Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48. Почему в формально-логической модели используются предикаты только первого порядка?
49. Каким образом в формально-логической модели реализуется механизм логического вывода?
50. Какая модель представления знаний получила наибольшее распространение и почему?
Контрольные вопросы по Модулю 2 (для очного обучения)
-
Определить основные разновидности интеллектуальных систем. -
В чем разница ЭС и СППР с точки зрения обрабатываемой информации? -
В чем отличие динамических ЭС от статических? -
Определить основные характеристики ЭС. -
Какую функцию выполняет интеллектуальный редактор БЗ? -
Определить стадии существования и поколения ЭС. -
Определить этапы проектирования статической поверхностной ЭС. -
Определить стадии проектирования прототипной ЭС. -
Какие существуют виды СППР по взаимодействию с ЛПР? -
В чем суть решения задачи принятия решений? -
Определить общую схему процесса принятия решений. -
Чем характеризуется задача принятия решений в условиях не-определенности? -
Какие существуют процедуры сравнения альтернатив в рамках метода анализа иерархий? -
Определить этапы решения задачи принятия решений в условиях неопределенности на основе теории мягких вычислений Л. Заде? -
Для решения каких задач используются ЭСС? -
Почему затраты на разработку ЭСС, как правило, ниже, чем на разработку ЭС? -
В чем суть РОЦ-технологии при разработке ЭСС? -
Определить уровни процедуры РОЦ-технологии. -
Определить комплекс проектных процедур РОЦ-технологии. -
В чем отличие стиля программирования в ИИ-системах от тра-диционного программирования? -
Определить структуру искусственного нейрона. -
Как определяется потенциал нейрона? -
Определить основные типы функции активации. -
Определить процедуру структурной идентификации нейронной сети
с прямой связью. -
В чем суть обучения нейронной сети? -
Какие задачи и при каких условиях целесообразно решать с ис-пользованием нейронных сетей? -
Определить понятие «агент» и виды агентов. -
Определить возможные варианты проблемной среды в многоагентной системе. -
Определить основные виды программных и программно-технических агентов. -
Какие существуют типа многоагентных систем? -
Определить процесс проектирования виртуального предприятия как многоагентной системы. -
Определить уровни корпоративной памяти. -
Чем определяется необходимость разработки КМ-систем? -
Определить этапы проектирования КМ-системы. -
Определить уровни организации онтологического знания. -
Определить эксплицитные и имплицитные знания и формы их представления. -
В каком случае целесообразно машинное обучение? -
Определить основные уровни диалога при ЕЯ-общении с ЭС. -
Определить основные функции ЕЯ-общения с интеллектуальной системой. -
Определить основные компоненты схемы ЕЯ-системы. -
Определить варианты выбора решений в зависимости от опре-деленных возможных исходов. -
Какие существуют варианты приобретения знаний на основе машинного обучения? -
В чем суть модели обучения на прецедентах? -
Какие формы рисков существуют при реализации сделок на рынке ценных бумаг? -
Определить способы шкалирования временной информации. -
С помощью каких инструментальных средств реализуются формальные модели времени (Т-модели)? -
С какой целью осуществляется построение когнитивной карты? -
Определить аспекты интеграции в интегрированной ЭС с позиций многоуровневой модели. -
Определить основные принципы задачно-ориентированной методологии построения интегрированных ЭС. -
Определить основные этапы когнитивного анализа.
Оценочные средства по дисциплине
«Интеллектуальные информационные системы и технологии»
-
ЗНАНИЯ
-
Основные направления развития искусственного интеллекта. -
Уровни представления данных и знаний. -
НЕ-факторы, проявляющиеся в рассуждениях эксперта. -
Типы неформализованных задач для решения с помощью интеллектуальных систем. -
Поверхностные и глубинные знания. -
Процедурные и декларативные знания. -
Классификация интеллектуальных систем по областям применения и оперативности. -
Модульные модели представления знаний. -
Сетевые модели представления знаний. -
В чем суть дедуктивного логического вывода? -
В чем суть индуктивного логического вывода? -
Структура и основные характеристики семантической сети. -
Цикл работы интерпретатора правил. -
Лингвистическая переменная и нечеткое множество. -
Коммуникативные активные индивидуальные методы извлечения по-верхностных знаний. -
Коммуникативные активные групповые методы извлечения поверх-ностных знаний. -
Определить суть текстологического метода извлечения знаний. -
Определить основные аспекты извлечения знаний. -
Определить три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении поверхностных знаний. -
Определить методы извлечения глубинных знаний.
-
УМЕНИЯ
-
Идентифицировать продукционную модель представления знаний. -
В чем причина появления конфликтного множества? -
Что является основой для построения искусственной нейронной сети? -
С какой целью вычисляется потенциал нейрона? -
Идентифицировать фреймовую модель представления знаний. -
С помощью какого системного слота фреймы связываются в сеть? -
Что является критерием при выборе метода логического вывода? -
В чем суть построения когнитивной карты? -
Каким образом определяются значения функции принадлежности? -
Определить разновидности программно-технических агентов. -
В чем принципиальное отличие методов эвристической самоорганизации (МГУА) от традиционных методов регрессионного анализа с точки зрения обработки исходных данных? -
Для решения каких задач используются многорядные алгоритмы МГУА? -
Определите понятия « n- мерный предикат» и « предикат n-ого порядка». -
В чем отличие простого высказывания от предиката первого порядка? -
Определить основные компоненты многоагентной системы. -
Определить типы многоагентных систем. -
В чем отличие статической экспертной системы от динамической. -
При выполнении какого условия нейрон срабатывает? -
Определить типы функции активации, используемые при реализации искусственной нейронной сети. -
Что учитывается при выборе модели представления знаний?
-
НАВЫКИ
-
Определить этапы разработки прототипа экспертной системы. -
Определить этапы разработки статической экспертной системы. -
Определить этапы разработки КМ-системы. -
Определить этапы построения экономической советующей системы. -
В чем суть процесса обучения искусственной нейронной сети. -
Определить уровни организации онтологического знания. -
Определить суть простого рефлексивного агента. -
Определить обобщенную схему ЕЯ-системы. -
Определить основные функции ЕЯ-общения с интеллектуальной си-стемой. -
Определить основные особенности генетических алгоритмов для решения оптимизационных задач от традиционных методов оптимизации. -
Определить этапы проектирования системы управления знаниями. -
Определить различные постановки задачи проектирования сложной системы на основе прототипа. -
Определить основные направления разработки инструментария ин-теллектуального программирования. -
Определить технологию реализации генетического алгоритма для решения оптимизационной задачи. -
Определить методы ненаправленного и направленного синтеза проектных решений. -
Для решения каких задач используются комбинаторные алгоритмы МГУА? -
Для решения каких задач используются многорядные алгоритмы МГУА? -
Какие существуют тенденции в области разработки интеллектуальных систем? -
Какие внешние критерии используются при реализации алгоритмов эвристической самоорганизации? -
Какие инструментальные программные средства используются для реализации продукционных и фреймовых систем?
Библиографический список
-
Андрейчиков, А.В. Интеллектуальные информационные си-стемы: учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. М.: Финансы и статистика, 2004. 424 с. -
Болотова, Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели
и технологии / Л.С. Болотова. М.: Финансы и статистика, 2012. 664 с. -
Вагин, В.Н. Достоверный и правдоподобный вывод в ин-теллектуальных системах / В.Н. Вагин, Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская, М.В. Фомина. М.: Физматлит, 2004. 704 с. -
Габитова, В.Р. Системы искусственного интеллекта и при-нятие решений: учебное пособие / В.Р. Габитова. Вологда: ВоГТУ, 2002. 112 с. -
Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. СПб.: Питер, 2000. 384 с. -
Гладков, Л.А. Генетические алгоритмы / Л.А. Гладков, В.В. Курейчик, В.М. Курейчик. М.: Физматлит, 2006. 320 с. -
Джексон П. Введение в экспертные системы: учебное пособие /
П. Джексон. М.: Вильямс, 2001. 624 с. -
Ивахненко, А.Г. Моделирование сложных систем по экс-периментальным данным / А.Г. Ивахненко, Ю.П. Юрачковский. М.: Радио и связь, 1987. 118 с. -
Матвеев, М.Г. Модели и методы искусственного интеллекта. Применение в экономике / М.Г. Матвеев, А.С. Свиридов, Н.А. Алейникова. М.: Финансы и статистика; ИНФРА. М., 2008. 448 с. -
Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979. 151 с. -
Нечеткие гибридные системы. Теория и практика / под ред. Н.Г. Ярушкиной. М.: Физматлит, 2007. 208 с. -
Осипов, Г.С. Методы искусственного интеллекта / Г.С. Осипов. М.: Физматлит, 2011. 296 с. -
Осуга, С. Обработка знаний / С. Осуга. М.: Мир, 1989.
293 с. -
Палюх, Б.В. Архитектура интеллектуальной системы инфор-мационной поддержки инноваций в науке и образовании / Б.В. Палюх, В.К. Иванов, А.Н. Сотников // Программные продукты и системы. 2013.
№ 4. С. 197–202. -
Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. М.: Вильямс, 2006. 1408 с. -
Романов, В.П. Интеллектуальные информационные системы
в экономике: учебное пособие / В.П. Романов; под ред. д.э.н. проф. Н.П. Тихомирова. М.: Экзамен, 2003. 496 с. -
Романов, А.Н. Советующие информационные системы в экономике: учебное пособие / А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 487 с. -
Рутковская, Д. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы / Д. Рутковская, М. Пилиньский, Л. Рутковский. М.: Горячая линия – Телеком, 2004. 452 с. -
Рыбина, Г.В. Основы построения интеллектуальных систем / Г.В. Рыбина. М.: Фининсы и статистика, 2010. 432 с. -
Семенов, Н.А. Программы регрессионного анализа и прогнозирования временных рядов. Пакеты ПАРИС и МАВР / Н.А. Семенов. М.: Финансы и статистика, 1990. 111 с. -
Тарасов, В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика / В.Б. Тарасов. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 352 с. -
Тельнов, Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике: учебное пособие / Ю.Ф. Тельнов. Изд. 3-е. М.: СИНТЕГ, 2002. 316 с. -
Филиппов, В.А. Интеллектуальный анализ данных – методы
и средства / В.А. Филиппов. М.: Эдиториал, 2001. 320 с. -
Частиков, А.П. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS / А.П. Частиков, Т.А. Гаврилова, Д.Л. Белов. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 608 с. -
Ярушкина, Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем / Н.Г. Ярушкина. М.: Финансы и статистика, 2004. 320 с. -
Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. №3 (193). 2019.с. 48-55.http://innosfera.by. -
Ефимушкин В.А. Понятие цифровой экономики http://bi.hse.ru/
Николай Александрович Семенов
Интеллектуальные информационные системы
и технологии
Учебное пособие
Редактор М.Б. Юдина
Корректор
Технический редактор Ю.Ф. Воробьёва
__________________________________
Подписано в печать
Формат Бумага писчая
Физ. п. л. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.
Тираж экз. Заказ
________________
Редакционно-издательский центр
Тверского государственного технического университета
1 70026, Тверь, наб. Афанасия Никитина, 22