ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.08.2021

Просмотров: 707

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;

  • они не могут противоречить федеральным законам;

  • они не имеют обратной силы;

  • все акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств;

  • они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Своими нормативными актами Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банк России наделен широкими полномочиями по анализу и контролю финансового состояния банков, их отдельных операций и деятельности в целом. В частности, Банку России предоставлены следующие права:

  1. запрашивать и получать необходимую информацию:

    • у кредитных организаций об их деятельности, требуя при этом разъяснений по полученной информации;

    • у федеральных органов исполнительной власти – для подготовки банковской и финансовой статистики, для анализа экономической ситуации;

    • о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) данной кредитной организации;

  2. устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей, а также к кандидатам на должности руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации;

  3. контролировать распределение пакетов акций кредитных организаций. Если юридическое или физическое лицо либо группа лиц, которые связаны между собой соглашением, являются зависимыми или дочерними, приобретают более 1 % акций кредитной организации, они должны уведомить об этом Банк России, а если они приобретают более 20% акций - получить его предварительное согласие. Банк России имеет право не дать согласия, если будет установлено неудовлетворительное финансовое положение приобретателей;

  4. проводить проверки кредитных организаций и их филиалов с целью контроля за выполнением федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России;

  1. направлять кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям;

  2. осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.


При реализации своих полномочий в области контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России не должен вмешиваться в их оперативную деятельность, он не вправе требовать от них и выполнения несвойственных им функций.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующую и надзорную деятельность Банка России можно подразделить на:

  • регулирование создания кредитных организаций, включая надзор при регистрации и лицензирование банковских операций;

  • надзор за текущей деятельностью действующих кредитных организаций;

  • регулирование и надзор в процессе реорганизации, финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций



    1. Денежно-кредитное регулирование экономики. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации





Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.

Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые монетарные власти – органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, Министерство финансов и Центральный банк. Министерство финансов влияет на спрос и предложение денег инструментами бюджетной и фискальной политики. Центральный банк использует для этих целей инструменты денежно-кредитной политики, его возможности воздействовать на денежную сферу более широкие, поскольку он может непосредственно выходить на денежный рынок как с предложением денег, так и со спросом на них. В определенном смысле Центральный банк имеет возможность управлять стоимостью денег, которая находит реальное отражение в уровне процентных ставок, а также в ценах товаров и услуг, курсах валют и ценных бумаг и т. д.

Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег, соотношение которых определяет их стоимость. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы финансового и денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно Центральным банком. Но под полным контролем центрального банка находится только денежная база. Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов M1, M2 и М3 – это результат взаимодействия Центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает Центральный банк на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.


Вектором, задающим направление управляющим воздействиям Центрального банка на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от Центрального банка предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует рост цен. Таким образом, управление денежным предложением для Центрального банка задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний – допустимым уровнем инфляции.

У центрального банка имеется три основных канала, по которым он может влиять на денежную базу:

  • валютные интервенции;

  • кредитование государственного сектора;

  • кредитование коммерческих банков.





В Российской Федерации органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Банк России.

Как орган денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики является базовой, «родовой», функцией Центрального банка, определяющей его особое место в системе государственного регулирования рыночной экономики. Основная задача, которую решает Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики, – обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте. Устойчивость национальной валюты создает основу для развития и эффективного функционирования экономики, стимулирует инвестиционную активность, обеспечивает благоприятные условия для повышения уровня жизни населения.

Эффективное управление золотовалютными (международными) резервами состоит в обеспечении оптимального сочетания сохранности, ликвидности и доходности резервных активов. Это достигается путем активной диверсификации вложений и хеджирования рисков с помощью операций на международных валютно-финансовых рынках. Кроме того, риски ограничиваются лимитами по кредитному риску, установленными на контрагентов Банка России. Работа с резервными активами в Банке России строится на основе портфельного подхода, в рамках которого все средства разделены между операционным и инвестиционным портфелями. Операционный портфель включает в себя наиболее ликвидные инструменты денежного рынка и частично рынка капиталов, которые могут быть использованы для проведения валютных интервенций и на чрезвычайные нужды. Средства инвестиционного портфеля размещаются в относительно более долгосрочные и, соответственно, доходные инструменты международного рынка капиталов.


Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются Банком России по итогам валютных торгов на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Функция обменного курса – уравновесить внешний спрос на выпущенные в стране активы в национальной валюте и внутренний спрос на иностранные активы. Стратегические усилия Банка России при установлении официальных курсов направлены на сдерживание инфляционных процессов, оперативной задачей при фиксации текущих курсов иностранных валют является предотвращение неоправданно резких колебаний динамики обменного курса рубля.

Валютное регулирование и валютный контроль представляют собой особый механизм регулирования валютных отношений, в том числе с использованием административных ограничительных методов для достижения целей валютной и экономической политики государства. Органом валютного регулирования является Банк России, его объектами — экономические отношения по поводу движения валюты и валютных ценностей. Задачами валютного регулирования являются: защита национальной валюты от влияния внешних факторов, ограничение вывоза капиталов за пределы страны, снижение темпов инфляции. В настоящее время в связи с либерализацией валютной сферы и переходом к  полной конвертируемости рубля (с 1 июля 2007 г.) механизмы валютного регулирования (обязательная продажа валютной выручки, система специальных счетов резидентов и нерезидентов, резервирование валютных операций) практически не используются. Сохраняется только контроль за репатриацией валютной выручки. Валютный контроль трансформируется в систему мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Прогноз платежного баланса разрабатывается Банком России с использованием сценарного метода. При этом основным параметром различных вариантов сценария макроэкономического развития и, соответственно, состояния платежного баланса является цена на нефть. Банк России разрабатывает многовариантный прогноз платежного баланса на среднесрочную перспективу, который охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть и дает ориентировочные показатели объемов экспорта, импорта, состояния счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами, а также изменения валютных резервов. Прогноз платежного баланса является составной частью Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на год и среднесрочную перспективу. По итогам года Банк России, используя собственную информацию и информацию кредитных организаций, министерств и Федеральных агентств, организует составление платежного баланса Российской Федерации.


Анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации обеспечивает Банку России необходимую информационную базу для разработки, а в случае необходимости и корректировки денежно-кредитной политики. Банком России создана целостная система анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, в рамках которой разрабатываются прогнозы важнейших элементов ВВП, ценовых пропорций, инфляции, инвестиционной активности, индексов хозяйственной активности и т. п. Эта система позволяет оценить, как определенные экономические процессы будут развиваться при проведении той или иной денежно-кредитной политики. В ее основе лежит расчет индексов хозяйственной активности, основанный на использовании первичной информации в натуральных измерителях, исключающих воздействие ценовых факторов, искажающих динамику показателей.

Банк России рассчитывает индивидуальные индексы, показывающие изменение интенсивности производства отдельных видов продукции; групповые индексы, отражающие динамику хозяйственной активности в отдельных отраслях и сферах экономики; и сводные индексы, характеризующие динамику хозяйственной активности на уровне отдельного региона и страны в целом. В качестве информационной базы при расчете индексов используются ежемесячные данные Госкомстата о производстве основных видов продукции в различных секторах экономики, на основании которых строятся динамические ряды натуральных показателей. При расчете индекса хозяйственной активности по стране в целом дополнительно рассчитываются показатели, отражающие процессы в других секторах экономики, например, индекс финансовой активности. Кроме того, Банк России рассчитывает ряд индикаторов, одним из которых является индекс социальных условий, который отражает изменение социальных условий жизни населения: номинальных располагаемых денежных доходов, скорректированных на показатели динамики инфляции, заработной платы, задолженности по оплате труда, прожиточного минимума, занятости, расходов на приобретение товаров длительного пользования и т. п.

Использование индексов и индикаторов призвано обеспечить более тесную увязку проводимой Банком России денежно-кредитной политики с задачами единой государственной экономической политики и повысить качество разрабатываемых Банком России прогнозов социально-экономического развития страны.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России проводит постоянный мониторинг текущих внешних и внутренних условий функционирования российской экономики, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Данные мониторинга лежат в осно ве принятия Банком России оперативных решений по изменению процентных ставок по своим операциям с кредитными организациями, норм обязательных резервов, по пересмотру лимитов кредитных операций и операций на открытом рынке, по корректировке курсовой политики и т. п.