ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.08.2021

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

по дисциплине «Экономический анализ»

для студентов дневного отделения

по специальности «Финансы и кредит»

3 курс, 6 семестр


  1. Роль экономического анализа в управлении.

Экономический анализ является важнейшим элементом в системе управления производством, действенным способом выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-технических планов и управленческих решений. Используется как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций, как средство оценки мастерства и качества управления, как способ прогнозирования будущих результатов.

  1. Содержание, предмет и задачи экономического анализа.

Экономический анализ – анализ хозяйственной деятельности предприятия и её конечных результатов. Предмет – ФХД предприятия, хозяйственные процессы и явления, конечный результат и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия, причинно – следственные взаимосвязи экономических процессов и явлений. Задачи – изучение характера действия экономических законов, закономерностей и тенденций, научное обоснование бизнес-планов, нормативов их разработки, определение экономической эффективности использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, выявление и измерение внутренних резервов, повышения эффективности, оценка оптимальности решений, снижение неопределенности в экономической работе и снижение рисков.

  1. Экономический анализ и смежные науки.

Специальная отрасль знаний, становление которых обусловлено объективными требованиями, среди которых: практическая потребность, дифференциация наук, экономическая теория, отраслевые экономики, планирование и управление, бухгалтерский учет, статистика, маркетинг.

  1. Классификация видов экономического анализа.

    1. перспективный (прогнозный) анализ – определение возможных результатов в будущем.

    2. Оперативный анализ – повседневное выполнение различных задач, быстрое вмешательство в них, с целью получения оптимального результата.

    3. Текущий – ретроспективный анализ результатов ФХД.

Также делится на: отраслевой, межотраслевой, внешний, внутренний, периодический, разовый, комплексный, тематический, сплошной, выборочный, внутрихозяйственный, межхозяйственный.

  1. Содержание финансового и управленческого анализа. Последовательность их проведения.

Финансовый анализ – метод прогнозирования финансового состояния предприятия. Управленческий анализ – служит для обеспечения информацией администрацию и руководство.

  1. Структура комплексного бизнес-анализа и его роль в разработке и мониторинге основных показателей.

Предварительный обзор обобщающих показателей, анализ организационно-технического уровня, анализ использования основного капитала, анализ использования оборотного капитала, анализ труда и зарплаты, анализ прибыли и рентабельности, анализ финансового состояния предприятия, обобщенная оценка эффективности работы предприятия. Параллельно идет анализ выпуска и реализации продукции и анализ её себестоимости.


  1. Система экономической информации. Основные требования к ее формированию.

Виды информации: официальные документы и нормативно плановые источники, учетные источники информации, внеучетные источники информации, деловая итоговая информация для выбора управленческого решения.

- выявление информационных потребностей и способа их удовлетворения

- объективность отражения процессов производства, обращения, распределения и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

- единство информации, поступающей из различных источников, а также плановых данных

- устранение дублирования первичной информации

- оперативность информации

- возможность всесторонней разработки на ЭВМ с выделением необходимых показателей

- возможное ограничение объема первичной информации и повышение коэффициента её использования

  1. Метод экономического анализа, его характерные черты.

Под методом экономического анализа понимается диалектический подход к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии, т.е. ему свойственны все способы и приемы диалектического метода познания. Основные характерные черты экономического анализа:

- все явления и процессы необходимо рассматривать в движении

- при изучении внутренних противоречий и положительных и отрицательных сторон каждого явления экономический анализ является необходимым.

- задачей экономического анализа является раскрытие и изучение причин, установление наиболее существенных из них.

- экономический анализ не только устанавливает причинно следственную связь, но и дает ей количественную характеристику.

- метод экономического анализа предполагает системность подхода

- метод экономического анализа позволяет разрабатывать и использовать систему показателей, которая формируется в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации.

  1. Способы и приемы экономического анализа. Их классификация.

Способы и приемы:

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации )

- изучение состояния и закономерностей развития исследуемых объектов.

- определение влияния факторов на результаты деятельности предприятий.

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов, увеличение эффективности производства

- обобщение результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий

- обоснование планов экономического и социального развития управленческих решений

Классификация: традиционный, способ детерминированного факторного анализа, стохастического факторного анализа, способы оптимизации показателей.

  1. Традиционные приемы анализа.

