Файл: Интеллектуальные информационные системы и технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УДК 004.89(075.8)

С применением

Без применения

Формирование

Приобретение

Извлечение

А1 <проверки нормальности распределения значений остатков>

Рис. 4.1. Обобщенная структура статической ЭС

Рис. 4.2. Обобщенная структура динамической ЭС

Глава 8. Хранилища данных и управление знаниями8.1. Хранилища данныхДля устранения разрозненности, разнотипности, противоречивости данных используется концепция «хранилище данных» (ХД). Под ХД понимают предметно-ориентированную, интегрированную, некорректи-руемую, зависимую от времени коллекцию данных, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений. Хранилище данных должно предложить такую среду накопления данных, которая оптимизирована для выполнения сложных аналитических запросов управленческого персонала. Данные в хранилище не предназначены для модификации. Предметная ориентация означает, что данные объединены и хранятся в соответствии с теми областями, которые они описывают. Интегрированность подразумевает, что данные должны удовлетворять требованиям всего предприятия. Некорректируемость заключается в том, что данные не создаются в ХД, а поступают из внешних источников, не подвергаются изменениям и не удаляются. Данные в ХД должны быть согласованы во времени.При реализации ХД особое значение приобретают процессы извлечения, преобразования, анализа и представления. При извлечении данные приводятся к единому формату. Источники данных могут быть классифицированы по территориальному, административному признаку, степени достоверности, частоте обновляемости, количеству пользователей, секретности и используемым СУБД. Вся эта информация составляет основу словаря метаданных ХД, который призван обеспечить корректную периодическую актуализацию ХД.Инструментальные средства (ИС) реализующие аналитические методы обработки данных, классифицируются по способу представления данных. Выделяют ИС, хранящие данные:в реляционном виде, но имитирующие многоразмерность для пользователя;в многоразмерных базах;как в реляционном виде, так и в многоразмерных базах.Помимо извлечения данных из БД для принятия решений, актуален процесс извлечения знаний для удовлетворения информационных потребностей пользователя. Если в ЭС основное внимание уделяется проблеме извлечения знаний от экспертов, то в данном случае знания извлекаются из БД.С точки зрения пользователя в процессе извлечения знаний из БД должны решаться задачи преобразования данных (неструктурированных наборов чисел, символов) в информацию (описание обнаруженных закономерностей), информации в знания (значимые для пользователя закономерности), знаний в решения (последовательность действий, на-правленных на удовлетворение информационных потребностей поль-зователя).Интеллектуальные средства извлечения знаний из БД позволяют выявить закономерности и вывести правила из них. Эти закономерности и правила можно использовать для принятия решений и прогнозирования их последствий. Существует несколько интеллектуальных методов выявления и анализа знаний: ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация и прогнозирование. Ассоциация имеет место в том случае, когда несколько событий связаны друг с другом. Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. С по-мощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Кластеризация аналогична классификации, но отличается от нее тем, что сами группы еще не сформированы. С помощью прогнозирования на основе особен-ностей поведения данных оцениваются будущие значения непрерывно изменяющихся переменных (см. п. 2.5).8.2. Управление знаниямиПонятие «управление знаниями» появилось в середине 90-х годов прошлого века в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту. Системы управления знаниями (Knowledge Management) получили название КМ-систем. Для их при-менения используются следующие технологии:электронная почта;базы и хранилища данных;системы групповой поддержки;браузеры и системы поиска;корпоративные сети и Интернет;ИИ-системы.Хранилища данных, которые работают по принципу центрального склада, стали одним из первых инструментариев КМ. Управление знаниями – это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри пред-приятия. Необходимость в разработке КМ-систем возникла в силу нескольких причин:работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации;опыт ведущих специалистов используется только ими самими;ценная информация «захоронена» в огромном количестве докумен-тов, доступ к которым затруднен;из-за недостаточной информированности и игнорирования преды-дущего опыта повторяются «дорогостоящие» ошибки.Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти, которая фиксирует информацию из различных источников предприятия и делает ее доступной специалистам для решения производственных задач. Корпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов. Различают два уровня корпоративной памяти: Уровень материальной или явной информации – данные и знания, которые содержатся в документах организации в виде сообщений, статей, справочников, патентов, ПО. Уровень персональной или скрытой информации – персо-нальные знания, неотрывно связанные с индивидуальным опытом, которые могут быть переданы через процедуры извлечения знаний. Скрытое зна-ние – основа СППР. При разработке КМ-систем можно выделить следующие этапы: Стихийное и бессистемное накопление информации в орга-низации. Извлечение знаний – наиболее сложный и трудоемкий этап. Структурирование – выделение основных понятий, выработка структуры представления информации. Формализация – представление структурированной информа-ции на языках описания данных и знаний. Обслуживание – корректировка данных и знаний. Автоматизированные системы КМ OMIS (Organizational Memory Information Systems) предназначены для накопления и управления знаниями предприятия (рис. 8.1). Рис. 8.1. Архитектура OMISОсновные функции OMIS:сбор и систематическая организация информации из различных источников в централизованное или структурное ХД;интеграция с существующими автоматизированными системами;обеспечение нужной информации по запросу.В отличие от ЭС первичной целью систем OMIS является не поддержка одной задачи, а лучшая эксплуатация необходимого общего ресурса знаний.Первые информационные системы на основе гипертекстовых (ГТ) моделей появились в середине 60-х годов ХХ века, но первые ком-мерческие ГТ-системы относятся к 1980-х годам. Под гипертекстом понимают технологию формирования информационных массивов в виде ассоциативных сетей, элементами или узлами которых выступают фраг-менты текста, рисунки, диаграммы. Навигация по таким сетям осу-ществляется по связям между узлами. Основные функции связей:переход к новой теме;присоединение комментария к документу;соединение ссылки на документ с документом, показ на экране графической информации;запуск другой программы.Мультимедиа (ММ) понимается как интегрированная компьютерная среда, позволяющая наряду с традиционными средствами взаимодействия человека и компьютера (дисплей, принтер, клавиатура) использовать новые возможности – звук, мультипликацию, видеоролики. Когда элементы ММ объединены на основе сети гипертекста, можно говорить о гипермедиа (ГМ). Основной сферой применения ГМ являются автома-тизированные обучающие системы или электронные учебники. Глобаль-ный успех в этом направлении получила сеть Интернет.8.3. Технология создания систем управления знаниямиПроектирование систем управления знаниями (СУЗ) или КМ-систем декомпозируется на этапы, которые свойственны любой другой ИИ-системе. Вместе с тем имеется ряд особенностей:коллективное использование знаний предполагает объединение и распределение источников знаний по различным субъектам, а следо-вательно, решение организационных вопросов администрирования и оп-тимизации деловых процессов, связывающих пользователей СУЗ;задача проектирования СУЗ носит непрерывный характер, поскольку постоянно добавляются внешние источники данных;поскольку СУЗ имеет многоцелевое значение, возникает потребность в интеграции разнообразных источников знаний на основе единого се-мантического описания пространства знаний.Этапы проектирования СУЗ:идентификация проблемной области:определение типов решаемых задач;отбор источников знаний;определение категорий пользователей;концептуализация:выявление понятий (категорий);выявление свойств (отношений);построение правил (ограничений);формализация:выбор метода представления знаний;представление знаний;реализация:создание онтологий;аннотирование и подключение источников знаний;настройка (создание) приложений;внедрение:тестирование;развитие.Онтология (от греч. «онтос» – сущее, «логос» – учение) – это точное (явное) описание концептуализации знаний, учение о сущем.Идентификация проблемной областиВ первую очередь определяется состав решаемых задач. Возможно создание узкоспециализированных систем по конкретным функциям управления: маркетинга, менеджмента, финансов. Разработка СУЗ может начинаться с отдельных областей, например с маркетинга, не требуя одновременной разработки всех необходимых онтологий и источников знаний. Для создания БЗ прецедентов требуется определить набор типовых бизнес-процессов, для которых будут отбираться прецеденты (например, разработка проектов, заключение договоров, проведение PR-акций). Центральное место в проектировании СУЗ занимает онтология, которая определяет и интегрирует все источники знаний. Требования разработки онтологий оформляются в виде спецификации требований (таблица). Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Назначение Онтология служит для обмена знаниями между депар-таментом управления и менеджерами проектов при отборе персонала. Используется для семантического поиска квали-фикационных характеристик для выполнения определенных видов работ Область значений Онтология содержит концепты (категории) управления пер-соналом. Концепты используемых квалификаций в техно-логиях рассматриваются детально Продолжение табл. Предметная область Подбор и повышение квалификации персонала компании Поддерживающие приложения Система управления квалификацией персонала в ИНТРАНЕТ-среде Источники знания Web-страницы департамента управления персоналомРуководство о развитии персоналаСпецификация продукции и технологийИнтервью с работниками департамента управления персо-налом и менеджерами проектов Концептуализация знаний с помощью онтологийНазначение онтологий – обеспечение возможностей:повышения интеллектуальности СУЗ на основе того, что остается неявным;стандартизации на основе описания целевого мира в виде словаря, разделения знаний между различными пользователями и компьютерными системами;систематизации знаний, позволяющей интегрировать разнородные источники знаний на базе единой многоаспектной таксономии, пред-ставляемой в общем словаре;снабжения необходимыми понятиями, отношениями и ограниче-ниями, которые используются как строительные блоки для создания конкретной модели решения задач;постепенного обобщения понятий конкретной проблемной об-ласти.Требования к проектированию онтологий знаний:ясность – четкая передача смысла введенных терминов (кон-цептов);согласованность – логическая непротиворечивость определений;расширяемость – возможность монотонного расширения и специали-зации без необходимости пересмотра уже существующих понятий;инвариантность к методам представления знаний;отражение только наиболее существенных предположений о модели-руемом мире.Онтологическое знание организуется на трех уровнях, в связи с чем выделяют онтологии:верхнего уровня (метаонтология);предметной области;задач.Метаонтология отражает такие общие понятия, как «сущность», «класс», «свойство», «значение», «типы данных», «типы отношений», «процесс», «событие». Определение общих категорий позволяет системе контролировать синтаксические конструкции понятий предметных и проблемных областей, которые идентифицирутся как наследники общих категорий.Онтология предметной области определяет набор понятий, ис-пользуемых при решении различных интеллектуальных задач и независимых от применяемого метода. При построении онтологии предметной области выявляются свойства и отношения понятий, строятся логические правила, расширяющие семантику модели предметной области.Онтология задач имеет дело с понятиями, описывающими методы преобразования объектов предметной области в процессе решения задач. Например, для задач обучения в качестве методов могут использоваться дедуктивный (от общего к частному), индуктивный (от частного к общему) и абдуктивный (от частного к частному). С помощью понятий, свойств и отношений описывается сущность используемых методов, устанавливается последовательность их выполнения. Введение онтологии задач позволяет расширить класс интеллектуальных задач, решаемых с помощью СУЗ, в частности перейти от простых поисковых задач к задаче конфигурации, когда система автоматически разбивает задачу на под-задачи, для каждой подзадачи выбирает метод решения, а для каждого метода – необходимые единицы предметных знаний. Такая СУЗ является не просто интеллектуальной информационно-поисковой системой, но и системой, которая планирует и генерирует решение задачи. В этом аспекте СУЗ должна обладать развитым механизмом вывода и по своей реализации сближается с классом ЭС, но на более развитой семанти-ческой основе. Формализация онтологического знанияВ основу формализации онтологий, с одной стороны, положены общепризнанные методы представления знаний (исчисление предикатов, семантические сети и фреймы), с другой  методы описания онто-логических знаний с помощью специальных семантических конструк-ций. В качестве языков представления онтологического знания исполь-зуются:языки, основанные на исчислении предикатов;HTML-подобные языки;XML-подобные языки.Языки, основанные на исчислении предикатов, построены на декларативной семантике и обеспечивают выражение произвольных логических предложений. С помощью этих языков хорошо представляется метазнание, что позволяет пользователю представлять знания в явном виде и разрешает пользователю применять новые конструкции представления знаний без изменения самого языка. Одним из таких языков является KIF, разработанный для обмена знаниями между различными программными агентами (ЛИСП-подобный язык).HTML-подобные языки (Hypertext Markup Language) – инструмент разметки гипертекста. С использованием HTML создано более 60 % ресурсов современного Интернета. Браузер – специальная клиентская программа, предназначенная для просмотра содержимого Web-узлов и отображения документов HTML. В качестве основы для описания онтологий и онтологического аннотирования текстов может выступать язык разметки данных HTML, дополненный специальными тегами (указателями). С помощью тегов происходит выделение семан-тических фрагментов текста, которые унифицированно интерпрети-руются семантическими анализаторами различных ПС. Языки данной группы позволяют описать объекты онтологии (концепты), отношения между ними и определить правила вывода. Основное назначение таких языков состоит в возможности описания онтологии, аннотирования необходимых Web-страниц концептами онтологии и дальнейшем осу-ществлении поиска данных Web-страниц с помощью специальной по-исковой машины.В качестве основы для XML-подобных языков выступает расширяемый язык разметки. В настоящее время существует около 20 различных языков, основанных на XML. Основным достоинством языка является то, что для работы с документами, подготовленными с помощью него, достаточно обычного интернет-браузера, т.е. не требуется никаких дополнительных средств. XML-документ представляет собой размеченное дерево. Структура XML описания обычного учебного курса приведена на рис. 8.2.Язык XML не обладает практически никакими возможностями в области представления онтологий. В нем отсутствуют специальные конструкции, позволяющие описать взаимоотношения между концептами онтологии, правила вывода. Он предназначен исключительно для представления данных. Язык RDF, представляющий расширение XML, позволяет описать концепты, отношения между ними, поддерживает иерархию концептов и их наследование, задает некоторые правила вывода. Базовыми строительными блоками в RDF является триплет «объект –атрибут – значение», часто записываемый в виде A (O, V), которыйчитается как «объект О имеет атрибут А со значением V». В семантической сети эту связь можно представить как ребро с меткой А, соединяющее два узла – О и V.Р ис. 8.2. Размеченное деревоВыбор ИС реализации СУЗ во многом определяется требуемой функциональностью использования СУЗ: информационным поиском в источниках знаний, коллективным решением задач, обучением и др. Для узкоспециализированных целей, ориентированных на поиск в интернет-ресурсах, применяются специализированные системы, например SHOE, которая обеспечивает аннотацию документов, сбор знаний в централи-зованную БЗ, выполнение поисковых запросов.Инструментальные средства должны обеспечивать выполнение двух основных групп функций: Создание и поддержание источников знаний: создание и поддержание онтологий;аннотирование источников знаний;подключение источников знаний;автоматическую рубрикацию и индексирование источников зна-ний; Доступ к источникам знаний: реализация запросов;навигация и просмотр;коммуникация пользователей;распространение знаний.Глава 9. Интеллектуальные информационные системыв условиях неопределенности и риска9.1. Понятие риска в системах поддержки принятий решений слабоструктурированных проблемЭкономические решения в зависимости от определенности воз-можных исходов или последствий рассматриваются в рамках трех моделей [16] выбора решения:в условиях определенности, если относительно каждого действия известно, что оно неизменно приводит к некоторому исходу;в ситуации риска, если каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем появление каждого исхода имеет вычисляемую или экспертно оцениваемую вероятность;при неопределенности, когда то или иное действие имеет своим следствием множество частных исходов, но их вероятности неиз-вестны.Вероятностные методы обеспечивают подходящие условия для принятия решения и содержательные гарантии качества выбора. При этом исходят из предположения, что суждения относительно значений, предпочтений и намерений представляют собой ценные абстракции человеческого опыта и их можно обрабатывать для принятия решений. В то время как суждения относительно правдоподобия событий квалифицируются вероятностями, суждения относительно желательности действий представляются понятиями. Байесовская методология рас-сматривает ожидаемую полезность U(d) как оценку качества решения d. В соответствии с этим, если мы можем выбрать либо действие d1, либо d2, вычисляем U(d1), U(d2) и выбираем действие, которое соответствует наибольшему значению. Семантика полезности состоит в том, чтобы описать риск.Под риском принято понимать вероятность (угрозу) утраты лицом или организацией части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной финансовой политики.Уровень риска – это объективная или субъективная вероятность возникновения потерь. Под объективной вероятностью понимается ко-личественная мера возможности наступления случайного события, по-лученная с помощью расчетов или опыта, позволяющая оценить веро-ятность выявления данного события. Субъективная вероятность пред-ставляет собой меру уверенности в истинности высказанного суждения и устанавливается экспертным путем.Уровни риска наиболее легко устанавливаются при помощи атрибутивных оценок типа «высокий», «средний», «небольшой». Разно-видностью атрибутивной оценки рисков является буквенная кодировка. При этом в порядке нарастания риска и падения надежности используются латинские буквы от А до D. AAA – самая высокая надежность;AA – очень высокая надежность;A – высокая надежность;…D – максимальный риск.Оценивать уровень риска можно, используя показатели бухгалтер-ской и статистической отчетности, в первую очередь КТЛ – коэффициент текущей ликвидности, который представляет собой соотношение ликвид-ных средств партнера и его долгов.В результате анализа ситуации строятся причинно-следственные диаграммы («дерево причин») и диаграммы зависимостей. Причинно-следственная диаграмма является формальным отображением структуры проблемной ситуации в виде иерархически незамкнутого графа, вер-шины которого соответствуют элементам проблемы, отражающим при-чины ее возникновения, а дуги – связям между ними. Связь элементов-подпроблем отображается в виде отношения «причина – следствие» (рис. 9.1). Рис. 9.1. Модель системы поддержки принятия решений: OLTR – средства складирования данных и оперативной обработки транзакций; OLAR – средства оперативной обработки информацииКорпоративная БД, организованная в виде ХД, заполняется ин-формацией с использованием технологий OLTR и OLAR. Для создания и реализации СППР слабоструктурированных проблем должны быть разработаны и адаптированы к ее условиям следующие методы и средства:система признаков для регистрации проблемных ситуаций;методы оценки степени критичности проблемных ситуаций;причинно-следственные диаграммы для диагностирования причин возникновения проблемных ситуаций;таблица принятия решений для формирования и выбора вариантов решений;методы прогнозирования результатов решений;модели функционирования предприятия и внешней среды.Наиболее распространенной формой выявления проблем с исполь-зованием технико-экономических показателей является сравнение их фактических величин с нормативными и средними значениями.Логический анализ проблем-причин, находящихся на нижних уровнях иерархии, показывает, что во многих случаях они позволяют сформировать варианты решения проблем более высокого уровня. Например, возможны следующие варианты решения проблемы снижения объемов производства и сбыта продукции:варьирование ценами;варьирование формами оплаты;снижение численности работающих;сокращение доли условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;сокращение сроков выполнения заказов;усиление службы маркетинга.Когда отсутствуют статистические данные, необходимые для расчета объективной вероятности риска, прибегают к субъективным оценкам, основанным на интуиции и опыте экспертов. Дж. Кейнс ввел понятие субъективной вероятности. В соответствии с принципом безразличия одинаково правдоподобные события или суждения долж-ны иметь одинаковую вероятность, что математически записывается так:А В ≡ Р(А) = Р(В),где

