Файл: Лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- структура учебного занятия с краткой характеристикой
- подробное изложение содержание 2 этапов из всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных технологий, методов)
Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, одним из них является аппликация.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: пластилина, солёного теста, нити, высушенных листьев, салфеток, обёрточной бумаги, гофрированной бумаги, журналов, фольги, фантиков и других материалов. Аппликация доступна детям раннего возраста. Создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок собрать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольников получается узнаваемая картинка. Аппликация предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического развития ребёнка. Аппликация в современном обществе компьютеризации не потеряла интереса у детей и остаётся инструментом творчества и доступности. Работа с различным материалом таит в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней. Занятия аппликацией развивают мелкую моторику рук, наблюдательность, образное мышление и способствуют формированию первых трудовых навыков.
Виды занятий разнообразны, определяются содержанием программы: комбинированные включают в себя теоретическую и практическую части; игры, открытые занятия и др. Участие в выставках различного уровня развивает творческий потенциал детей, вызывает заинтересованность в занятиях.
Срок освоения программы– 1 год, что обеспечивает возможность достижения планируемых стартовых результатов.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, что составляет 72 часа в год с обязательным проведением 10-ти минутной динамической паузы, что соответствует действующим нормам СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Аппликация» развитие творческих способностей, обучающихся -достигается посредством решения следующих задач. Научить: -
-соблюдать технику безопасности с колющими и режущими инструментами;
-основам организации рабочего места;
- различать свойства бумаги, картона;
- выполнять базовые формы оригами;
-основным приёмам работы с бумагой, картоном, пластилином, бросовым материалом (при выполнении аппликации различного вида;
- технике рисования пластилином на картоне;
-основам композиции, формообразования, цветоведения;
-использовать понятия: трафарет, шаблон, аппликация, аппликация плоскостная, полуобъемная, объёмная, сюжет, оригами, пластический материал;
-организовать рабочее место;
-пользоваться шаблонами, трафаретами;
-изготавливать поделки в технике оригами на основе базовых форм; соблюдать нормы речевого этикета.
Сформировать:
-стремление качественно выполнять работу;
- умение довести начатое дело до конца.
Развить: -
интерес к декоративно – прикладному творчеству.
Воспитать:
-аккуратность;
- дисциплинированность.
№ /№ | Название раздела, темы | Кол-во часов(всего,теория ,практика) | Форма аттестации |
1 | Аппликация в технике оригами «Цветок» Работа с бумагой и картоном | (10,3,7) | Текущий контроль: беседа, педагогическое наблюдение. Практическое задание |
2 | Аппликация из пластилина на картоне «Сладкое мороженое»Работа с пластическими материалами | (16,4,12) | Текущий контроль: беседа, педагогическое наблюдение, загадки, игра, опрос. Практическое задание |
*1 Аппликация в технике оригами «Цветок» Цель: научить выполнить объёмную аппликацию в технике оригами. Задачи: 1. Развивать навыки и умения создания объёмной аппликации в технике оригами. 2. Формировать умения создания фигур в технике оригами. 3. Развивать мелкую моторику рук, развивать усидчивость, аккуратность и трудолюбие при работе с бумагой и клеем. 4. Умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции. Материалы и оборудование: образец аппликации, цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, салфетки. Ход занятия: 1. Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем. Демонстрация готовой объёмной аппликации в технике оригами. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания и наклеивания деталей. 2. Основная часть. Демонстрация готового образца аппликации в технике оригами. Предлагается самостоятельно сложить элементы оригами наклеить на изображение. Самостоятельная работа с клеем, кисточкой, салфеткой. Дать возможность ребенку реализовать свою фантазию и предложить сделать композицию самостоятельно. 3. Заключительная часть Проводится анализ занятия. Уборка рабочего места. Оформление выставки работ детей. Технологическая карта изготовления 1. Из цветной бумаги вырезать 8 штук квадратов одинакового размера 8,5 *8,5 см (разного цвета). 2. Каждый квадратик сложить базовой формой «двойной квадрат». 3. С целого угла квадрата сложить базовую форму «воздушный змей». 4. Соединить элементы между собой по кругу и приклеить серединку. 5. На основу наклеить стебель, листья и сам цветок. 6. Этот же цветок можно сделать в вазу на стебле. Наш цветок готов. |
