Файл: Организация проблемного обучения математике в начальной школе Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация проблемного обучения математике в начальной школе
Содержание
Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1Сущность проблемного обучения в начальной школе 7
1.2 Виды и уровни проблемного обучения 11
1.3 Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе на уроках математики 14
Выводы по первой главе: 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 19
2.1 Творческая разработка «Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе» 19
Инструменты и содержание проблемного обучения в начальной школе на уроках математики зависит и от класса (возрастных особенностей) обучающихся и от их индивидуальных особенностей, от степени интеллектуальной развитости. 20
Сформулируем задания по математике с элементами проблемного обучения для разных классов начальной школы. 20
Скобки позволяют установить порядок действий, помочь нам произвести вычисления в нужном порядке. 21
2.2 Рекомендации по использованию проблемного обучения математике в начальной школе 24
Рассмотрим основные правила и рекомендации по использованию проблемного обучения математике в начальной школе. 24
Основной принцип реализации проблемного обучения заключается в том, что учитель должен осознанно и, с использованием заранее подготовленного сценария, вступать в творческое взаимодействие с обучающимися. Это предполагает совместные обсуждения вариантов решения задач, подходов к решению и даже спор относительно того, что является верным, а что нет. Так дети приучаются к активной жизненной позиции, избавляются от страхов и комплексов, учатся не боятся высказывать свое мнение, и при этом эффективно реализуется процесс обучения младших школьников математике. Учитель должен выстраивать в такой форме обучения равноправные отношения с обучающимися – это залог корректного использования метода проблемного обучения. 24
Успеха в проблемном обучении младших школьников помогут достичь следующие рекомендации: 25
- особой популярностью в процессе обучения пользуются проблемные ситуации, когда учитель намеренно допускает ошибку в примере вычисления. 25
-в качестве проблемной ситуации могут также выступать занимательные задания. 25
- эффективны также проблемные ситуации, создающиеся с опорой на жизненные обстоятельства и реалии обучающихся. 25
- в целях развития дополнительных качеств у обучающихся, которые требуются в обучении, можно использовать задачи на внимание и сравнение. 25
- для развития мышления и логики можно использовать проблемные ситуации, в которых приводится несколько способов решения заданий. Возможно, что все они верны, а задача обучающихся это понять. 25
- сформировать задания в форме исследования – еще один способ эффективного проблемного обучения, когда ребята должны на своем опыте что-то узнать, исследовать, добыть знание или получить результат [10]. 25
На этапе подготовки проблемных ситуаций и заданий учителю важно придерживаться следующих условий: 25
- целенаправленность – верное соотношение цели урока, содержания задачи и подходов к ее реализации; 25
- бинарность; 25
-творческая активность; 25
-учет уже имеющегося опыта работы с использованием проблемного обучения; 26
-систематичность и последовательность – нельзя перегружать занятие проблемными ситуациям в упражнениях, а также необходимо постепенно усложнять задания в соответствии с приобретением обучающимися нового опыта, навыков и знаний. 26
- также важна научность содержания задачи; 26
-должно реализовываться объединение условий эмоциональной, интеллектуальной, волевой и практической деятельности обучающихся. 26
-единство педагогико-психологических закономерностей в обучении математике [14]. 26
Ключевую роль в процессе реализации проблемного обучения на уроках математики в начальной школе имеет этап методической подготовки учителя. 26
Задачами учителя на этом этапе являются: 26
1.Подобрать /сформировать/создать проблемные упражнения. 26
2.Видоизменияя форму выражения или же определенных условий задачи, придать ей проблемный характер. 26
При этом учитель должен владеть поисковыми методами обучения, знанием фактического материала, способами постановки вопросов, которые будут показывать противоречия перед обучающимися, а также уметь корректно использовать те термины и понятия, которые уже знакомы младшим школьникам. Одним из важнейших условий является следование возрастным особенностям обучающихся, их способностям и склонностям. При этом проблемная ситуация должна быть достаточно трудной, но посильной для обучающихся. 26
Таким образом, успешное использование технологии проблемного обучения зависит от педагогического мастерства самого учителя, его возможностей, навыков. Зная и используя приеденные рекомендации, постоянно совершенствуя свой опыт, работу с младшими школьниками, можно сделать эффективной и увлекательной. 26
Выводы по 2 главе: 27
Использование технологии проблемного обучения на уроках математики – это не только способ эффективного усвоения нового и закрепления изученного материала по темам, но и активный творческий подход в обучении младших школьников, который является не менее занимательным, чем игровые методы при грамотной разработке сценария такого занятия, четко определенных целях и задачах, а также алгоритмах действий в различных возможных ситуациях, которые могут возникнуть по ходу урока. Это также одна из форм рефлексии, поскольку традиционные способы обучения достаточно быстро надоедают детям- они теряют интерес, вовлеченность, поэтому падает их внимание и настроение. А такие формы обучения, как проблемное обучение, способны замотивировать обучающихся на получение новых математических знаний. Особенно важно использовать задания с опорой на реальные события из жизни младших школьников. 27