Рис. 10.1. Связь между видами знаний и формами их репрезентации


М ИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Н.А. Семенов


Интеллектуальные информационные системы и технологии




Учебное пособие

Издание второе

Тверь 2020

УДК 004.89(075.8)


ББК 32.813я73

Рецензенты: зам. генерального директора ЗАО НИИ «Центрпрограмм-систем», кандидат технических наук Карпов В.В.; доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Автоматизация технологических процессов» ТвГТУ Филатова Н.Н.

Семенов, Н.А. Интеллектуальные информационные системы и технологии: Учебное пособие. 2-ое изд. / Н.А. Семенов. Тверь: ТвГТУ, 2020. 156 с.

Рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки интеллектуальных информационных систем, связанные с определением и извлечением поверхностных и глубинных знаний на основе коммуникативных и текстологических методов, интеллектуального анализа данных и эволюционного моделирования. Определены модульные (продукционные, формально-логические) и сетевые (фреймовые, семантические сети) модели представления знаний, технологии проектирования интеллектуальных информационных систем различного функционального назначения. Уделено внимание нейросетевым технологиям решения неформализованных задач и технологии построения многоагентных систем, разработке естественно-языковых интерфейсов и систем управления знаниями, интеллектуальным методам проектирования сложных систем.

Предназначено для студентов, обучающихся по программам бакалавриата 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика. Будет полезно аспирантам, обучающимся по профилю 2.3.1 - Системный анализ, управление и обработка информации, статистика.

Из множества направлений развития искусственного интеллекта основное внимание уделено результатам исследований российских и зарубежных ученых в области разработки интеллектуальных информационных систем, нейротехнологий и мультиагентных систем, цифровой экономики.

© Н.А. Семенов, 2020

© Тверской государственный


технический университет, 2020

Оглавление









Введение………………………………………………………………..…. 6




Глава 1. Информация как основа научных исследований………….. 8




1.1. Данные и знания…………………………………………………… 8




1.2. НЕ-факторы и нечеткие знания………………………………… 12




Глава 2. Технология и методы извлечения знаний………………… 16




2.1. Процедура извлечения знаний ………………………………….. 16

2.2. Основные аспекты извлечения знаний………………………... 17

2.3. Методы извлечения поверхностных знаний…………………. 21

2.4. Методы извлечения глубинных знаний………………………. 24

2.5. Интеллектуальный анализ данных………………………….. 27



Глава 3. Модели представления знаний……………………………. 29




3.1. Продукционная модель……………………..……………………. 29




3.2. Формально-логическая модель…………………………………… 35




3.3. Фреймовая модель……………………………………………… 37




3.4. Семантические сети……………………….…………………… 42




Глава 4. Структура и этапы проектирования

интеллектуальных информационных систем……………………… 46




4.1. Классификация интеллектуальных информационных

систем………………………………………………………………… 46




    1. Структура статической и динамической экспертной

системы………………………………………………………………… 50

4.3. Характеристики, стадии существования и этапы

проектирования статической экспертной системы……………………. 52

4.4. Технология разработки СППР………………………………….. 58

4.5. Технология разработки ЭСС …………………………………... 60




Глава 5. Программный инструментарий разработки систем,

основанных на знаниях………………………………………………… 64




5.1. Цели и принципы технологии разработки программных

средств………………………………………………………………... 64




5.2. Технология и инструментарий разработки программных

средств………………………………………………………………… 66




Глава 6. Нейронные сети………………………………………………. 71






6.1. Искусственный нейрон и функции активации………………… 71




6.2. Нейронные сети с прямой связью…………………………….… 72




6.3. Алгоритмы обучения нейронных сетей..……………………… 75




Глава 7. Агенты и мультиагентные системы………………………. 80





7.1. Интеллектуальные агенты………………………………………. 80




7.2. Мультиагентные системы………………………………………. 85




7.3. Мультиагентные системы различного функционального

назначения……………………………………………………….. 87




Глава 8. Хранилища данных и системы управления знаниями…. 94


8.1. Хранилища данных………………………………………………. 94




8.2. Системы управления знаниями………………………………… 96




8.3. Технология создания систем управления знаниями……………………………………………………………...… 98




