ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2021

Просмотров: 706

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Регулирование размера резервов проводится Банком России на основании Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, который составляется каждой кредитной организацией и представляется в территориальное учреждение Банка России по месту открытия корреспондентского счета кредитной организации на 3-й рабочий день месяца, следующего за отчетным, а если банк имеет филиалы, то на 4-й день месяца, следующего за отчетным. Регулирование проводится путем сверки суммы фактически внесенных в фонды обязательных резервов средств и суммы, подлежащей внесению на основании представленного расчета. Если величина средств, подлежащих резервированию, окажется больше ранее зарезервированной, то образовавшийся по результатам регулирования недовзнос средств перечисляется банком платежным поручением в течение трех рабочих дней после даты представления расчета. В случае, когда величина ранее депонированных обязательных резервов больше, чем это следует из расчета на последнюю дату, территориальное учреждение Банка России также в течение трех рабочих дней производит перерасчет обязательных резервов и возвращает коммерческому банку на его корреспондентский счет своим платежным поручением излишне внесенную сумму обязательных резервов.



Операции на открытом рынке — это операции по купле — продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Для практики проведения Центральным банком операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • низкий кредитный риск, позволяющий Центральному банку поддерживать принимаемый на себя размер риска на допустимом уровне;

  • высокая ликвидность, при которой даже значительные по объемам операции Центрального банка с отдельно взятым видом ценных бумаг не могут стать источником ощутимого колебания их котировок. Высокая ликвидность предполагает как значительный объем находящихся в обращении ценных бумаг, так и широкий круг их владельцев;

  • обращение на организованном рынке, который обеспечивает высокоэффективную систему контроля и подавления рисков, возникающих в процессе заключения сделок, а также систему допуска участников на рынок. Основными видам рисков в ходе заключения сделок с ценными бумагами являются кредитный риск (или риск контрагента) и операционный риск. Контроль и подавление первого вида риска на организованном рынке реализуется путем внедрения системы ППП (поставка против платежа), а второго – проработкой и регламентацией соответствующих операционных процедур. Участниками организованного рынка могут быть лишь организации, получившие соответствующую лицензию и являющиеся в силу этого объектом контроля, что наряду с высокой ликвидностью рынка предотвращает манипулирование ценами.


В настоящее время в практике проведения денежно-кредитной политики Банк России более широко трактует понятие операций на открытом рынке. Под ними он понимает фактически любые операции с кредитными организациями, связанные с регулированием ликвидности, инициатива проведения которых исходит от Банка России (а не от кредитных организаций)



Под рефинансированием кредитных организаций понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России использует два механизма рефинансирования (кредитования) банков:

Валютные интервенции – это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание резких колебаний валютного курса, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России.

Валютные интервенции в условиях либерализации валютного рынка и свободного движения капитала между странами становятся основным инструментом реализации курсовой политики Банка России. Курсовая политика проводится Банком России с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля.

При разработке курсовой политики Банк России опирается на результаты анализа множества экономических параметров как текущих, так и прогнозируемых. Важнейшими из этих параметров являются: состояние платежного баланса страны, внутренний спрос на деньги, международные обязательства Российской Федерации перед международными организациями и др. В ходе разработки курсовой политики государства Банк России решает две задачи: выбор оптимального режима обменного курса и определение такого его уровня, который в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня валютного курса, как отмечалось в п. 4.3, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка и его возможности по абсобированию ликвидности. Для обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с 1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму управляемого плавающего валютного курса.

Использование режима управляемого плавания валютного курса объективно обусловлено высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. Динамика обменного курса играет роль одного из важнейших механизмов, позволяющих отечественной экономике адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.


Для воздействия на динамику валютного курса Банк России наряду с валютными интервенциями может использовать и административные методы — применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке. К числу этих методов относятся:

  • меры в области валютного регулирования (установление норм и сроков репатриации, а также обязательной продажи валютной выручки, прямое и косвенное ограничение доступа к покупке иностранной валюты для различных категорий);

  • лимитирование – установление количественных (абсолютных либо относительных) ограничений для субъектов рынка (прежде всего уполномоченных банков) на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода является установление для уполномоченных банков лимитов открытой валютной позиции, которые помимо основной функции — регулирования валютного риска — заключают в себе потенциальные возможности влияния на валютный рынок. В зависимости от стоящих задач в области курсовой политики Банк России может менять: принцип расчета открытой валютной позиции, перечень компонентов, включаемых в расчет открытой валютной позиции, соотношение этих компонентов;

  • прямой запрет для уполномоченных банков на совершение определенных операций с иностранной валютой (как за свой счет, так и по поручению клиентов), включая лишение участника технической возможности заключать сделки на валютном рынке.





4.5.7. Эмиссия облигаций Банка России

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. Облигации Банка России – это инструмент, в который кредитные организации могут инвестировать свободные остатки денежных средств, находящиеся на их корреспондентских счетах, с целью получения дохода в виде процента при отсутствии риска. В результате инвестирования свободных резервов банков в ОБР снижается уровень ликвидности банковского сектора и ограничивается рост денежной массы. Важно отметить, что облигации Банка России, приобретенные кредитными организациями, могут использоваться ими в качестве базового инструмента при совершении сделок РЕПО и как залоговое обеспечение при получении кредитов Банка России, поскольку они включены в Ломбардный список. Таким образом, выпуск и обращение облигаций Банка России является действенным инструментом регулирования денежной массы.

Выпуск облигаций Банка России впервые был осуществлен в конце 1998 г. с целью направленного размещения свободных денежных средств банков, выстоявших в условиях финансового кризиса. Однако вплоть до 2004 г. облигации Банка России не имели широкого обращения и не получили значимого развития как инструмент денежно-кредитного регулирования. Но с ростом объемов поступающей в страну валютной выручки и обострением проблемы стерилизации избыточной денежной массы этот инструмент оказался востребованным.


В настоящее время порядок выпуска и обращения облигаций регулируется Положением «О порядке эмиссии облигаций Банка России» от 29.03.2006 г. № 284-П.

Объем каждого выпуска облигаций определяется с учетом рассчитанного согласно ст. 44 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» предельного размера общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров Банка России решения о выпуске облигаций. Этот предельный размер устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» облигации Банка России выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением. Эмиссия облигаций осуществляется без государственной регистрации выпуска и без проспекта эмиссии.

Информация о выпусках облигаций Банка России, находящихся в обращении, раскрывается путем опубликования ее на сайте Банка России в сети Интернет. Банк России осуществляет ведение Реестра выпусков облигаций Банка России в электронном виде и на бумажном носителе.

Эмиссия облигаций Банка России осуществляется на основании принятого Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций Банка России и утвержденного Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России. В решении о выпуске указываются: номинальная стоимость и количество облигаций данного выпуска, дата погашения, размер дохода, выплачиваемого по каждому купону, или порядок его определения, порядок и сроки выплаты (если по облигациям предусматривается выплата купонного дохода).

Размещение и обращение облигаций осуществляется только среди российских кредитных организаций, заключивших с Банком России соответствующий договор. Способ размещения – закрытая подписка. Решением о выпуске облигаций Банка России может быть предусмотрено размещение облигаций Банка России отдельными частями (траншами) в течение срока размещения облигаций этого выпуска. Размещение облигаций Банка России начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на сайте Банка России в сети Интернет и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России. При размещении и впоследствии при погашении облигации оплачиваются денежными средствами в валюте РФ в безналичном порядке.

В решении о выпуске облигаций предусматривается возможность приобретения (в том числе на основании безотзывной публичной оферты) и продажи Банком России облигаций в процессе их обращения. Возможно досрочное погашение облигаций, находящихся в собственности Банка России, однако предъявление облигаций к досрочному погашению иными владельцами облигации не предусматривается. Выплата номинальной стоимости облигаций при их погашении (за исключением досрочного погашения) осуществляется в день их погашения.


В 2006-08 гг. Банк России активно использовал операции с собственными облигациями качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности. Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок3-6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой концентрацией выпусков в портфелях небольшого круга участников. На состоявшихся в январе–сентябре 2008 г. аукционах по размещению ОБР кредитные организации приобрели облигаций на сумму 75,7 млрд рублей, а на вторичном рынке – 2,3 млрд рублей. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР в рассматриваемый период составляли от 4,73 до 6,44 % годовых.

4.5.8. Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации. Они представляют собой административные методы, к ним можно отнести:

  • установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и на привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, количественные ограничения на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций;

  • введение предельных размеров процентных ставок по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком Российской Федерации в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предельная ставка по выдаваемы м ими кредитам в размере 25 % годовых;

  • установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и ценой их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям банков). Так, при предоставлении Банком России централизованных кредитных ресурсов коммерческим банкам (до февраля 1994 г.) устанавливался предельный размер маржи, которая независимо от роста ставки рефинансирования должна была составлять три процентных пункта.

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.


      1. Способы организации межбанковских расчетов в Российской Федерации

      Прелагая своим клиентам услуги по проведению их платежей и осуществлению расчетов между ними, банки принимают на себя обязанности по осуществлению межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты — это расчеты между самостоятельными коммерческими банками. Межбанковские расчеты осуществляются на основе корреспондентских отношений.