Файл: Тема. Введение в психологию. Психологическая структура личности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Теория психосоциального развития Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжается гармоническое и наоборот.
6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную структуру, имеющую следующие составные части : 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.
7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самостоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).
8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического развития общества (социологизаторская концепция личности).
Концепция личности К.Хорни. Человеком управляют две тенденции — стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Существует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;
2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротическая покорность (больного).
Тема 2
Психологическая структура личности. Структурно-функциональная организация нервно-психи-
ческой деятельности.
1. Психологическая структура личности. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект деятельности и их соотношения.
2. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
3. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
4. Функциональная морфология нервной системы.
5. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность НС. Понятие управления в психической деятельности.
Рекомендуемая литература.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М., 1990.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
3. Психология /под ред. А.А.Крылова. — М., 1998.
4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1999.
1. Психологическая структура личности. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность субъект и объект деятельности и их соотношения.
Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия "человек", индивид, субъект, "личность", "индивидуальность".
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек — это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens.
Понятие индивид характеризует человека как носителя определенных свойств (дать схему).
(схема св-в индивида)
Субъект — это категория, характеризующая активное, преобразующее начало в человеке (чаще всего используются по отношению к какой-либо деятельности);
Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность — это конкретный человек, взятый в системе его ус-
тойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
которые проявляются в общественных связях и отношениях
Личность занимает определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Роль — это социальная
функция личности; например, роли матери и отца -воспитание детей, роль директора школы — управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.
Индивидуальность-это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо гла-
венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенности переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы и решать их. Своеобразие чувств может заключаться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в большой подвижности эмоций. Особенность воли проявляется в силе воли, удивительном мужестве или самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или действиям.
Необходимо отметить одно из изречений: "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают".
Социальная сущность личности
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
Личность как субъект общественных отношений.
Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей.
Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
В настоящее время психологическая наука изучает целый спектр психических явлений, которые могут быть подразделены на следующие категории:
- психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные) (характеризует процессуальность исследуемого свойства);
- психические состояния (характеризует статический момент, относительное постоянство исследуемого явления)
- психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.
+ неосознаваемые психические процессы.
(дать рисунок структура личности (псих. процессов, сост. и св-в и неосознаваемых псих. процессов)
При изучении личности акцент производится на свойствах как усточивых компонентах личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человек к деиствительности.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде.
Четвертый компонент — темперамент, динамическая характеристика психических явлений человека.
2. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки мировоззрение и идеалы личности.
Основные компоненты личности (дать схему св-в личности).
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человек к деиствительности.
Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующая направленность определяет всю психическую деяельности личностй.
Направленность личности —
это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.
Мотивы — это осознанные побуждения к деятельности или поведению.
От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны.
ПОТРЕБНОСТИ Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом.
Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.
Потребности побуждают человека к активности.
Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.
Потребности человека многообразны. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Так, например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода.
Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.
Виды потребностей.
В настоящее время достаточна популярна классификация пот-
ребностей А.Маслоу.
(дать схему).
Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележащие потребности, то вышележащие могут и не возникать.
ИНТЕРЕСЫ
Интерес-это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.
Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.
Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.
Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).