Заключение 27
Проблемное обучение - набирающий популярность тип развивающего обучения. Его сущность заключается в использовании различных проблемных задач с разным уровнем сложности. В ходе решения этих задач обучающиеся получают новые знания, учатся использовать новые способы действий при решении таких задач. Это, в сою очередь, влияет на формирование творческих способностей- продуктивного мышления, воображения, внимательности и сообразительности. 27
Список литературы 29
1.Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. 29
2.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика обучения математики в начальных классах: Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. – 3 издание, испр. – М.: Просвещение, 2016. – 335с. 29
3.Джиоева А.Р., Джиоева Г.Х О реализации проблемного обучения в начальной школе. 2017 г. Режим доступа: file:///C:/Users/Алена/Downloads/o-realizatsii-problemnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole.pdf Дата обращения: 2.03.2023. 30
4.Использование приёмов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/ispolzovanie_priiomov_problemnogo_obucheniia_na_urokakh_matematiki_v_nachalnoi_s Дата обращения: 13.03.2023. 30
5.Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4 издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288с. 30
6.Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М. Знание, 2019. - 80 с. 30
7.Логвинов И. И. Основы дидактики: учебно-методическое пособие. - М.: МПСИ, 2018. - 144 с. 30
8.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-312.htm#$p312 Дата обращения: 2.03.2023. 30
9.Махмутов Мирза Исмаилович Организация проблемного обучения в школе. М.И. Махмутов. - Москва: Просвещение, 1977. - 240 с. 30
10. Меджидова А.А. Технологии применения проблемного подхода в процессе обучения математике в начальных классах. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-primeneniya-problemnogo-podhoda-v-protsesse-obucheniya-matematike-v-nachalnyh-klassah/viewer Дата обращения: 13.03.2023. 30
11.Проблемное обучение в начальной и средней школе. Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020 Режим доступа: file:///C:/problemnoe-obuchenie-v-nachalnoy-i-sredney-shkole.pdf Дата обращения: 2.03.2023. 30
12.Селевко Г.К. Проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии. -2016. -№2. -с.61-66. 31
13.Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения. 2009 г. Режим доступа: file:///C:/Users/Алена/Downloads/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya%20(1).pdf Дата обращения: 2.03.2023. 31
14.Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 31
Введение
Актуальность темы: Начальное образование является фундаментом всего дальнейшего обучения. Очень важно то, какие методы, приемы, какое содержание используется на этом этапе – от этого будет зависеть становление будущей личности человека: его привычки, характер, способности, навыки, склонности и качество всей его дальнейшей жизни.
Учеными доказано, что лучше, скорее и прочнее обучающиеся запоминают такие знания, которые добываются собственными силами. Чтобы ребенок учился самостоятельно добывать знания, чтобы сам процесс обучения был интересным и захватывающим, важно использовать в образовательном процессе технологию проблемного обучения [6 c. 56]. Однотипные уроки быстро надоедают детям младшего школьного возраста, их способны заинтересовать новизна подачи материала, необычность, то, что вызывает удивление. Если ученики имеют возможность самостоятельно решать на каждом уроке посильные для себя задачи, - это вызовет интерес. Особенно когда эти задачи имеют проблемный характер.
Значение проблемных ситуаций для развития младших школьников невозможно переоценить. Именно благодаря им ученики способны оценить необходимость всего процесса обучения. Когда ребенок приходит к конкретным выводам в процессе работы, которые способны изменить его отношение к учебе со знака минус на знак плюс – это один из самых максимальных результатов, который может быть получен в работе с обучающимися.
Изучение организации использования проблемных ситуаций является важным шагом на пути к успешной и эффективной работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить основы организации проблемного обучения математике в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность проблемного обучения в начальной школе.
2. Описать виды и уровни проблемного обучения.
3. Охарактеризовать методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе на уроках математики.
4. Создать творческую разработку «Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе».
5. Дать рекомендации по использованию проблемного обучения математике в начальной школе.
Объект исследования: проблемное обучение математике в начальной школе;
Предмет исследования: приемы, методы и условия организации проблемного обучения математике в начальной школе.
Методы исследования: изучение учебной и научной литературы, анализ, синтез.
Практическая значимость: данные настоящей работы можно использовать на уроках математики в начальных классах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух основных глав, выводов к каждой главе и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1Сущность проблемного обучения в начальной школе
Проблемное обучение подразумевает поэтапное и целенаправленное вовлечение учеников в решение проблемных, познавательных задач. В этом процессе они должны овладевать новыми знаниями и навыками, опираясь на реальные условия.
На этапе начального образования проблемный и репродуктивный методы обучения используются в комплексе, дополняя друг друга. Подразумевается оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей в целях усвоения понятий и приемов, способов логического мышления [5 c. 109].
Задача педагога отслеживать развитие интересов и склонностей обучающихся, давать им посильные для понимания и решения проблемы. При этом важно, чтобы обучающиеся были уверены в том, что, решив такую проблему или подобные ей, они научатся новому и полезному для себя, откроют что-то новое.
Основные понятия в рамках изучения организации проблемного обучения - проблемная ситуация и проблема (задача).
Проблемная ситуация представляет собой затруднение, возникшее у обучающегося в случае, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности [5 c. 110]. Он не может решить задачу, используя имеющийся у него опыт и знания, поскольку они оказываются не достаточными. Проблемная ситуация является основой, отправной точкой проблемного обучения в начальной школе.
Проблемная ситуация включает в себя 3 главных компонента:
- запрос ученика в новом знании или способе действия;
- наличие нового знание, которое должно быть усвоено;
- достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки ребенка, его интеллектуальные возможности [14 c. 67].
Проблемная ситуация возникает тогда, когда обозначена цель, но неизвестны пути достижения этой цели.
Проблемная задача представляет собой крупную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходим анализ, а также поиск способов и приемов ее решения.
Проблемная задача состоит из следующих элементов:
1.Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики.
2.Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации.
3.Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики [3].
Само понятие «проблемное обучение» прочно укрепилось в педагогической науке и практике как в СССР, так и в зарубежных странах в период с 1920 по 1930 гг.
Основой для формирования проблемного обучения послужили теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). По его мнению, корректно выстроенное обучение всегда тождественно проблемному, является им.
Система организации проблемного обучения со школьниками получила активное развитие в 60-80 –е годы XX века. Психолог А.М. Матюшкин утверждал: «Проблемная ситуация, это ситуация, которая возникает в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...» [8] Проблемная ситуация отличается объективно - субъективным характером, являясь и логической, и психологической одновременно. Ключевой характеристикой проблемной ситуации Матюшкин А.М., как и Рубинштейн С.Л., называли нечто неизвестное и новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия [11].
Советский и российский педагог-теоретик М.И. Махмутов под проблемными ситуациями понимал учебные ситуации и затруднения, возникающие у обучающегося при решении задачи, когда он понимает недостаток имеющихся у него знаний для ее решения. Такие задачи активизируют мыслительную активность ребенка, когда он пытается преодолеть затруднение и получить тем самым новые знания.
Также Махмутовым М.И. сформулировано общее определение технологии проблемного обучения: «Технология проблемного обучения – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовыми выводами науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций» [8].
Сущность проблемной ситуации исследовалась также Г.И. Щукиной. Она пришла к очень важному выводу о механизмах использования проблемных ситуаций. Она утверждала, что познавательный процесс является очень сильным стимулом к обучению. Со временем он «становится устойчивым образованием самой личности, мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий» [14 c. 118]. Известный физик Л. Броль сказал: «Удивление - мать открытия» [7 c. 41]. Новизна информации, уникальность и неожиданность, странность, несоответствие всему усвоенному – это и является признаком наличия проблемной ситуации. Все это побуждает ученика решить проблемную ситуацию. Познавательный интерес, усиливающийся эмоционально-мыслительными процессами, заставляет наблюдать, догадываться, искать выход, включать воображение, тем самым разрешая проблемную ситуацию.
Таким образом, сущность проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются ученикам в готовом виде. Используются такие ситуации, решение которых способствует возникновению этого знания. Проблемное обучение относится к методам активного обучения и формирует навыки продуктивного творческого изучения предмета. В этом процессе учитель понимает, что усвоение знаний происходит только через вызывающую интерес задачу, с которой ребенок имеет намерение справится и пытается искать решение самостоятельно, а простое восприятие, ознакомление и воспроизведение не закрепляется в виде полученного знания, которое может быть использовано и опробовано.
В начальной школе обучающиеся постоянно сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые позволяют им развивать свое математическое мышление. Естественное возникновение проблемной ситуации в учебном процессе на уроках математики способствует появлению диалога, поскольку решение по готовой схеме, по шаблону в таком случае невозможно, ученик вступает в коммуникацию и пытается решить задачу, используя доступные ему средства; в работу включается память, смекалка и т.д. Поиск решения проблемы приведет обучающегося к заключительному этапу по поиску решения, открывающее ему новое знание, которое затем можно сравнить с формулировкой правила в учебнике.
1.2 Виды и уровни проблемного обучения
Чтобы изучить механизм организации проблемного обучения, рассмотрим причины возникновения проблемных ситуаций и их виды.
Возможные варианты возникновения проблемной ситуации с позиции ученика: