Файл: Организация проблемного обучения математике в начальной школе Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- отсутствие у обучающегося знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
- необходимость выбирать из системы знаний, с помощью которых можно решить задачу наиболее рационально;
- наличие противоречий между теоретическими возможностями известных способов решения и их практической возможностью [8].
Степень сложности проблемной ситуации зависит от уровня знаний обучающихся. Поэтому сложность проблем в процессе обучения можно повышать или наоборот снижать.
По возрастанию степени проблемности различают проблемные ситуации, когда:
-обучающиеся имеют все необходимые данные;
-обучающиеся получают не всю информацию, поэтому дополнительно нужен анализ или поиск недостающих данных учителем или самостоятельно;
-обучающимся вкратце описывают ситуацию и предоставляют минимальное количество вводных данных. Также в этом случае от детей требуется интуиция [8].
Форма подачи проблемной ситуации может быть в виде:
- устного или письменного описания;
-подача с помощью схемы, диаграммы;
-фрагмент из видеофильма [1 c. 57].
Проблемное обучение не может быть одинаковым по своей эффективности, поскольку у одних обучающихся познавательная самостоятельность может быть высокой, а у других низкой. В зависимости от развитости логического мышления также могут быть различные по своему качеству затруднения. На основе этого можно выделить три вида проблемного обучения:
1.«Научное» творчество представляет собой теоретическое исследование. Оно включает в себя поиск и открытие учеником нового правила, закона, теоремы и т. д. В основе такого вида проблемного обучения уже заложена постановка и решение основных теоретических учебных проблем.
2.Практическое творчество направлено на поиск практического оптимального решения. Его сущность в том, чтобы подобрать метод применения знания в новой ситуации. Это конструирование, изобретение и т.д. Этот вид проблемного обучения служит для постановки и решения практических учебных проблем.
3.Художественное творчество – это отражение реальности через художественные образы и воображение. К нему относятся литературные сочинения, рисование, игра и т.д. [13].
Любой вид проблемного обучения имеет свою структуру, которая влияет на результативность обучения.
Эффективный процесс обучения включает в себя такие процессы как:
1. наращивание объема знаний умений и навыков обучающихся;
2. углубление и упрочнение знаний;
3. развитие познавательных потребностей;
4.развитие навыка самостоятельно добывать необходимую информацию и развитие творческих способностей [2 c. 118].
Любой из обозначенных видов проблемного обучения реализуется исходя из различного уровня познавательной самостоятельности обучающихся.
Исходя из уровня сложности проблемных задач, вопросов, заданий и их соотношением с типами самостоятельных работ можно выделить четыре основных уровня проблемности:
-уровень, определяющий репродуктивную деятельность (выполнение по схеме)- низкий уровень познавательной самостоятельности;
-уровень, обуславливающий использование известных знаний в незнакомой ситуации;
- репродуктивно-поисковый уровень;
- творческий уровень.
Результаты использования проблемного обучения оценивают через усвоение учеником новых знаний и приемов умственной деятельности. Эффективным можно назвать такой процесс, при котором знания усвоены через самостоятельное решение проблемной ситуации или задачи, от участия ученика в каждом из пяти этапов познавательного процесса.
Усвоение знаний происходит на трех уровнях:
а) восприятия, осмысления и запоминания;
б) применения знаний в сходной ситуации;
в) применения знаний в существенно новой ситуации, требующей проявления тех или других характеристик творческой деятельности.
Таким образом, задачей активизации учащихся с помощью проблемного обучения является повышение уровня мыслительной деятельности обучающегося. Важно при этом обучать его не отдельным хаотичным операциям, а комплексу умственных действий, характерных для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.
1.3 Методы и приемы организации проблемного обучения в начальной школе на уроках математики
Проблемные ситуации на уроке математики используются при изучении и разъяснении нового материала, при повторении и закреплении пройденного, а также в решении нестандартных задач.
Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры, которые предлагаются к решению на страницах учебников математики и в дидактических материалах, и по своей сути и есть проблемное обучение [8].
На этапе начального обучения дети, как правило, сталкиваются с различными проблемными ситуациями и задачами, побуждающими их к математическому мышлению. Даже просто распределение тетрадей или учебников может стать для учащихся первого класса проблемой, если их спросить, хватит ли учебных принадлежностей для всего класса? Видя относительно небольшую пачку тетрадей, дети будут думать, что их не хватит, ибо имеют ввиду величину тех и других элементов. Проверкой правильности предположения будет раздача тетрадей. Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества. Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. Не только каждая текстовая задача, но и другие упражнения, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу.
Существуют следующие выходы из проблемной ситуации:
-учитель сам обозначает проблему и сам же ее решает;
- учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
-обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с помощью учителя.
-обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) [12 c. 61].
Упражнения, содержащие составные текстовые задачи, сравнение выражений, которые требуют использования известных детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, для решения которых нужно переосмысление приобретенных ранее знаний, используются для постановки детьми проблемных задач. Тогда обучение математике сможет сыграть эффективную роль для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, а также таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
С помощью математических понятий также можно организовать решение различных проблемных ситуаций. Например, обучающемуся дается такое задание: «К 2 прибавь 5 и умножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, умноженное на 3». Это можно записать и вычислить следующим образом:
2+5x3=21 и 2+5x3=17 [9 c. 118]
Такая запись заставляет удивляться детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок задача принимает вид:
(2+5) x3=21 и 2+5x3=17 [9 c. 119]
Другой пример задания связан с геометрическим материалом. Можно предложить первоклассникам плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники в зеленый. Сообщаю, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые пятиугольниками?» Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений [9 c. 120].
Они должны сравнивать мысленно термины «четырехугольник», и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов - «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур. Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые по пять. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов - названий данных фигур, дети должны прийти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Можно сделать вывод о том, что проблемные текстовые задачи должны поставить ученика в ситуацию, когда появляется удивление и чувствуется трудность. Либо только чувство трудности, которое ученик намерен преодолеть. Когда этого нет, задачу уже нельзя назвать для него проблемной.
В целях развития творческих способностей учащихся в проблемном обучении нужна эффективная система проблемных ситуаций. Для этого организовать проблемное обучение можно на 4-ех уровнях. Каждый уровень отличается степенью обобщенности задачи, предложений учащимися для решения и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Если кто-то из учеников не справляется с заданием ни на одном уровне проблемности, следует изучить и определить характер затруднений, их причины и своевременно оказать помощь, формируя при этом у детей соответствующие операции, развивая творческие способности.
Приемы и методы проблемного обучения на уроках математики позволяют детям сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они понимают теперь, что не на каждый вопрос может быть готовый ответ, ответ может быть неоднозначным, но при этом каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Выводы по первой главе:
Сущность проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются ученикам в готовом виде. Используются такие ситуации, решение которых способствует возникновению этого знания. Проблемное обучение относится к методам активного обучения и формирует навыки продуктивного творческого изучения предмета. В этом процессе учитель понимает, что усвоение знаний происходит только через вызывающую интерес задачу.
Выделяют три вида проблемного обучения: научное творчество, практическое творчество, художественное творчество. Каждый вид имеет свою определенную структуру. Также в зависимости от познавательной самостоятельности обучающихся выделяют следующие уровни проблемности, заложенные в проблемных ситуациях: низкий уровень познавательной самостоятельности; уровень, обуславливающий использование известных знаний в незнакомой ситуации; репродуктивно-поисковый уровень; творческий уровень.
Проблемность при обучении математики возникает сама собой, поскольку большая часть текстовых задач и есть своего рода проблемные задачи, над которыми ученик должен задуматься. Задачи и упражнения на сравнение выражений, требующие использования ранее изученных закономерностей и связей, упражнения геометрического характера, требующие переосмысления полученных ранее знаний и др. используются для постановки проблемных задач.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Творческая разработка «Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе»
Инструменты и содержание проблемного обучения в начальной школе на уроках математики зависит и от класса (возрастных особенностей) обучающихся и от их индивидуальных особенностей, от степени интеллектуальной развитости.
Сформулируем задания по математике с элементами проблемного обучения для разных классов начальной школы.
Задание для обучающихся 1 класса