Файл: Сурайкин Данила Евгеньевич Выпускная квалификационная работа Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 810 лет средствами специальных упражнений основная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет»
Сурайкин Данила Евгеньевич
Выпускная квалификационная работа
Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений
основная образовательная программа среднего профессионального образования
ТХ.5978.2013 по специальности 49.02.01 Физическая культура
очная форма обучения
19133 группа
Руководитель: доцент, Кафедра физической культуры и спорта, к.п.н., доцент
Поципун А.А
Рецензент: преподаватель, Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии
Королев В.М
Санкт-Петербург 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………..………………………. | 3 |
Глава 1. Методика развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений……………………………………………………………… | 6 |
1.1.Технико-тактические действия в футболе и в других спортивных играх…………………………………………………………………………… | 6 |
1.2.Особенности методики развития ловкости в технических и тактических действиях футболистов……………………………………….. | 12 |
1.3.Структура, организация и особенности проведения учебно-тренировочных занятий по футболу………………………………………. | 17 |
1.4.Анатомо-физиологические и психические особенности развития спортсменов 8- 10 лет……………………………………………………….. | 21 |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….. | 28 |
2.1.Характеристика группы исследуемых детей………………………… | 28 |
2.2. Организация и методика исследования……………………………... | 29 |
2.3.Методы оценки эффективности проведенного исследования……… | 33 |
2.4. Статистическая обработка данных………………………………… | 35 |
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …... | 36 |
ВЫВОДЫ ………………..……………………...………………..…………… | 46 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. | 48 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………..…..……………………… | 49 |
СПИСОК литературы…………………….……………………………… | 52 |
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. | 56 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Футбол - является одним из самых массовых видов спорта. Миллионы болельщиков всего мира смотрят футбольные матчи на стадионах, по телевизору, а некоторые слушают радиотрансляции.
Среди них есть и такие, которые повсюду следуют за своей любимой командой, не жалея сил и средств. Футбол - игра с трудной техникой, она не свойственна людям от природы. Для работы, для того чтобы что-то сделать, нам даны руки, а главная характеристика вратаря - это умение обращаться с мячом ногами.
Этим, собственно, и можно объяснить изначальную характерную сложность всего будущего процесса подготовки футболистов, также хочется отметить, что футбол - коллективная игра, которая собирает многотысячные стадионы болельщиков независимо от погоды, и не только в России, но и за рубежом. Игра привлекает миллионы любителей своей широтой, удалью, высокими скоростями и обилием голов.
У футболистов в игровой деятельности необходимо уделять внимание ловкости для повышения технико-тактической подготовки и спортивной результативности команды. Воспитание ловкости футболистов в игровой деятельности способствует общей и специальной физической подготовки в условиях спортивной тренировки.
У футболистов в игровой деятельности, воспитание ловкости способствует успешному овладению сложными техническими действиями в различных игровых ситуациях футбола.
Воспитание ловкости футболистов оказывает влияние на качество игры, позволяет футболистам выполнять точно, синхронно, экономично двигательные действия. Воспитание ловкости футболистов в игровой деятельности повышает эмоциональность, рациональность, экономичность игры, упреждает эмоциональные перегрузки, перенапряжение функциональных систем.
В теории и методики футбола существуют различное понимание ловкости и её влияние на качество игровой деятельности футболистов у тренеров. Воспитание ловкости футболистов на общеподготовительном этапе тренировки имеет множество вопросов. Литературный анализ и обобщение результатов исследования позволили установить противоречие в футболе: между необходимостью воспитания ловкости футболистов на общеподготовительном этапе тренировки и недостаточно обоснованной методикой воспитания ловкости футболистов.
Объект исследования: процесс развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
Предмет исследования: методика развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика, направленная на развитие ловкости средствами специальных упражнений, позволит повысить качество подготовки юных футболистов 8-10 лет.
Цель исследования: разработка и апробация методики развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературных источников по теме развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
2.Разработать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений.
3.Апробировать методику развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений и посредством эксперимента доказать её эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна работы связана с разработкой комплексов специальных упражнений, предназначенных для развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные в ходе исследования данные для организации занятий футболом у мальчиков 8-10 лет.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованной литературы.
Глава 1. Методика развития ловкости при подготовке юных футболистов 8-10 лет средствами специальных упражнений
1.1.Технико-тактические действия в футболе и в других спортивных играх
Соревновательный процесс в командных спортивных играх настолько специфичен, что не имеет полных аналогов в других видах спорта. Следовательно, должны быть отличия и в подходах к построению тренировки квалифицированных спортсменов. Важность дальнейшего изучения, разработки и решения проблем управления технико-тактической деятельностью квалифицированных спортсменов в командных спортивных играх обусловлена дальнейшим повышением конкуренции на ведущих континентальных (европейских) и мировых соревнованиях, Олимпийских играх. К сожалению, при потенциально высоких возможностях в последние годы сборным командам СНГ в подавляющем большинстве случаев не удается преодолеть даже уровень группового отборочного турнира к финальным соревнованиям чемпионатов Европы и Мира, Олимпийским играм. Это позволяет констатировать, что отдельные направления подготовки сборных команд СНГ по баскетболу, волейболу, гандболу и футболу нуждаются в оптимизации
1.