Глава 9. Интеллектуальные информационные системы

в условиях неопределенности и риска………………………………. 104



9.1. Понятие риска в СППР………………………………………….. 104




9.2. Реализация экспертной системы инвестиционного

проектирования…………………………………………………………. 109




Глава 10. Системы, ориентированные на естественно-языковые

запросы и машинное обучение……………………………………….. 114



10.1. Естественно-языковые интерфейсы…………………………… 114




10.2. Машинное обучение……………………………………………... 120



Глава 11. Современные методы исследования, моделирования
и проектирования сложных систем………………………………
123




11.1. Интеллектуальные методы проектирования сложных
систем………………………………………………………………… 123




11.2.Эвристические методы проектирования сложных систем….. 129




11.3. Гибридные, синергетические и интегрированные системы… 131

11.4. Интегрированные экспертные системы………………………. 137

11.5. Системы когнитивного моделирования……………………….. 139

Глава 12. Цифровая экономика: основные понятия и направления

развития…………………………………………………………………. 142

12.1. Движущие силы и источники эффективности цифровизации и цифровой экономики…………………………………………………….. 142

12.2. Основы теории цифровой экономики…..…………………….. 143

12.3. Цифровые технологии………………………………………… 144

12.4. «Индустрия 4.0» и интернет вещей…………………………….. 146




Заключение………………………………………………………… 147

Приложение……………………………………………………………. 148




Библиографический список………………………………………… 154







Введение
Искусственный интеллект (ИИ) – это раздел информатики, посвященный моделированию интеллектуальной деятельности человека. В середине ХХ века он оформился в самостоятельную науку. Термин «искусственный интеллект» (artificial intelligence) был предложен в 1956 году. Искусственный интеллект охватывает обширную область исследований и разработок интеллектуальных систем, предназначенных для работы в трудноформализуемых областях деятельности человека. Для задач, решаемых методами ИИ, характерно наличие большого числа степеней свободы с числом вариантов поиска решений, приближающимся к бесконечности.

Основные направления развития ИИ:

  1. Разработка интеллектуальных информационных систем, основанных на знаниях. Интеллектуальные информационные системы объединяют в себе возможности систем управления базами данных (СУБД), лежащих в основе информационных систем, и технологию ИИ, благодаря чему хранение в них информации сочетается с ее обработкой
    и подготовкой к использованию при принятии решений. Ядром интеллектуальных информационных систем (ИИС) является база знаний (БЗ). На основе БЗ реализуются различные процедуры логического вывода (индуктивная, дедуктивная, абдуктивная). Основными разновидностями ИИС являются экспертные системы (ЭС), системы поддержки принятий решений (СППР) и экономические советующие системы (ЭСС).

  2. Нейросетевые и нейрокомпьютерные технологии

Искусственные нейронные сети (ИНС) и нейрокомпьютеры в значительной мере заимствуют принципы работы головного мозга человека. Знания в них изначально не закладываются, а приобретаются в процессе обучения. Применение нейронных сетей целесообразно для решения задач моделирования, прогнозирования, распознавания образов в случаях:

1) отсутствует алгоритм или неизвестны принципы решения задач, но накоплено большое количество примеров;

2) задача характеризуется большим объемом входной информации;

3) входные данные неполны, зашумлены и противоречивы.

  1. Мультиагентные (многоагентные) системы

Агентом является все, что может рассматриваться как воспринимающее свою среду с помощью датчиков и воздействующее на эту среду с помощью исполнительных механизмов (человек, робот, компьютерная программа). Интеллектуальный агент способен воспринимать и анализировать информацию из внешней среды, вступать в интерактивные отношения с другими агентами и воздействовать на среду для достижения собственных целей. Мультиагентная система (МАС) – это система, образованная несколькими взаимодействующими агентами. Способность связываться на языке взаимодействия агентов (ACL) – единственная характеристика, которая отличает агентов от другого программного обеспечения. Структура и динамика МАС определяются ситуацией взаимодействия агентов,

в зависимости от совместимости целей, уровня взаимных обязательств
и ответственности. Интернет является средой существования программных МАС. Интеллектуальные агенты используются для поиска и сбора тематической информации, анализа данных и знаний. В случае если агент представляет собой не программу, а программно-техническое устройство (робот), МАС может быть реализована в виде комплекса взаимосвязанных технических элементов (например, с целью дезинфекции зараженных химическими или радиоактивными элементами площадей, разминирования территорий).

  1. Распознавание образов. Сюда относят широкий круг проблем в области распознавания изображений, символов, текстов и звуков.

  2. Компьютерная лингвистика. В рамках данного направления решаются задачи машинного перевода и разработки естественно-языковых интерфейсов между человеком и компьютером на основе нейросетевых технологий, реализации текстологических методов извлечения знаний.

  3. Игры и творчество. Традиционно ИИ включает интеллектуальные задачи, решаемые при игре в шашки и шахматы. В широком смысле под игрой понимается некоторая конфликтная ситуация, участники которой своими действиями не только достигают своих целей, но и влияют на достижение целей другими участниками игры, например, в экономике, политике, в военных конфликтах.

  4. Эволюционное моделирование предполагает воспроизведение процесса естественной эволюции с помощью компьютерных программ, в частности, на основе генетических алгоритмов и методов группового учета аргументов (МГУА). В соответствии с генетическими алгоритмами методы и модели органического мира используются в качестве механизма комбинаторного перебора вариантов при решении оптимизационных задач. При разработке генетических алгоритмов преследуются две цели: абстрактное и формальное объяснение процессов адаптации в естественных условиях; проектирование искусственных программных систем, воспроизводящих механизмы функционирования естественных систем.

Алгоритмы эвристической самоорганизации МГУА воспроизводят
схему массовой селекции. В них есть генераторы усложняющихся из ряда в ряд комбинаций и пороговые самоотборы лучших из них. Теория самоорганизации моделей, положенных в основу МГУА, отвергает путь расширения и усложнения модели, увеличения объема входных данных, постулируя при этом существование оптимального, ограниченного размера области моделирования и единственной модели оптимальной сложности.


Контрольные и экзаменационные вопросы приведены в приложении.

Глава 1. Информация как основа
научных исследований



    1. Данные и знания


Информация – это сложное, многоаспектное, многогранное понятие, имеющее глубокий философский смысл. Информация отображает сведения о проблемной области исследования, которая идентифицируется соответствующей предметной областью и характеристиками решаемых в ней задач. Данные и знания могут рассматриваться как некоторые разновидности информации, обладающие определенными свойствами и особенностями [2, 5, 13].

Данные – это информация, полученная в результате наблюдений или измерений отдельных свойств (атрибутов), характеризующих объекты, процессы и явления предметной области. При обработке на компьютере данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:

данные как результат измерений и наблюдений;

данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

данные на языке описания (сетевые, иерархические, реляционные модели представления данных);

БД на машинных носителях информации.

Данные могут быть измерены в различных шкалах: номинальной, ординальной, порядковой, относительной. (Последняя является наиболее информативной.) В зависимости от того, в каких шкалах измерены переменные, выбирается метод многомерного статистического анализа для их обработки (регрессионный, дисперсионный, дискриминантный, факторный и др.).

Знания – это связи и закономерности предметной области (принципы, модели, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющего специалистам ставить и решать задачи в данной области. Знания основаны на данных, полученных экспериментальным путем, и представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта. Можно привести различные исторические примеры, иллюстрирующие трансформацию данных в знания в процессе развития человечества. Например, на протяжении многих тысяч лет люди наблюдали факты (данные) о том, что спелые фрукты падают с ветвей.
И надо было родиться Исааку Ньютону, чтобы трансформировать имеющиеся данные в знания – закон всемирного тяготения.

При обработке на компьютере знания трансформируются аналогично данным:

знания в памяти человека как результат анализа опыта и мышления;

материальные носители знаний (литература, учебники, аналитические отчеты);