Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
Различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда.
По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.
Интересы различают также и по объему. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широкими, но поверхностными интересами.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с моральными взглядами человека.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, — оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Понятие об идеале.
Идеал-это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.
Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.
Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерцательное и
2) деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеалом. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: "живи, как живется", "живи, как другие рядом живут". Во втором случае восхищение идеальным порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план действий.
Л — 3
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка, или нейрон. Всю нервную систему можно представить как взаимосвязанную и взаимодействующую сеть из нескольких триллионов нервных клеток.
По своей функциональной значимости в составе рефлекторной дуги различают три вида нейронов:
рецепторные (чувствительные, афферентные), имеющие чувствительные нервные окончания, которые способны воспринимать раздражения из внешней или внутренней среды;
эффекторные (эфферентные), окончания аксонов которых передают нервный сигнал на рабочий орган;
ассоциативные (вставочные, центральные), являющиеся промежуточными в составе рефлекторной дуги и передающие информацию с чувствительного нейрона на эффекторные.
Принято различать следующие функции нейрона:
1. Воспринимающая — преобразование энергии раздражителя в специфическую энергию.
2. Интегративная функция — обработка одновременно или в течение короткого интервала времени поступающих нервных сигналов
3. Мнестическая функция, или следовая функция.
4. Проводниковая функция (скорость распространения сигнала колеблется от нескольких сантиметров до 100-120 метров в секунду.)
5. Передающая функция (как передаточное звено).
Часто в бытовых разговорах приходится слышать сожалеющее вы сказывание, что нервные клетки не восстанавливаются. Да, применительно к телу нейрона, это действительно так, и в ряде случаев это действительно плохо. Но следует также иметь в виду, что количество нейронов у человека значительно превышает его потреб-
ности на протяжении всей жизни. И, кроме того, следует иметь в
виду, как это указывалось выше, нервные клетки на протяжении
жизни человека "обучаются", "приобретают опыт", а потому включение в слаженный нейрональный ансамбль "необученного" элемента затруднило бы его работу.
4. Функциональная морфология нервной системы.
По топографическому принципу нервную систему подразделяют на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, расположенных соответственно в нолости черепа и позвоночного канала. В состав периферической входят все нервные структуры, расположенные за пределами головного и спинного мозга.
Нервную систему также подразделяют на соматическую (анимальную) и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система
обеспечивает восприятие сигналов от внешних рецепторов и рецепторов опорнодвигательного аппарата, она оказывает регулирующее (управляющее) воздействие на скелетную мускулатуру. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы и кровеносные сосуды (рецепторные образования, железы, гладкую мускулатуру), а также обеспечивает адаптационно-трофическую функцию.
Основу деятельности нервной системы составляют рефлексы — от ветные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемые с участием ЦНС. Многочисленные рефлекторные акты подразделяют на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в процессе индивидуальной жизнедеятельности). Морфологической основой рефлекса является рефлекторная дуга, состоящая из воспринимающих раздражители рецепторов; афферентного звена, по которому нервные сигналы от рецепторов идут в ЦНС; центрального звена, обеспечивающего замыкательную функцию; эфферентного звена, проводящего нервные импульсы от ЦНС к исполнительному органу, эффектору.
5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.
Понятия нервный центр, принцип доминанты, принцип общего конечного пути; концепция функционального состояния П.К.Анохина).
Н.С. действует как единое целое за счет следующих механизмов: это организация нервных центров и их взаимосвязь, доминанта, принцип общего конечного пути, неспецифическая активирующая система мозга, концепция функциональной системы и некоторые другие.
НЕРВНЫЙ ЦЕНТР — это совокупность образований различных уровней ЦНС, совместная деятельность которых обеспечивает осуществление той или иной функции целостного организма. Понятие это функциональное, а не анатомическое.
В ЦНС в каждый момент времени формируется определенный ансамбль нервных центров, что было обо значено как их взаимосвязь.
ПРИНЦИП ДОМИНАНТЫ в нейрофизиологии был введен выдающимся отечественным физиологом А.А.Ухтомским. Под доминантой (от дат. dominans — господствующий) понимают временно господствующую реф-
лекторную систему в ЦНС.
Характерные черты доминанты: повышенная возбудимость, стойкость, способность к суммированию и инерция возбуждения, т.е. способность продолжать реакцию, когда первоначальный стимул ухе миновал. По А.А. Ухтомскому, доминанта — общий принцип работы нервных центров.
ПРИНЦИП ОБЩЕГО КОНЕЧНОГО ПУТИ. Этот принцип основан на способности различных путей проведения нервных импульсов концентрироваться на исполнительной клетке, что было обозначено как конвергенция и является одним из основных принципов связей в ЦНС.
КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, разработанная академиком
П.К.Анохиным, предполагает саморегулирующуюся организацию, все элементы которой взаимодействуют для получения полезного для организма приспособительного ре зультата.
Наиболее важным является понятие акцептора — результата действия, обеспечивающего сопоставление ожидаемого и реального результатов.
Интеграция деятельности центральной нервной системы осуществляется по нескольким структурам.
Наиболее существенными из них являются следующие;
1. Проекционные системы — обеспечивают проведение через все уровни спинного и головного мозга информации о воспринимаемых раздражителях в высшие корковые представительства (проекции)
2. Ассоциативные системы — функция связи.
3. Интегративно-пусковые системы (запуск двигательного акта)
4. Лимбико-ретикулярные системы - энергетическое,
эмоциональное и вегетативное обеспечение деятельности.
Отражением интегральной деятельности головного мозга является его биоэлектрическая активность, или электроэнцефалограмма (ЭЭГ).
Принципы организации и управления в психической деятельности.
Психика человека активна и существует как психическая деятельность. Одной из главных целевых функций психической деятельности является управление поведением и эмоциональным состоянием.
Система управления представляет собой совокупность двух элементов: объекта управления и управляющей системы.
Процесс управления осуществляется как обмен информацией управляющей системы с объектом управления (прямая связь) и объекта управления с управляющей системой (обратная связь).
Для осуществления процесса управления в системе должны быть элементы, обеспечивающие следующие функции:
прием информации — принятие решения — реализация решения — обратная связь.
К Л-2.
1. Психологическая структура личности. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект деятельности и их соотношения.
2. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
4. Функциональная морфология нервной системы.
5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.
1. — Человек-индивид (его св-ва)-личность-индивидуальноть (интеллет., эмоц., волевые особенности);
- личность как объект и субъект воздействия;
- психолог. структура личности (п. процессы (познават., эмоц. и волевые), сост. и св-ва + неосознаваемые псих. процессы);
2. — опред. направленности,
- схема потребностей и их х-ка
- интересы и их классификация и х-ка
- мировоззрение, идеал.
3. — 3 вида нейронов;
- 5 ф-ций нейронов.
4. — подразделения нервной системы (ЦНС, периферия; соматическая и вегетативная),
- рефлекс и рефлекторная дуга.
5. — механизмы интеграции (НЦ, доминанта, общий конечный путь, ф. состояние по П.К.Анохину),
- структуры, обеспечивающие интегративную деятельность,
- система управления психической деятельности.