Файл: Лекции и учебной литературы представьте характеристику и особенности использования технологии портфолио в дополнительном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- структура учебного занятия с краткой характеристикой

- подробное изложение содержание 2 этапов из  всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных  технологий, методов)

Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, одним из них является аппликация.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: пластилина, солёного теста, нити, высушенных листьев, салфеток, обёрточной бумаги, гофрированной бумаги, журналов, фольги, фантиков и других материалов. Аппликация доступна детям раннего возраста. Создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок собрать из мозаики. Ведь всегда интересно наблюдать, как из радужных квадратиков и треугольников получается узнаваемая картинка. Аппликация предоставляет широкие возможности для художественного, эстетического развития ребёнка. Аппликация в современном обществе компьютеризации не потеряла интереса у детей и остаётся инструментом творчества и доступности. Работа с различным материалом таит в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней. Занятия аппликацией развивают мелкую моторику рук, наблюдательность, образное мышление и способствуют формированию первых трудовых навыков.

Виды занятий разнообразны, определяются содержанием программы: комбинированные включают в себя теоретическую и практическую части; игры, открытые занятия и др. Участие в выставках различного уровня развивает творческий потенциал детей, вызывает заинтересованность в занятиях.

Срок освоения программы– 1 год, что обеспечивает возможность достижения планируемых стартовых результатов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, что составляет 72 часа в год с обязательным проведением 10-ти минутной динамической паузы, что соответствует действующим нормам СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Аппликация» развитие творческих способностей, обучающихся -достигается посредством решения следующих задач. Научить: -

-соблюдать технику безопасности с колющими и режущими инструментами;


-основам организации рабочего места;

- различать свойства бумаги, картона;

- выполнять базовые формы оригами;

-основным приёмам работы с бумагой, картоном, пластилином, бросовым материалом (при выполнении аппликации различного вида;

- технике рисования пластилином на картоне;

-основам композиции, формообразования, цветоведения;

-использовать понятия: трафарет, шаблон, аппликация, аппликация плоскостная, полуобъемная, объёмная, сюжет, оригами, пластический материал;

-организовать рабочее место;

-пользоваться шаблонами, трафаретами;

-изготавливать поделки в технике оригами на основе базовых форм; соблюдать нормы речевого этикета.

Сформировать:

-стремление качественно выполнять работу;

- умение довести начатое дело до конца.

Развить: -

интерес к декоративно – прикладному творчеству.

Воспитать:

-аккуратность;

- дисциплинированность.

№ /№

Название раздела, темы

Кол-во часов(всего,теория ,практика)

Форма аттестации

1

Аппликация в технике оригами

«Цветок»

Работа с бумагой и картоном

(10,3,7)

Текущий контроль: беседа, педагогическое наблюдение. Практическое задание

2

Аппликация из пластилина на картоне

«Сладкое мороженое»


Работа с пластическими материалами

(16,4,12)

Текущий контроль: беседа, педагогическое наблюдение, загадки, игра, опрос. Практическое задание

*1 Аппликация в технике оригами «Цветок»

Цель: научить выполнить объёмную аппликацию в технике оригами.

Задачи:

1. Развивать навыки и умения создания объёмной аппликации в технике оригами.

2. Формировать умения создания фигур в технике оригами.

3. Развивать мелкую моторику рук, развивать усидчивость, аккуратность и трудолюбие при работе с бумагой и клеем.

4. Умение следовать устным инструкциям, память, внимание в процессе изготовления модели, творческое воображение, фантазию, чувство вкуса при создании композиции.

Материалы и оборудование: образец аппликации, цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, салфетки.

Ход занятия:
1. Вводная часть.

Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем. Демонстрация готовой объёмной аппликации в технике оригами. Воспитанникам предлагается продумать последовательность работы, очередность складывания и наклеивания деталей.

2. Основная часть.

Демонстрация готового образца аппликации в технике оригами.

Предлагается самостоятельно сложить элементы оригами наклеить на изображение.

Самостоятельная работа с клеем, кисточкой, салфеткой.

Дать возможность ребенку реализовать свою фантазию и предложить сделать композицию самостоятельно.

3. Заключительная часть

Проводится анализ занятия. Уборка рабочего места.

Оформление выставки работ детей.

