относилось к большому количеству
планово-убыточных предприятий и сельскому
хозяйству. Процент за кредит оставался
на довольно низком уровне, что не
стимулировало к взаимной эффективности
ни банки, ни предприятия. Все это нарушало
главную сущность кредита - плату за
кредит и его возвратность.
Поэтому
в середине 80-х годов в связи с реорганизацией
управления экономикой была проведена
банковская реформа, которая выразилась
в создании крупных отраслевых
специализированных банков.
Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов:
-
Государственный банк
-
Промышленно-строительный банк
-
Агропромышленный банк
-
Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития
-
Банк трудовых сбережений и кредитования населения
-
Банк внешнеэкономической деятельности СССР
Особенность
этой реорганизации заключалась в том,
что отраслевым специализированным
банкам предоставлялось право как
краткосрочного, так и долгосрочного
кредитования. Основная задача реорганизации
банковской системы сводилась к проведению
прогрессивной кредитной политики,
повышению эффективности всей кредитной
системы. Однако, как показала дальнейшая
практика, такая реорганизация носила
больше негативный, нежели позитивный
характер.
Центральная, одноярусная
структура банковской системы закрепляла
сферу влияния банков по ведомственному
принципу. Предприятия, как и прежде,
закреплялись за банками и не имели права
выбора в получении кредитных ресурсов.
Резко возросли издержки обращения
банков в связи с увеличением банковского
аппарата, ростом его заработной платы
и организационных расходов.
Госбанк
занимался только распределением ресурсов
на верхнем уровне, не имея возможности
воздействовать на выполнение кредитных
планов. Каждый банк реализовывал
самостоятельные кредитные планы,
используя административные методы
управления. Так, банки распределяли
свои ресурсы по вертикали между своими
учреждениями, не обращая внимания на
выгодность помещения средств, и
осуществляли простое финансовое
обслуживание и субсидирование предприятий.
Монопольное
положение спецбанков и централизованное
закрепление ресурсов не позволяло вести
торговлю деньгами или создавать денежные
рынки. Кроме того банки стали вводить
искусственные поборы с предприятий и
населения за обычные банковские услуги.
В результате этого кредитные и денежные
ресурсы продолжали выполнять пассивную
роль и не могли рационально воздействовать
на ход экономического развития.
В
качестве позитивных мер банковской
реорганизации 1987 года можно назвать
упорядочение безналичных расчетов,
прекращение кредитования убытков,
сверхплановых запасов товарно-материальных
ценностей, а также выдачи кредитов на
восполнение утраченных собственных
оборотных средств, приостановление
изъятия излишних кредитных средств из
хозяйственного оборота и замену их
собственными ресурсами предприятий. В
результате этих мероприятий были
высвобождены кредитные ресурсы на сумму
свыше 75 млрд.руб. Однако такие позитивные
меры существенно нивелировались
отрицательными последствиями банковской
реформы.
6.3 Банковские реформы переходного периода, становление современной кредитной системы Российской Федерации
Банковские
реформы конца 1980х годов повлекли за
собой негативные последствия. В ответ
на это создаваться коммерческие и
кооперативные банки в основном на базе
денежных накоплений различных отраслей
промышленности. Было создано около 150
коммерческих и кооперативных банков.
Начала вырисовываться новая двухъярусная
структура банковской системы: Госбанк
и специализированные банки - первый
ярус, коммерческие и кооперативные
банки - второй ярус.
В середине 1990 г.
в связи с объявлением правительством
программы перехода к рынку стало
очевидным, что банковская система
нуждается в дальнейшей реорганизации.
В частности, в правительственной
программе отмечалась необходимость
создания эффективной двухъярусной
банковской системы, причем предусматривалось
и преобразование специализированных
банков в коммерческие.
Наряду
с этой программой исполнительные и
законодательные органы страны
рассматривали альтернативную программу
перехода к рынку -«500 дней», предлагавшую
создать трехъярусную банковскую систему,
третий ярус которой предусматривал
создание сети специализированных
кредитно-финансовых учреждений в лице
страховых компаний, земельных банков,
инвестиционных фондов, кредитных
товариществ, пенсионных фондов, брокерских
и лизинговых компаний. Таким образом,
в этой программе понятие кредитной
системы подменялось понятием банковской
системы. Кроме того, в программе оставалось
понятие «ссудного фонда», а в условиях
рынка необходима замена его на понятие
«рынок капитала».
Концепция структуры
новой кредитной системы практически
полностью перешла в программу союзного
правительства «Основные направления
развития народного хозяйства и перехода
к рынку», принятую осенью 1990 г.
В конце
1990 г. Верховным Советом СССР был принят
«Закон о Госбанке и банковской
деятельности», который окончательно
устанавливал двухъярусную банковскую
систему в виде ЦБ (Госбанка), Сберегательного
банка и коммерческих банков. Согласно
этому закону коммерческие банки получили
самостоятельный статус в области
привлечения вкладов и кредитной политики,
а также при определении процентных
ставок. Кроме того, им были даны права
осуществлять валютные операции на
основе лицензий, выданных Центральным
банком.
Закон
1990 г. изменил функциональную деятельность
Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной
функции, он стал контролировать
деятельность коммерческих банков путем
установления для них обязательных норм
резервов и хранения их на счетах ЦБ.
Принятие закона 1990 г. способствовало
созданию широкой сети коммерческих
банков во всех регионах
страны.
Специализированные банки
были превращены в коммерческие банки.
Уже в 1988-89 гг. Начали возникать отдельные
специализированные кредитно-финансовые
институты. К 1990 г. начала формироваться
трехъярусная кредитная система.
К
концу 1991 года в связи с образованием РФ
как самостоятельного государства
формируется новая структура кредитной
системы, которая складывается из
следующих трех ярусов:
1.
ЦБ РФ
2. Банковская система:
-
коммерческие банки
-
сберегательный банк РФ
3. Специализированные небанковские кредитные институты:
-
страховые компании
-
инвестиционные фонды
-
прочие
Кредитная система СССР 1920х-1990х годов
Кредитная система 20-х годов (трехъярусная) |
Кредитная система 30-70-х годов (одноярусная) |
Кредитная система 80-х (одноярусная) |
Кредитная система 90-х годов (двухъярусная) |
1.Государственный банк |
Государственный банк |
Государственный банк |
1. ЦБ РФ |
2.Банковский сектор(акционерные банки, комунальные, коперативные банки) |
Стройбанк |
Промышленно-строительный банк |
2.Банковская система(коммерческие банки, Сберегательный банк) |
3.Специализированные финансовые учерехдения(общество сельскохозяйственного кредить, кредитная кооперация, сберкассы) |
Банк для внешней торговли |
Агропромышленный банка |
3.Специализированные небанковские кредитные институты (страховые компании, инвестиционные фонды) |
Система сберегательных касс |
Банк жилищно-комунального хозяйства |
||
Госстрах и Ингострах |
Банк трудовых сбережений и кредитования населения |
||
Банк внешнеэкономической деятельности |
Глоссарий.
Кредитная система — совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Внешнеэкономическая деятельность — одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Кооперативный банк - специализированное кредитно-финансовое учреждение, создаваемое товаропроизводителями на долевых началах для удовлетворения взаимных потребностей в кредите и других банковских услугах. Кооперативные банки создаются по отраслевому и территориальному принципу, и представляют собой разновидность коммерческих банков.
Глава IV. Специализированные кредитно-финансовые институты.
4.1)Страховые компании и негосударственные региональные фонды.
Классификация страхования по форме организации: государственное, акционерное, взаимное, сострахованое, двойное страхование, самострахование; самострахование, перестрахование медицинское страхование;
Страховая компания - это исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание;
Крупнейшие страховые компании в России
№ |
Страховая компания |
Город |
Поступления на 01.01.08, млн руб. |
1 |
35 095,68 |
||
2 |
31 927,28 |
||
3 |
29 617,73 |
||
4 |
23 085,42 |
||
5 |
17 656,26 |
||
6 |
11 848,74 |
||
7 |
10 703,10 |
||
8 |
10 505,61 |
||
9 |
9 776,19 |
||
10 |
9 539,41 |
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
1)деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);