Файл: Расстройства поведения и психики собак и коррекция поведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[74].

Представление о сенситивных периодах развития собаки позволяет наиболее эффективно организовать ее воспитание, обучение и социализацию, в соответствии с возрастной периодизацией. С другой стороны, позволяет построить реалистичный прогноз относительно коррекции поведения взрослой собаки.

Не менее важно учитывать основные потребности собаки в разные возрастные периоды, деривация которых может искажать развитие и приводить к поведенческим нарушениям в дальнейшем.

Можно выделить следующие периоды развития собаки в онтогенезе:

1. Пренатальный период.

В этот период на развитие плода влияют такие факторы как : возраст матери, общее состояние ее здоровья, питание в период до и во время беременности, болезни, стрессы, прием лекарственных средств,

Многие исследования показывают, что внутриутробный период развития может оказывать существенное влияние на развитие психики собаки, а некоторые инфекции перенесенные самкой во время беременности, а так же другие факторы могут оказывать фатальное влияние на развитие плодов, вплоть до рождения нежизнеспособных щенков.

2. Роды и послеродовый период.

К наиболее тяжелым последствиям, вплоть до гибели, приводит гипоксия щенков во время родов. Гипоксия, кроме гибели потомства может приводить к поражениям части мозга щенка, что приводит к нарушениям, напоминающим детский церебральный паралич у младенцев. Так же гипоксия во время родов может приводить к гипервозбудимости у потомства, что аналогично СДВГ (синдрому дефицита внимания и двигательной гиперактивности) у человека. С тяжелыми родами связано большинство случаев ранней эпилепсии у щенков,

В послеродовой период наиболее важной потребностью новорожденных щенков, является контакт с матерью Описаны случаи послеродового психоза у сук в следствии которых страдал полноценный контакт новорожденных щенков с матерью. В последствии у потомства наблюдались такие нарушения поведения, как трусость и пассивно-оборонительная реакция.

3. Первый месяц жизни щенка.

Сразу послед рождения основными каналами восприятия информации для собаки являются вкусовой и обонятельный и тактильный анализаторы. Поведение щенков на первых двух неделях сводится к пищеварительному. Физиологические потребности ограничены потребностью в еде и тактильном контакте. Важным моментом развития щенка является способность находить сосок матери. При этом важную роль в развитии новорожденных играет поведение матери. Она может как сама подставлять соски щенкам, так и ложиться поодаль от них, провоцирую у щенков поисковое поведение, в процессе которого развивается активность, самостоятельность и способность к ориентации в пространстве. Важно чтобы размер гнезда позволял суке занимать положение на достаточном расстоянии от новорожденных.


После двух недель, примерно на 19 день, к имеющимся анализаторам добавляются слуховой и зрительный. В этот период важно предъявлять щенкам разнообразную слуховую и зрительную информацию. Бедность среды — одна из главных причин задержки и нарушения развития детенышей практически любого вида. То есть, важнейшим условием развития является гетерогенность среды. Предъявление разнообразных стимулов слухового анализатора, в последствии влияет на восприятие взрослой собакой всевозможных звуков, включая выстрелы. Спокойное отношение к выстрелам, в свою очередь, является важнейшим свойством психики собаки. Влияющий, в первую очередь, на ее безопасность. Страх выстрелов так же является поводом для отбраковки взрослой собаки из племенного разведения. То есть толерантность к шумам — является чрезвычайно важным параметром оценки психики собаки.

Важность стимуляции зрительного анализатора показана в экспериментах Хебба. В ходе данного эксперимента новорожденных котят поместили в пространство, в котором отсутствовали вертикальные предметы, так называемая «горизонтальная среда». При перемещении в обычную среду оказалось что котята не воспринимают вертикальных предметов, например, натыкаются на ножки стула, не играют с вертикально подвешенными игрушками. Это произошло из-за того, что у котят не образовались связи, реагирующие на такие предметы.

Иными словами, уже на первом месяце жизни щенок нуждается в гетерогенной стимульной среде. Восприятие разнообразных стимулов и их осмысление осуществляется на основе доступных в этом возрасте щенку мыслительных операций сравнения и противопоставление. Таким образом актуализируется и развивается фактологический уровень субъективной информационной модели (СИМ), механизмом заполнения которого является ориентировочное поведение. Недоразвитие структур фактологического уровня СИМ в дальнейшем приводит к проявлению «синдрома ранней информационной недостаточности», который выражается в гипертрофированном ориентировочном поведении, которое не приводит к анализу и использованию новой информации.

Наконец, важнейшей потребностью на первом месяце жизни щенка является информация о тактильных, обонятельных и слуховых стимулов связанных со взаимодействием с человеком.

К трехнедельному возрасту щенок нуждается в расширении информации

, полученной в пределах родительского гнезда. Тренируются его сенсорные анализаторы.

Важнейшим этапом развития является первый прикорм щенков. Важно чтобы щенок получал первый прикорм из рук человека. Пищевая зависимость собаки от человека является важнейшим условием ее здорового и безопасного существования на протяжении всей жизни, а так же важным условием формирования привязанности собаки к человеку. Прикорм щенка человеком способствует формированию первого в жизни собаки условного рефлекса, что обеспечивает основу для дрессировки собаки в дальнейшем. Самостоятельность собаки в пищедобывательном поведении является крайне нежелательным качеством домашней собаки живущей в семье. Такие поведенческие нарушения как воровство еды, подбор пищевого мусора, пищевые закладки и другие проявления, формируются на самых ранних этапах развития. Обычно они наблюдаются у собак, которые в младенчестве получали прикорм не от человека а от срыгивания матерью, чаще наблюдаются у потомства бродячих и бездомных собак. Нарушения пищедобывательного поведения очень плохо поддаются коррекции. Известны случаи, когда выгул был возможен исключительно в наморднике, на протяжении всей жизни собаки.

В дальнейшем у щенка актуализируется потребность в играх и общении с матерью и соплеменниками. Информация об активных субъектах и взаимодействии с ними формирует у щенка стереотипный уровень СИМ. Этот уровень выражается в проявлениях поведенческой наследственности, в первую очередь видовой и породной. Участие человека в играх щенка, с демонстрацией ему различных предметов способствует более активному развитию психики собаки в целом, а так же установлению и равзвитию межвидовых отношений.

4. Период с двух до 4,5 месяцев.

Второй месяц жизни щенка характеризуется, как правило, отлучением щенка от матери и адаптацией в доме постоянного хозяина. Хозяин выполняет функции заботы о щенке, включая функции матери, от которого его отлучили. Кроме того, человек реализует о отношении к собаке «родительские функции» на протяжении всей жизни собаки, как вид-лидер, в этом симбиозе. Основа развития щенка в этом возрасте — это формирование привязанности. А биологическая основа формирования привязанности — это забота. Любое проявление заботы одного индивида в отношении другого или взаимозаботы. Приводит к формированию привязанности. Привязанность возникает во взаимоотношениях доминирования и подчинения.


«Когда человек стремится доминировать, контролировать, брать на себя ответственность, указывать направление, то природой предполагается, что всё это происходит в контексте заботы о другом, о том, кто нуждается, кто зависим» [137].

Щенок не признает во владельце хозяина по факту принадлежности. Между щенком и человеком должна установиться привязанность, и этот процесс можно описать через цикл: доверие, безопасность, привязанность.

Формирование привязанности осуществляется:

1. Через цикл возбуждение — успокоение.

Нарушение гомеостаза — возникновение потребности — удовлетворение потребности — успокоение.

2. Через цикл позитивного взаимодействия.

Хозяин инициирует приятное — собака реагирует положительно.

3. Через импринтинг.