Футбол в современных условиях предъявляет к спортсменам очень высокие требования в развитии всех физических качеств. Особенно это касается развития скоростных качеств и выносливости2.
Темп и скорость игры с каждым годом увеличиваются, и футболисты должны соответствовать определенным стандартам в развитии такого проявления, как выносливость. При прочих равных условиях побеждает команда, игроки которой оказываются на долю секунды быстрее и выносливее игроков соперника в конкретном эпизоде матча. Изучение этой проблемы важно для совершенствования техники повышения квалификации, поскольку установлено, что уровень спортивных достижений тесно связан с объемом тренировочной работы3.
Все спортивные игры отличаются каким-то заурядным составом деятельности и для них, пожалуй, трудно найти аналог в обычной и спортивной жизни4.
Для современного футбола характерны высокие соревновательные нагрузки, темп игры, выполнение технических и тактических приёмов на больших скоростях с сопротивлением и без противника, применением активных систем защиты и нападения: прессинга и быстрого прорыва. Отличительными особенностями сегодняшнего футбола является постоянно возрастающая интенсивность игры, жёсткая атлетическая борьба по всему полю5.
Футболисты разных игровых амплуа выполняют различную специфическую работу, соответственно, имеют разную структуру физической подготовленности и уровень её развития6.
Следует выделить четыре основные позиции, определяющие успех любой футбольной команды, в частности юношеской: «первое – это техника, второе – тактика, третье – морально-волевая подготовка и четвертое – функциональное состояние, состояние здоровья. Вот это главные основы, на которых основывается футбол, как, впрочем, и другие виды спорта. Но в основе лежит талант»7.
Огромное значение зарубежные и отечественные тренеры уделяют технико-тактической подготовке своих команд. Подбор тренировочных упражнений осуществляется, учитывая тактические игровые схемы команды, варианты взаимодействий по позициям футболистов на футбольном поле.
В тренировочных занятиях отрабатываются действия игроков в атаке и в обороне, доводя эти элементы игры до автоматизма. Примером же тактической работы современных тренеров являются двухчасовые тренировки Конте А. ФК «Челси» (Англия), те же Сарри М. ФК «Наполи» (Италия), Гвардиола Х. ФК «Манчестер Сити» (Англия), Клопп Ю. ФК «Ливерпуль» (Англия), Гончаренко В. ФК «ЦСКА» (Россия) и др., которые уделяют огромное внимание тактической и технико-тактической подготовке своих команд, состоящих как из молодых перспективных футболистов, так и из настоящих профессионалов своего дела, но эта работа основывается на знаниях и умениях самих футболистов.
Вся обучающая работа, выполненная тренерами в детско-юношеских командах и её совершенствование в последующих периодах спортивной подготовки, позволяет игрокам в составе своих команд добиваться максимальных результатов в сильнейших футбольных лигах Европы, показывая при этом своё высочайшее индивидуальное мастерство и умение реализовывать тактические замыслы тренеров8.
Футбольные специалисты Стула А., Кромке К. 9 постоянно отмечают растущий атлетизм при подготовке современных футбольных команд, техническое оснащение, позволяющее выполнять технические элементы на максимальных скоростях и с постоянно возрастающим давлением на игрока с мячом, а уровень тактической подготовки современных футбольных команд не иначе, как «высшая математика» и не назовёшь.
Положение футбола сегодня требует вести активный поиск наиболее эффективных средств и методов физической, технической, тактической, психологической подготовки футболистов на этапе высшего спортивного совершенствования, чтобы преодолеть существующие недостатки10.
От этапа начальной подготовки и до этапа высшего спортивного мастерства футболистов идёт постепенное увеличение в тренировочном процессе упражнений технико-тактической подготовки, а к 18 годам, доводится до 50% от общего объёма всех видов подготовки футболистов.
Квалифицированная подготовка юных футболистов в наши дни, преодолевая существующие недостатки в технической и тактической подготовке спортсменов требует вести активный поиск и подбор наиболее эффективных тренировочных средств, методов, обеспечивающих обучение, способствующих повышению уровня общей и специальной физической подготовленности, совершенствованию технико-тактических приемов игры.
Как известно, технические и тактические навыки характеризуются объемом и универсальностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также способностью эффективно применять эти приемы в игре. Поскольку технические и тактические действия являются средством ведения игры в спортивных играх, считается целесообразным изучать тактику наряду с обучением технике и ее совершенствованию11.
Таким образом, техническая и тактическая подготовка при длительной подготовке спортсменов должна рассматриваться как целостный процесс12