Технологическая карта изготовления

1. Из цветной бумаги вырезать 8 штук квадратов одинакового размера

8,5 *8,5 см (разного цвета).

2. Каждый квадратик сложить базовой формой «двойной квадрат».

3. С целого угла квадрата сложить базовую форму «воздушный змей».

4. Соединить элементы между собой по кругу и приклеить серединку.

5. На основу наклеить стебель, листья и сам цветок.

6. Этот же цветок можно сделать в вазу на стебле.

Наш цветок готов.




*2Аппликация из пластилина на картоне

«Сладкое мороженое»


Цель: изготовление поделки из пластилина.

Задачи:

- учить сдавливать комок пластилина в лепешку и размазывать,

- закреплять умение лепить мелкие шарики,

- формировать умение работать аккуратно,

- развивать творческие способности,

- развивать мелкую моторику рук, внимание, фантазию,

усидчивость,

- воспитывать интерес к занятию по аппликации из пластилина.

Предварительная работа:

- беседа о молоке и мороженом,

- рассматривание иллюстраций, -отгадывание загадок.

Материалы:

- пластилин,

- заготовки мороженного из картона на каждого,

- картон для основы поделки.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

- Ребята, к нам прилетел сегодня гость, любитель сладкого. Кто это?

- Карлсон.

- Какие он любит сладости?

- Отгадайте, что любит он летом, когда очень жарко.

- Я в стаканчике, рожке,

Вкусное и нежное.

Сделано на молоке,

Чаще белоснежное.

В морозилках проживаю,

А на солнце сразу таю. (Интернет - ресурсы)

- Что это?

- Мороженое.

- Правильно. Из чего делают мороженое (ответы детей)

- Какие бывают мороженое? (ответы детей)

- А какое вы мороженое любите?

- Фисташковое, шоколадное, клубничное, с орехами, ванильное и т. д.

- Ребята, а Карлсон просит вас, чтобы вы сделали много мороженого, потому что ему очень жарко, а холодненького хочется ещё больше. Исполните просьбу нашего гостя!

- Да, обязательно.

Этапы выполнения аппликации.

1. На картон - основу поделки приклеиваем заготовку мороженного, вафельный рожок.

2. Выбираете цвет пластилина в зависимости от того, какое мороженое будете делать: ванильное, клубничное, лимонное, шоколадное.

3. С помощью стеки отрезаете от каждого кусочка пластилин.

4. Затем их расплющиваете, где мороженое.

5. Аккуратно размазываете пластилин по шаблону.

6. Украшаете по своему желанию: вишенки, орешки, ягодки, цукаты и т. д.

- Ну а сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка. «Поварята»

Мы весёлые ребята,

Мы ребята – поварята,

Приготовим мы мороженое

Сверху сыплем шоколадом,

А потом орех, варенье,

Ай да, что за угощенье! (Интернет - ресурсы)

Практическая часть.

Рефлексия.

— Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

— А для кого же мы готовили мороженое? Кто приходил в гости?

– Правильно ребята! Все постарались и сделали вкусное, сладкое, яркое, красивое, волшебное мороженое. Молодцы!





Задание 5. Составьте сравнительную характеристику трех форм, в которых могут проходить занятия по программам дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для обучающихся дошкольного или младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

Приведите конкретные примеры реализации выбранных Вами форм в дополнительном  образовании: сформулируйте темы занятий, определите цели и задачи, методы  их  реализации.

Задание 6. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (по Вашему выбору).

Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: интерактивная доска, музыкальное оснащение, персональный компьютер, принтер.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставляют возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.

Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.


В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

Коррекционная зона: Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.

Зона «умелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости. Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Задание 7. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Оформите конспект следующим образом:

Тема:

Цели:

Возраст учащихся:

Формируемые компетенции:

Структура занятия:

Оборудование занятия:

Ход занятия:

Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.

Тема: Рисование цветными карандашами или мелками (на выбор).

Цели: Познакомить с различными видами транспорта.

Возраст учащихся: Возраст детей средней группы 4-5 лет.

Формируемые компетенции:

Образовательные: Учить передавать форму основных частей предмета, их величину и расположение, закрепить навыки закрашивания.

Развивающие: Развивать фантазию детей. Развивать интерес  к художественному творчеству.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность в работе.