«Импринтинг на человека позволяет хозяину играть важнейшую покровительственную и обучающую роль в жизни животного, что существенно облегчает дальнейшее управление поведением собаки и становление стайных отношений» [74].

В этот период у щенка сохраняется потребность в в гетерогенной среде. Так же щенка необходимо научить социально-приемлемому способу выражения эмоций. Щенку необходимо получить опыт разнообразных ситуаций, в которых он будет оказываться во взрослой жизни: оставаться в одиночестве, ездить в транспорте, общаться с сородичами и так далее. Устойчивая привязанность и связанное с ней чувство безопасности позволяет щенку проявлять исследовательскую активность и адаптироваться в новых ситуациях. Уверенная в любви хозяина собака спокойно остается в одиночестве, антиципируя возвращение хозяина.

Так же у щенка должен быть установлен четкий режим. Чувство предсказуемости и стабильности способствует спокойствию и развитию чувства безопасности собаки.

Наказание собаки и любая агрессия со стороны хозяина, в этом возрасте особенно чревата поведенческим нарушениями в дальнейшем.

5. Период от 4,5 месяцев до 6 месяцев.

Г. Щуллер называет период с 4 до 6 месяцев стадией ранжирования. На этой стадии собака уясняет для себя иерархия власти в своей стае (семье) и свое положение в этой иерархии.


Основными ошибками воспитания в данный период являются две крайности:

1. Гиперопека

2. Гиперконтроль.

Гиперопека и гиперконтроль — две стороны одной медали, а именно — депривации самостоятельности собаки при которой страдает стратегическое мышление собаки, нарушается процесс принятия решений. Собака должна принимать самостоятельные решения и при этом быть управляемой. Хозяину необходимо пройти между Сциллой и Харибдой, не убив инициативность собаки с одной стороны и добиваясь полного подчинения — с другой.

Гиперопека вдет к недоразвитию и психическому инфантилизму животного. Подобные реакции регресса наблюдаются у диких животных, оказавшихся в неволе. У таких животных проявляются реакции навязчивых действий и самоповреждений.

Гиперконтроль и жестокое обращение со щенком может в дальнейшем приводить к психотравмам, агрессии или трусливости.

Важнейшим аспектом управления собакой являются прогулки на поводке и без поводка. Поводок, в какой-то мере является метафорой привязанности между собакой и хозяином. Поводок играет для собаки роль вещественной связи с хозяином. А прогулки без поводка символизируют доверие хозяина к себе и к собаке.

6. Период от 7 месяцев до 1,5 года. Молодняк.

В этот период происходят изменения стереотипного уровня и смера форм ритуального поведения.

В этот период наиболее активно развиваются:

1. Самооценка

2. Исследовательское поведение

Самооценка — это общее представление животного о собственной выживаемости и приспосабливаемости. А так же восприятие своего места в в социальной иерархии, как в семье, так и среди сородичей.

Возрастает физическая активность собаки. Поведенческая самостоятельность позволяет перейти собаке к активному познанию.

В этот период наиболее важной составляющей развития, являются внутривидовые взаимоотношения. Если щенок неприкосновенен для всех членов стаи и его обучение и воспитание осуществляется в игре, то молодняк обучается сородичами методами принуждения и наказания. Так же во внутривидовых социальных взаимодействиях молодая собака может реализовать потребности в доминировании и самоутверждении, без которых невозможна адекватная и полная социализация собаки. Так же на этот период приходится половое созревание собаки и связанные с этим колебания настроения, эмоциональная и поведенческая нестабильность и другие проявления гормональной перестройки. Жестокое обращение с собакой в период полового созревания веден к наиболее серьезным поведенческим нарушениям, либо по типу сломленной психики, заниженной самооценки и развития «синдрома забитой собаки», либо по типу развития недоверия к хозяину, нарушению базового уровня привязанности и нарушений стайных отношений, что нередко приводит к агрессии в семье.