*2Аппликация из пластилина на картоне «Сладкое мороженое»Цель: изготовление поделки из пластилина. Задачи: - учить сдавливать комок пластилина в лепешку и размазывать, - закреплять умение лепить мелкие шарики, - формировать умение работать аккуратно, - развивать творческие способности, - развивать мелкую моторику рук, внимание, фантазию, усидчивость, - воспитывать интерес к занятию по аппликации из пластилина. Предварительная работа: - беседа о молоке и мороженом, - рассматривание иллюстраций, -отгадывание загадок. Материалы: - пластилин, - заготовки мороженного из картона на каждого, - картон для основы поделки. Ход НОД. 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа. - Ребята, к нам прилетел сегодня гость, любитель сладкого. Кто это? - Карлсон. - Какие он любит сладости? - Отгадайте, что любит он летом, когда очень жарко. - Я в стаканчике, рожке, Вкусное и нежное. Сделано на молоке, Чаще белоснежное. В морозилках проживаю, А на солнце сразу таю. (Интернет - ресурсы) - Что это? - Мороженое. - Правильно. Из чего делают мороженое (ответы детей) - Какие бывают мороженое? (ответы детей) - А какое вы мороженое любите? - Фисташковое, шоколадное, клубничное, с орехами, ванильное и т. д. - Ребята, а Карлсон просит вас, чтобы вы сделали много мороженого, потому что ему очень жарко, а холодненького хочется ещё больше. Исполните просьбу нашего гостя! - Да, обязательно. Этапы выполнения аппликации. 1. На картон - основу поделки приклеиваем заготовку мороженного, вафельный рожок. 2. Выбираете цвет пластилина в зависимости от того, какое мороженое будете делать: ванильное, клубничное, лимонное, шоколадное. 3. С помощью стеки отрезаете от каждого кусочка пластилин. 4. Затем их расплющиваете, где мороженое. 5. Аккуратно размазываете пластилин по шаблону. 6. Украшаете по своему желанию: вишенки, орешки, ягодки, цукаты и т. д. - Ну а сейчас немного отдохнём. Физкультминутка. «Поварята» Мы весёлые ребята, Мы ребята – поварята, Приготовим мы мороженое Сверху сыплем шоколадом, А потом орех, варенье, Ай да, что за угощенье! (Интернет - ресурсы) Практическая часть. Рефлексия. — Ребята, что мы сегодня делали на занятии? — А для кого же мы готовили мороженое? Кто приходил в гости? – Правильно ребята! Все постарались и сделали вкусное, сладкое, яркое, красивое, волшебное мороженое. Молодцы! |
Задание 5. Составьте сравнительную характеристику трех форм, в которых могут проходить занятия по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для обучающихся дошкольного или младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.
Приведите конкретные примеры реализации выбранных Вами форм в дополнительном образовании: сформулируйте темы занятий, определите цели и задачи, методы их реализации.
Задание 6. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (по Вашему выбору).
Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: интерактивная доска, музыкальное оснащение, персональный компьютер, принтер.
Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставляют возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.
Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.
В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Коррекционная зона: Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Зона «умелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости. Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
Задание 7. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Оформите конспект следующим образом:
Тема:
Цели:
Возраст учащихся:
Формируемые компетенции:
Структура занятия:
Оборудование занятия:
Ход занятия:
Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.
Тема: Рисование цветными карандашами или мелками (на выбор).
Цели: Познакомить с различными видами транспорта.
Возраст учащихся: Возраст детей средней группы 4-5 лет.
Формируемые компетенции:
Образовательные: Учить передавать форму основных частей предмета, их величину и расположение, закрепить навыки закрашивания.
Развивающие: Развивать фантазию детей. Развивать интерес к художественному творчеству.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе.