Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При построении статических и динамических ИЭС в настоящее время широко используется задачно-ориентированная методология (ЗОМ) на основе CASE-технологии. Основными принципами ЗОМ являются следующие.
-
Усовершенствование ЭС путем включения нетрадиционных для нее функций, реализуемых ПК. -
Построение иерархии моделей архитектуры ИЭС. -
Подход «от задачи», то есть на основе моделирования конкретных типов неформализованных задач. -
Ориентация на модель решения типовой задачи. -
Построение методологического базиса в виде жизненного цикла (ЖЦ) ИЭС.
ЖЦ определяет совокупность и подчиненность необходимых этапов создания ИЭС. Основными этапами ЖЦ являются: анализ системных требований пользователей системы; извлечение знаний; структурирование знаний и формирование БЗ; проектирование программной архитектуры системы; программирование и тестирование.
Построение динамических интегрированных ЭС (ДИЭС) на основе ЗОМ имеет определенные особенности, поскольку в процессе поиска решения требуется корректировка стратегии поиска решения и пополнение БЗ. В состав архитектуры ДИЭС входят специальные компоненты, моделирующие внешнее окружение и позволяющие взаимодействовать с оборудованием в реальном масштабе времени. ДИЭС – это наиболее сложный класс ИИС, к которым предъявляются следующие основные требования:
- представление, хранение и анализ данных, изменяющихся во времени;
- выполнение современных временных рассуждений о нескольких различных асинхронных процессах и обеспечение механизма рассуждений при ограниченных ресурсах времени и памяти;
- возможность моделирования внешнего мира на основе методов и средств имитационного моделирования.
11.5. Системы когнитивного моделирования
Когнитивый анализ предусматривает последовательную причинно-следственную структуризацию информации о протекающих в исследуемой системе процессах [2]. Всякое событие, произошедшее в системе, вызывается определенными причинами, появление которых связано с движением материальных потоков (ресурсов, товаров, денежных средств). Движение каждого потока может быть описано в самом общем виде соответствующими цепочками причинно-следственных отношений, составляющих знания аналитика или его предположения о действующих в этой системе закономерностях. Вычисление таких потоков является первым шагом при когнитивном анализе исследуемой системы. Следует отметить:
- каждый из выделенных потоков описывается соответствующей совокупностью факторов;
- определяются взаимосвязи между факторами путем рассмотрения цепочек, описывающих движение каждого потока. Факторы, входящие в первую часть продукционного правила «ЕСЛИ…», влияют на факторы его второй части «ТО…», причем это влияние может быть усиливающим, тормозящим либо переменным;
- сила взаимодействия факторов друг на друга описывается с по-мощью лингвистической переменной, определяющей вербальные (словес-ные) значения соответствующего нечеткого множества («значительная», «средняя», «слабая»).
Когнитивная карта ситуации представляет собой ориентированный взвешенный граф G(F,V), в котором F – множество вершин, соответ-ствующих базисным факторам ситуации; V – дуги, соответствующие непосредственным взаимосвязям между факторами, т.е. причинно-следственные цепочки, описывающие распространение влияния одного фактора на другие. Когнитивная карта отображает лишь факт наличия влияния факторов друг на друга. В ней не отражается ни детальный характер этих влияний, ни динамика изменения влияний в зависимости от изменения ситуации, ни временные изменения самих факторов.
На следующем шаге необходим переход на уровень структуризации информации, отображенной в КК, т.е. переход к когнитивной модели. На этом уровне каждая связь между факторами КК раскрывается как соответствующее уравнение, которое может содержать количественные (измеряемые) и качественные (неизмеряемые) переменные. При этом каждой качественной переменной ставится в соответствие совокупность лингвистических переменных.
Факторы, представляющие наибольший интерес для пользователя, называются целевыми и являются выходными для КК. Кроме целевых, в исходном множестве базисных факторов выделяется совокупность управляющих (входных) факторов, через которые подаются управляющие воздействия в модель.
Сценарий – это совокупность тенденций, характеризующих развитие ситуации и системы наблюдаемых факторов, иллюстрирующих поведение процессов. Сценарий может моделироваться по трем основным на-правлениям:
прогноз развития ситуации без воздействия на процессы (ситуация развивается сама по себе);
прогноз развития ситуации с выбранным комплексом управляющих воздействий (прямая задача);
синтез комплекса мероприятий для достижения необходимого изменения состояния ситуации (обратная задача).
Основные этапы когнитивного анализа:
* формулировка задачи и цели исследования на основе анализа предметной области;
* изучение выявленной проблемы с позиции поставленной цели;
* сбор систематизация и анализ статистической и качественной информации по проблеме;
* выделение основных признаков изучаемой проблемы и их взаимо-связей;
* определение требований, условий и ограничений, присущих проблеме;
* выделение основных субъектов, связанных с ситуацией, и факто-ров, которые могут влиять на субъекты ситуации;
* определение путей, механизмов действия реализации интересов основных субъектов.
Для выделения базисных (основных) факторов, описывающих суть проблемы, рекомендуется использовать PEST-анализ, который позволяет выделить четыре основные группы факторов (аспектов), определяющих поведение исследуемого объекта: Polisy – политика, Economy – экономика, Society – общество, Technology – технология. PEST-анализ можно рассматривать как вариант системного анализа, поскольку факторы, относящиеся к четырем аспектам, тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества и системы.
Для выделения управляющих факторов может быть использован SWOT-анализ (Strengths – сильные стороны объекта, Weaknesses – слабые стороны объекта, Opportunities – имеющиеся возможности фирмы, Treats – угрозы со стороны внешней среды), который включает исследование сильных и слабых сторон развития исследуемого объекта в их взаимодействиями с угрозами и возможностями, что позволяет определить актуальные проблемные области, узкие места, шансы и опасности с учетом факторов внешней среды.
Глава 12. Цифровая экономика: основные понятия и направления развития
12.1. Движущие силы и источники эффективности цифровизации и цифровой экономики
Цифровизация, наряду с автоматизацией и информатизацией, по определению Дж.Нейсбита, является мегатрендом развития экономики, в основе которого лежат методы ИИ [26]. Достижение критической отметки в цифровизации какого-либо бизнес-процесса или предприятия в целом приводит к его качественно новому состоянию (трансформации), характеризующемуся более высокой эффективностью. Процесс цифровизации целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом – понимаются многоаспектные организационно-технологические процессы массового применения новых цифровых технологий в производстве и управлении с целью сокращения издержек и повышения скорости осуществления бизнес-процессов. Во втором, техническом плане она означает переход от аналоговой формы передачи, обработки и представления информации на цифровую. Преимущества цифровизации определяются следующими факторами эффективности:
- ускорение использования предприятиями новых рыночных возможностей вследствие прямых цифровых сигналов от внешней среды;
- улучшение качества обслуживания заказчиков за счет упрощения и удешевления сбора данных для персонализации их запросов и поддержания постоянной связи с ними;
- расширение возможности оптимизации бизнес-процессов путем максимального исключения задержек, их упрощения и ускорения за счет цифровых устройств;
- увеличения целевой аудитории и географического охвата предприятия за счет использования всех форм цифровых каналов.
Актуальность цифровизации обусловлена ростом масштабов социальных коммуникаций, осуществляемых посредством сетей и цифровых платформ, повышающих скорость и многообразие обменов и открывающих более широкие возможности для развития экономики и общества. Базовое различие между информатизацией и цифровизацией заключается в следующем:
-
информационные технологии используют цифру как знак для анализа и принятия решения, а информатизация представляет собой комплекс информационных систем и технологий; -
цифровые технологии используют цифру как сигнал для анализа и автоматического действия, а цифровизация выражается в создании «бесшовных» информационных систем цифровых платформ.
Поставщики и потребители все чаще взаимодействуют друг с другом без посредников, а ценовые факторы увязки спроса и предложения вытесняются новыми механизмами сотрудничества. Одновременно формируется распределенная модель координации взаимосвязей производителей и потребителей через сетевые узлы, позволяющая системам всех уровней повышать свою адаптивность к изменениям внешней среды.
Основу нового экономического роста определяют преимущества горизонтальных сетевых взаимодействий перед иерархичными, поскольку они намного гибче по своей конфигурации. Цифровая экономика наиболее эффективна для интернет-зависимых отраслей.
12.2. Основы теории цифровой экономики
Цифровая экономика формируется на основе цифровизации и имеет свою специфику, которая состоит в следующем:
- приоритетная роль индивидуума в создании и контроле личного контента. При этом драйверами роста являются знания и люди, обладающие этими знаниями;
- предмет труда – информация – играет активную роль, в то время как в реальном секторе она пассивна;
- преимущественно сетевая структура коммуникаций экономических агентов;
- интегрированные цифровые платформы выступают основой экосистемы и трансформации бизнеса;
- искусственный интеллект – как практически неограниченная комбинаторика различных средств производства и производственных отношений.
Цифровая экономика существенно изменяет отношения, складывающиеся в системе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Это выражается во внедрении человеко-заменяющих систем на основе концепции интеллектуального управления производством (IEM), предполагающей переход от планирования ресурсов к прямому управлению бизнес-процессами путем однократного ввода и многократного использования данных, реализацию принципа самоорганизации, а также автоматического исполнения производственных и бизнес-процессов без участия персонала. Таким образом, сутью цифровой экономики является превращение имеющихся на предприятии, в стране, городском хозяйстве информационных ресурсов и технологий в такие активы, используя которые реально сокращать транзакционные издержки и повышать скорость и эффективность бизнес-процессов. Совокупность этих особенностей и характеристик оцифрованного производства и управления определяет возникновение и устойчивость самостоятельного применения термина «цифровая экономика».