- Сравнение

- Абсолютные и относительные величины

- Средние величины

- Группировки

- Табличный

- Графический

- Балансовый

  1. Методы факторного анализа.


Детерминированный – методика исследования влияния факторов, связь которых носит функциональный характер.

Стохастический – методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является не полной, вероятностной.

  1. Планирование аналитической работы. Организационная структура анализа.

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации )

- изучение состояния и закономерностей развития исследуемых объектов.

- определение влияния факторов на результаты деятельности предприятий.

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов, увеличение эффективности производства

- обобщение результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий

- обоснование планов экономического и социального развития управленческих решений

  1. Анализ организационно-технического уровня производства.

Организационно-технический уровень во многом определяет эффективность производственной деятельности предприятия, выражающейся в совершенствовании орудий труда и технологии, средств и методов организации и управления производством, качества выпускаемой продукции. сновные направления совершенствования организационно-технического уровня производства включают:

разработку новых и совершенствование изготовляемых на предприятии видов продукции, повышение их качества и экономичности.

В задачи анализа организационно-технического уровня производства входит оценка:

достигнутого уровня материально-технической базы производства;

характеристики прогрессивности и качества выпускаемой продукции;

эффективности принятых направлений совершенствования техники и технологии производства, форм и методов воспроизводства основных фондов;

соответствия существующих форм и методов организации и управления производством современной материально-технической базе производства;

влияния организационно-технического уровня производства на технико-экономические показатели деятельности предприятия.

  1. Анализ в системе маркетинга. Основные объекты анализа.

Аналитические расчеты делятся на:

-анализ влияния на экономику предприятий внешней и внутренней среды

-анализ состояния рынка

- анализ покупателей и потребителей

- анализ рыночных цен и формирование собственной ценовой политики

- анализ финансовых результатов.

  1. Анализ объема производства и реализации продукции. Задачи, объекты, система показателей.

Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.


Основные задачи:

1. Оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

2. Проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

3. Выявление влияния отдельных факторов на конечный результат;

4. Разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера, так и на перспективу.

Объект – товарная, валовая продукция, объем реализации продукции.

  1. Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментной программы. Анализ обновления продукции.

  2. Анализ качества товарной продукции. Анализ ритмичности производства.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм кон­курентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.

Данные для анализа ритмичности производства в организации можно получить из годовой бухгалтерской отчетности, оперативной отчетности организации и других данных административного учета организации.


Ритмичность работы организации устанавливается по данным о выполнении плана выпуска продукции за каждую декаду.

Ритмичность производства анализируется не только в денежном выражении, но и в натуральных показателях, а также по трудоемкости (в нормо-часах).


Наряду с анализом ритмичности производства изучается ритмичность производимой отгрузки и реализации продукции. Полученные результаты увязываются с анализом расчетной дисциплины финансового состояния, оборачиваемости оборотных средств организации, но в этом случае особое внимание обращается на сокращение платежей в бюджет вследствие нарушения ритмичности реализации продукции.

  1. Анализ реализации продукции. Факторы, влияющие на объем продаж.

Анализ выполнения плана по реализации продукции

Оценка влияния факторов, определяющих объем реализации

Важным показателем реализации продукции служит также темп сбыта, определяемый путем соотношения среднедневного выпуска и среднедневного сбыта товарной продукции за один и тот же период. За год такое соотношение может исчисляться по удельному весу декадных выпусков в общем выпуске реализации продукции.

При изучении реализации по срокам поставки продукции необходимо время фактической отгрузки сопоставлять с договорными сроками. В этих случаях требуется учесть время пробега (провоза) грузов. Еще более важен анализ сроков реализации при массовом регулярном сбыте продукции постоянному покупателю.

Целесообразно также систематически анализировать реализацию продукции по направлению её поставки: в торговую сеть для реализации населению, строительным, промышленным организациям своего министерства или в другие регионы, для выполнения государственных заказов и т.д.

Факторы, влияющие на объем продаж:

1. Сезонная динамика продаж

2.Общая динамика рынка

3.Конкуренты

4.Законодательство

5.Товарный ассортимент

6. Ценообразование

7.Клиенты

8. Каналы сбыта

9.Персонал

10. Активность компании на рынке

  1. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия. Задачи анализа. Система трудовых показателей предприятия.

Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал следует разделить на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.


Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих (конторский учётный и т.п. персонал). Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе трудовых ресурсов предприятия можно выделить три направления: