Файл: Сурайкин Данила Евгеньевич Выпускная квалификационная работа Методы развития ловкости при подготовке юных футболистов 810 лет средствами специальных упражнений основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

В последнее время эксперты постоянно подчеркивали, что повышение уровня квалификации отечественных футболистов должно быть связано с постоянным улучшением качества тренировочных резервов. Известно, что весь учебный процесс в юношеской спортивной школе направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он построен на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Для наиболее успешного решения проблем, стоящих перед школой, необходимо запрограммировать учебный процесс в соответствии с такими критериями, которые обеспечили бы универсальность юных футболистов. Не менее важно при подготовке юных спортсменов повысить эффективность работы по освоению тактики игры и совершенствованию навыков выполнения широкого «ассортимента» технических и тактических приемов в различных условиях, близких к игровым13.

Практика позволила разработать достаточно унифицированную классификацию технико-тактических действий, которая представлена ​​ниже14.

«Длинная передача» - передача на расстояние более 25 м, включая угловые удары в зону ворот с пометкой «угловой удар».

«Удержание мяча» - перемещение футболиста на любой скорости с касанием мяча не менее трех раз. Остановка и продолжение движения с мячом считаются одним действием.

«Удар» - изменение направления, чтобы победить противника, который вступил в бой. Удар считается выполненным точно, если мяч остается под контролем игрока, выполняющего его.

«Отбор мяча »- действие, нацеленное на мяч, при овладении мячом, который находится и контролируется противником. Выбор производится точно, если мяч перешел к футболисту или команде, выполняющей выбор.

«Перехват мяча» - прерывание атаки противника без вступления в бой. Перехват считается точным, если защищающаяся команда завладела мячом.

«Головная игра» - передача, перехват, восточные единоборства с касанием мяча головой.

«Удар по воротам» - фиксируется отдельно ногой и головой. Удары, попавшие в цель и перекладину, считаются точными. В процессе записи игры на диктофон можно говорить дополнительную информацию15.

Опыт показывает, что наиболее ценными являются данные о количестве нарушений со стороны соперников и их команды, а также записи зон игры. Целесообразно закрепить 3 зоны: I зона (защитная зона - 25 - 28 м от ее ворот); II зона (средняя зона) и III зона (зона атаки - 25-28 м до цели противника)16.

В последние годы системный подход все шире используется для улучшения структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва по футболу. Это продиктовано необходимостью решения насущной проблемы тактической подготовки и создания учебного процесса, управляемого определенной техникой
17.

Таким образом, стоит сделать вывод, что факторы и процессы управления технико-тактической деятельностью квалифицированных спортсменов в командных спортивных играх в значительной мере детерминируют результативность соревновательного процесса. Разработка основных теоретико-методических принципов этой проблемы способствует оптимизации процессов многолетней подготовки и улучшению спортивных показателей.

Действия современного футболиста в игре должны быть надежны, быстры и целесообразны. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки. Отмечаемое отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшую подготовку футболистов. Технико-тактическая подготовка в спортивных играх не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой и тактикой игры на каждом из этапов многолетней подготовки.

1.2.Особенности методики развития ловкости в технических и тактических действиях футболистов
В последние годы при совершенствовании структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе все шире используется системный подход. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему тактической подготовки и создания, управляемого с помощью определенной методики процесса обучения. Техника и тактика футбола – это исторически сложившийся комплекс приемов, посредством которых ведется игра.

Техническое и тактическое мастерство футболистов характеризуется следующими показателями: количество приемов, которыми игрок владеет в совершенстве; стабильностью и надежностью выполняемых приемов в условиях противоборства и других сбивающих факторов; эффективность и целесообразность применяемых приемов; легкость, непринужденность и рациональная скорость выполняемых приемов. В последнее время специалистами постоянно подчеркивается, что повышение уровня мастерства отечественных футболистов должно быть связано с непрерывным улучшением качества подготовки

18.

Отставание в качестве усвоения техники и тактики игры в футбол на начальном этапе подготовки отрицательно влияет на дальнейшую техническую и тактическую подготовленность футболистов, поскольку, как показывает практика, приемы, выполняемые с высоким процентом ошибок на этапах начальной и предварительной базовой подготовки, продолжают оставаться такими же и в период спортивной зрелости.

Недостаточно высокий уровень технико-тактической подготовленности связывают с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и подростковом возрасте. Успешность подготовки в теории и методике спортивной тренировки также необходимо связывать со своевременным (адекватным возрасту) и перспективным (опережающим) владением основами рациональной техники движений на начальных этапах подготовки футболистов.

При этом в качестве одного из основных факторов эффективности этого процесса выделяют оптимальную последовательность освоения отдельных технико-тактических игровых приемов.

Н.Л. Бернштейн считает, что ловкость - это «не качество и не навык, а способность нервной системы к освоению двигательных навыков, а значит проявление координации»19.

В свою очередь В.И. Лях пишет о том, что для ее развития необходимы сложные, неожиданные ситуации и упражнения с экстремальным характером20.

