Файл: Лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. На основе анализа материалов лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.
Приведите конкретный пример использования данной технологии при реализации программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании, при этом укажите, какие разделы выделяются в структуре портфолио: «Документы», «Грамоты», «Результаты деятельности», «Диагностические методики», каково их примерное наполнение.
Существенной составляющей образовательного процесса и одной из важных задач деятельности преподавателя является проверка и оценка достижений обучающихся. В последние 15 - 20 лет в образовательной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим обучающимся, и обеспечивающий постоянный мониторинг их индивидуальных достижений – это учебное портфолио. Портфолио – это совокупность документов и работ, собранных с целью демонстрации результатов учебной и внеучебной деятельностях обучающегося.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях. Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности. Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.
Варианты использования портфолио:
- Портфолио может послужить инструментом для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов.
- С помощью портфолио можно подготовить и обосновать постановку цели будущего обучения.
- Портфолио может выступать в качестве индивидуальной карты обучающегося, в которой отображено его развитие, система отношений и результаты самовыражения.
- Портфолио может являться сравнительной характеристикой между предыдущими знаниями и вновь приобретенными.
В соответствии с целью оценивание портфолио позволяет решать следующие задачи:
- Стимулировать мотивацию учащихся к активной учебной деятельности.
- Создавать условия для проявления активности и самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
- Развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся.
- Развивать навыки самоорганизации, ответственности за результат.
- Формировать предпосылки и возможности для успешной будущей профессиональной деятельности.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОРФОЛИО
Некоторые учебные заведения, такие как лицеи, колледжи и даже ВУЗы отдают приоритет и предоставляют более выгодные условия поступления абитуриентам с более полным и разнообразным портфолио, так как портфолио отображает профессиональные качества и способности абитуриента. В некоторых случаях, например, при поступлении на творческие специальности, качественное и полноценное портфолио может заменить вступительные испытания.
Портфолио может сыграть важную роль не только при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, но и при переводе в другую школу или творческое объединение. Благодаря портфолио педагог имеет возможность дать предварительную оценку незнакомому ученику, основываясь на материалах его портфолио заочно.
Наиболее полно отображает способности и достижения ученика портфолио, включающее в себя не только документы: сертификаты пройденных курсов и тестирований, грамоты и дипломы за участие в конкурсах и олимпиадах, но и творческие и иные достижения: письменные работы, изобретения, творческие проекты. Это обусловлено тем, что портфолио, состоящее из одних документов, больше опирается на количество, а не на качество, в то время как творческое портфолио, отображающее реальные достижения, способно наиболее объективно продемонстрировать навыки, умения и достижения ученика.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
• диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
• целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
• мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
• содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
• развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
• рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
• обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
• корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Наиболее оптимальная структура порфолио может выглядеть следующим образом:
- Раздел «Документы», в котором представлена краткая характеристика учащегося и документы родителей и ребенка.
- Раздел «Диагностические методики», в котором представлена таблица разных оценок педагогического иследования.
Цветометодика
Анкетирование
Анкетирование на вход (пример анкеты)
Анкетирование на выход (пример анкеты)
Игры (наблюдение)
Беседа
Социометрия
- Раздел «Грамоты», содержащий сертификаты, грамоты, благодарственные письма и т.д.).
- Раздел «Результаты деятельности», содержащий тексты письменных работ ученика, фотографии творческой деятельности, описание участия в концертах и прочих мероприятиях.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Задание 3. На основе анализа Интернет-источников выявите особенности использования ИКТ в учреждении дополнительного образования. Опишите цели и задачи использования ИКТ, приведите конкретные примеры использования данных технологий для решения задач дополнительного образования.
Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а также повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
-
учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; -
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); -
психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами; -
детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий; -
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
В практике дополнительного образования я считаю наиболее эффективными следующие ИКТ:
1. Информационные — приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).
2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы). Различают следующие классификации педагогических игр:
-
по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); -
по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); -
по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); -
по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
3. Исследовательские — системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.
Как видно, все средства информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы на занятиях объединения дополнительного образования и имеют для этого программные возможности и ресурсы сети Internet. Отметим также, что для некоторых из рассмотренных средств информационно-коммуникационных технологий может быть использован не только персональный компьютер, но и другие технические средства: ноутбук, планшет, телефон, смартфон,популярностью сейчас пользуются графические планшеты и пр., что делает процесс применения данных средств более мобильным, универсальным.
НО!Компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала..
Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, делая неформализованным и интересным.
На сегодняшний день я уверенно применяю компьютерную поддержку на всех этапах урока: открытии новых знаний, применении знаний на практике, организации обратной связи и др.
адания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Задание 4. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Разработайте содержание 2 структурных этапа учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь следующей схемой:
- название программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, ее краткая характеристика;
- форма учебного занятия, его протяженность во времени по плану реализации программы, тема, его цели и задачи;