Файл: Обучающийся Котова Таисия Георгиевна Преподаватель Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"



Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Котова Таисия Георгиевна

Преподаватель:

Гладнева Светлана Геннадьевна

    1. Практическое занятие 2


Задания по теме 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Цель занятия: закрепление знаний о психолого-педагогических характеристиках детей с ОВЗ; формирование умения разрабатывать модель взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):

К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения, уважения, переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье . Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние
) и экзогенные (или внешние) причины.

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной, памятью. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного, мышлениЯ).

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.

 

Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.

Цель анкеты: определить особенности развития ребёнка с ОВЗ, понять особенности работы с таким ребёном, выявить возможные проблемы в работе.

  1. Какие именно нарушения у ребёнка и когда они появились?

  2. Опишите особенности характера ребёнка

  3. Какие методы педагогики стоит использовать в работе сребёнком?

  4. Ребёнку больше подходит онлайн или офлайн обучение?

 

Задания по теме 2.2. Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Цель: 

формирование умения применять технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Рассмотрим пример педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.

Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.

Часто дистанционное обучение становится орошей альтернативной для детей с ОВЗ. Онлайн обучение позволяет ребёнк заниматься систематически, даже находясь вне дома. В ситуации Сергея, онлайн обучение стало хорошим выходом. Мальчик занимается систематически и с удоволььствием. Также онлайн обучение позволяет сформировать индивидуальный подход к скорости изучения материала, формату сдачи работ, фомату изучения материала. Такая гибкость в обучении позволяет детям с самыми разными оклонениями получать образование в комфортной форме.


 

Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».

Для этого ответьте на один из следующих вопросов:

1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.

4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.

«Детям с особыми потребностями – новые возможности!»

Дети с ОВЗ - это собые дети, которые нуждаются в особом подходе в обучении и воспитании. Мы живём в век информационных технологий, наверное ещё сто лет назад обучение детей с ОВЗ стояло очень остро. Ребёнок не способный посещать общеобразовательную школу нуждался в дорогостоящих репетиторах, особом образовательном учреждении, также не гарантирующем качество образования. Сейчас многие дети с ОВЗ обучаются дистанционно. Такой способ образования позволяет ребёнку заниматся в удобном месте в удобное время. Индивидуальный подход подразумевает самостоятельный выбор формы и скорости обучения. Также дистанционно происодит и курирование ребёнка.

Новые возможности позволяют детям с ОВЗ получать качественное образование в удобной форме. Так ребёнок с отклонениями больше не чувствует себя изгоем в обществе, и способен во взрослом возрасте пойти работать по специальности в интересной ему сфере.

 

Задания по теме 2.3 Интерактивные технологии обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования»

Цель: формирование умений применять интерактивные технологии в деятельности педагога дополнительного образования.

Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:


Название проекта: «Развивающий поход для детей с ОВЗ» 6-8 лет

Актуальность проекта: сейчас многие семьи проживают в болших городах, фактически отрезанных от природы. Выезд загород позволяет детям с особенностями «заземлиться», изучить местность и новые явления.

Цель: обучение детей с помощью природных явлений, наблюдений и игр

Задачи проекта: 1. Получить новые знания о природных явлениях

  1. Познакомиться с новыми видами растений и животных

  2. Расширить тактильный кругозор

Общий замысел (содержание): Выезд на природу на 2 дня с ночёвкой на базе отдыха.

1 день: Подъём, зарядка на свежем воздухе, завтрак, поход в лес («игра угадай растение», игра «угадай кто здесь живёт», тактильное упражнение «Какое оно на ощупь» и т.д.), обед, тихий час, подвижные игры на свежем воздухе

  1. Система первого дня + звукотерапия, арттерапия

Формы реализации проекта: наблюдения, ролевые игры, беседы, игры.

Ресурсное обеспечение: транспорт, размещение на базе отдыха, материалыы для занятий, спортивный инвентарь, питание

Ожидаемый результат: развитие кругозора о природе, разгрузка и расслабление, проработка психологических проблеи и напряжений

 

Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий

Наименование технологии

Краткая характеристика

Технология КТД

 Технология коллективно творчески дел позволяет детям социализироваться на основе позитивной деятелтности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях

Арт-технологии

 Технология с применненем рисования, изобразителного или декоративного выражения, позволяющие снять психологическое напряжение. А также выявить психологические зажимы

Игровые технологии

 Технологии, позволяющие обучаться с помощью игры, позволяющие детям социализироваться

Здоровьесберегающие технологии

 Технологии здравоохранения, создающие для детей профилактику заболеваний, уреплющие имунитет

Диалоговые технологии

Технологии социализации, основанные на общении, взаимодействии в словестной форме 

Тренинговые технологии

Технологии обучения с помощью треннингов - занятий на определённую тематику, формирующие новые навыки 

Проектные технологии

 Технологии развития и обучение через создание и осуществление проектов