По мнению Л.П. Матвеева ловкость определяет «обучение новыми движениями и умение быстро изменять движения с изменяющейся обстановкой». И рассматривает ее как комплекс координационных способностей21.

Я.Л. Коломинский пишет о том, что «ловкость определяется таких специфических видах, как ручные двигательные действие и двигательные действия с перемещением в пространстве»22.

Р.Х Яруллин определяет ловкость как «комплексное свойство занимающегося, что представляет собой результат развития координационных способностей. То есть ловкость – это та основа, на которой могут выполняться сложно координационные упражнения, при этом быстро и целесообразно»23.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ловкость - это способность человека психомоторного характера, которая определяет выполнение сложно-координационных движений, помогает более быстрому овладению новыми движениями и помогает ориентироваться в любой сложной или неожиданной двигательной ситуации. Следовательно, ловкость – это способность справляться с любой двигательной задачей быстро и целесообразно.


Под ловкостью подразумевается способность футболиста выполнять определённые движения на поле в ситуациях, которые возникают неожиданно. Причём, делать эти движения следует рационально, без огромных затрат энергии, иначе физических ресурсов организма на два полноценных тайма просто не хватит. 

Ловкость футболиста подразделяется на специальную и обычную.

Обычная ловкость требуется от игрока во время бега без мяча, изменения траектории передвижения, внезапных остановок и поворотов. Часто такая ловкость нужна для сохранения равновесия.

Специальная ловкость требуется во время обводки соперника, чисто выполненного подката и пр. Ловкость неразрывно связана с координацией. Многие исследователи считают, что у большинства способных футболистов это качество – уже врождённое. Оно зарождается на уровне развития нервной системы и связано с работой мозжечка. Однако, несмотря на врождённые качества, ловкость футболисту необходимо постоянно развивать. Общая ловкость хорошо развивается с помощью акробатики, прыжков через различные препятствия и в воду. А специальная ловкость воспитывается в упражнениях комбинированного характера24:

  • хорошо подходит для этого семенящий бег;

  • используется слаломный бег;

  • обязательны упражнения с ведением мяча;

  • тренеры часто применяют на тренировках быстрые перепасовки в одно касание.

Правда, длительными такие занятия делать не рекомендуется, – они быстро утомляют нервную систему футболиста. Нужно обязательно выделять интервалы для отдыха.

Методика развития ловкости у футболистов предусматривает комплекс специальных упражнений и физическую подготовку. Процесс обязательно должен быть постоянным и поступательным.

Передовые тренеры часто используют игровую методику. Это может быть игра в баскетбол, волейбол, даже хоккей на траве. Главное, чтобы выбранный вид спорта был командным, соревновательным и требовал от игрока большого количества движений и скоростных действий. Не следует забывать и об акробатике. Она не только развивает мышцы, но и улучшает координацию движений спортсмена.

К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач
25.

Необходимо определить место игры среди других средств физической подготовки и на занятии установить между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности занятий и позволит правильно дозировать физическую нагрузку.

После упражнений, сложных по координации, требующих напряженного внимания, следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания. Мышцы, которые только что интенсивно работали, в следующей игре почти не участвуют или выполняют работу иного характера. Так, не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

Фундаментом ловкости являются две главные составляющие: движение и координация. Если не воспитывать эти качества, футболист не сможет эффективно маневрировать по полю и выполнять поставленные задачи.


1.3.Структура, организация и особенности проведения учебно-тренировочных занятий по футболу
Учебно-тренировочное занятие содержит в себе и содержательный, и процессуальный компоненты формирования способности применять полученные знания, умения, и навыки в практике профессиональной деятельности. Соответственно учебно-тренировочное занятие вооружает обучаемых и содержательными знаниями, и процедурными инструментами решения профессиональных задач.

Первые - расширяют вариативность подходов к достижению необходимого результата, вторые - формируют алгоритмы и механизмы действий, обеспечивающие успех деятельности. Вместе с тем учебно-тренировочные занятия являются той формой организации учебного процесса, которая развивает способности студента к рефлексии, моделируя условия, в которых он должен не только понимать цели и задачи обучения, но и творчески анализировать сложившуюся учебную ситуацию.

Задачи и функции учебно-тренировочных занятий не ограничиваются лишь формированием практических умений и навыков, предполагающих действие в соответствии с определенными стандартами. Процесс овладения тренировочными упражнениями и проигрывание ролевых функций обогащает студента опытом самостоятельного решения практических задач на основе полученных общетеоретических знаний26.

Наряду с профессиональными компетенциями, как совокупностью усвоенных знаний, умений и навыков, в процессе современных форм занятий формируются и другие компоненты профессионального мастерства будущего специалиста - психологическая готовность, индивидуальный стиль работы, мотивация к овладению профессией, волевые качества, психологическая устойчивость к воздействию деструктирующих факторов профессиональной деятельности, коммуникативное взаимодействие с участниками образовательного процесса.