Файл: Теоретический аспект изучения проблемы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с зпр.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1042
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Построение реальных пространственных моделей является источником развития умственной способности к наглядному пространственному моделированию, которое проявляется в построении модельных образов и их использовании при решении умственных задач. Развитием этой способности объясняется, в частности, то, что дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники, даже при однократном объяснении, могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвлённой системе дорожек, и т.п.
Предпосылки для ФЭМП, развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания.
В формировании элементарных математических представлений ведущим считается практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.
Практический метод в наибольшей мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям, уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами, их изображениями или условными обозначениями.
Начинать ФЭМП в дошкольном возрасте лучше через сказку. Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей дошкольного возраста, т.к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми.
ФЭМП через сказку позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов, формировать его элементарные математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Овладев логическими операциями,
ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами, как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я. и многими другими авторами.
Следует не забывать, что в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Данный термин используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР имеются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.
В отечественной науке первоначально проблему ЗПР обосновали исследователи, которые предложили термин «задержка психического развития». В данном феномене выделяют, прежде всего, такие особенности, как замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения интеллектуальной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Принимая во внимание данные характеристики, Г. Е. Сухарева выделила несколько типов состояний, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:
-
расстройства интеллектуальной сферы при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; -
интеллектуальные нарушения, которые наблюдаются у детей с замедленным или задержанным темпом развития в силу пребывания их в неблагоприятных условиях среды и воспитания; -
нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма; -
интеллектуальные нарушения, которые можно проследить у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм ЦНС; -
вторичная недостаточность в интеллектуальной сфере как следствие поражения слуха, зрения, дефектов речи; -
-интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервнопсихических заболеваниях. -
Задержка психического развития как специфическая аномалия детского развития комплексно начала изучаться в отечественной дефектологии в 60-х годах XX в., поскольку остро встала проблема разработки теоретических аспектов особенностей психического развития детей, отличие данного вида дефекта от иных аномалий в развитии и от полноценно развивающихся детей. Также следует отметить, что для работы с подобными детьми должен быть применен иной алгоритм, который необходимо было разработать, поскольку педагогическая практика и система образования остро в нем нуждалась.
Также изучением проблем аномального психического развития активно занимались и зарубежные исследователи. Например, А. Штраус и Л. Лейтинен в своей работе положили начало рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Авторы отмечали не совсем адекватное поведение и ярко выраженные трудности в обучении в обычной школе, характеризуя данных детей. Тем не менее, в ходе тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах возрастной нормы. Данный подход привел к такому объяснению: отставание в развитии вызывается минимальной мозговой дисфункцией. Приверженцы этой концепции говорят о том, что не только органические, но и функциональные нарушения могут приводить к задержке психического развития.
Именно западными психологами был предложен и внедрен термин «дефицит активного внимания» (А. Гезел, Н. М. Блюм), распространяющийся и на состояния, относимые ранее к минимальной мозговой дисфункции. В его рамках рассматривается отчасти и задержка психического развития.
Также следует отметить, что в работах зарубежных авторов обнаруживаются разные подходы к изучению ЗПР и выработке диагностических методов. Например, Рене Заззо и его сотрудники реализовывают отбор дифференцированных средств для определения форм ЗПР, который направлен на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с данным диагнозом. Он полагает, что при подходе к решению вопроса задержки психического развития не принимаются во внимание психологические критерии. По мнению Заззо, подход к решению данного вопроса основывается либо на социальных, либо на биологических факторах. Тем не менее, если при решении данного вопроса обратиться к каким-либо психологическим критериям, то это позволит выделить специфические особенности дефекта у различных форм ЗПР. Рене Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, в соответствии с которой психические функции у детей с нарушением психического развития не формируются в едином темпе. Таким образом, чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития.
А. Валлон, французский психолог, говорил о том, что «нормальный ребенок открывается через больного». Основную роль он отводил эмоциям, аффективности, говоря о том, что понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. А. Валлон предложил диагностическое обследование, особенность которого состоит в том, чтобы выделить у ребенка с нарушением психического развития нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем, а не сравнивать его с нормально развивающимися детьми. С возникновением данной концепции, получившей название «генетической», психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая образующиеся функции в
новые неделимые функциональные системы, которые в значительной степени зависят от созревания центральной нервной системы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать определенные выводы: для ребенка дошкольного возраста в нормальных условиях ведущей деятельностью является игра. Наблюдая окружающий его вещественный мир, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличивает запас своих знаний.
Игры и упражнения по математике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, пространственно-временные отношения, учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребёнку успешнее учиться в школе. По итогам городской проверки мои дети показали высокий уровень подготовки к школе.
Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.
1.2. Особенности сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников с ЗПР
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к пограничной форме дизонтогенеза. Для данного типа развития характерны замедленный темп созревания психических структур, гетерохронность проявлений отклонений развития, различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
В психической сфере ребенка с ЗПР отмечается сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфальтильными чертами личности и поведения ребенка. В одних случаях, у ребенка страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация познавательной деятельности и т.д. ЗПР является сложным полиморфным нарушением. У детей страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности.
Структурно-функциональный анализ показывает, что при ЗПР могут быть первично нарушены как отдельные структуры коры головного мозга, так и основные функции в различных сочетаниях. При этом глубина повреждений и степень незрелости может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающееся у детей с ЗПР. Понятие «задержка психического развития» используется и для характеристики отклонений в познавательной сфере ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией, и неблагоприятными условиями воспитания [9]. Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста, характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления [19].
Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий. У этих детей отмечается своеобразие формирования количественных представлений и способов решения арифметических задач. Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР овладевают рядом математических представлений. Они правильно выделяют большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд, но только в пределах пяти, а далее допускают ошибки. У старших дошкольников данной категории не сформированы навыки обратного счета в пределах пяти, они не умеют называть итоговое число, затрудняются при установлении взаимнооднозначного соответствия между множествами, не умеют ими оперировать