ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 434

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях реструктуризации задолженности выплаты по ней становятся реальными. Предприятия получают возможность планировать финансовую деятельность на несколько лет вперед и инвестировать финансовые ресурсы в собственное развитие.


​Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины финансовой несостоятельности предприятия?

2. Определите понятие «антикризисное регулирование».

3. Какими факторами определяется необходимость государственного антикризисного регулирования?

4. В каких случаях предприятиям-должникам предоставляется безвозмездное финансирование?

5. Перечислите основные налоговые льготы, предусмотренные действующим налоговым законодательством РФ и призванные стимулировать осуществление и привлечение инвестиций.

6. Как учитываются налоговые льготы при расчете эффективности капитальных вложений?

7. Как определяется налоговый выигрыш предприятия?

8. Какие рекомендации руководителю (собственнику) малого предприятия может дать антикризисный управляющий по использованию льгот в области налогообложения?

9. Какой выигрыш дает ускоренная амортизация?


Доцент кафедры

КВН, доцент ______________________________________ Г.И. Ляшенко


1 Главная мысль теории регуляции состоит в том, что происхождение институциональных форм связано с драматическими эпизодами истории, открытыми столкновениями между классами или социальными группами. В общественные науки категорию регуляции одними из первых внесли М.Агльетта, Ж. Дестан де Бернис, Р. Буайе, А. Бертран, Б. Бийодо, А. Липец и другие западные ученые, считавшие экономический рост и кризисы, их изменчивость во времени и пространстве центральной проблемой экономического анализа и тесно увязывающие эти явления с существующими социальными формами.

2 Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.: РГГУ, 1997.


3 В настоящее в ремя, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 Министерство имущественных отношений РФ упразднено, его Министерство экономического развития и торговли РФ.

4 Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 1997. С. 330, 358, 359

5 Гражданский кодекс Российской Федерации. В редакции Федерального закона РФ от 08.07.99 г. № 138-ФЗ

6 закон РФ от 19.11.92 г. № 3929-1

7 с 1997г - Федеральная служба Росси по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), с 1999 г. - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 ФСФО упразднена, ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли РФ и Федеральной налоговой службе (бывшее МНС РФ)

8 незавершенные дела о признании должников несостоятельными (банкротами0, ведущиеся по закону 1992 г., имеются и в настоящее время. Например, автором до настоящего времени по объективным причинам не завершено дело о несостоятельности ТОО (АОЗТ) «Ленпулвест», ведущееся с 1996 г. В процедуре также находится АО «Ленрыбпром» (с 1995 г.), САОЗТ «Приозерское» (с 1998 г.) и ряд других.


9 Например, рыночная стоимость недвижимого имущества одного из швейных предприятий, находящегося с 2003 г. в процедуре банкротства, произведенная независимым оценщиком, в двадцать раз превышает балансовую.

10 По странному совпадению многие банки, получившие такие средства, «вдруг» становились сами неплатежеспособными, т.е. банкротами. Перечисленные для финансового оздоровления предприятий деньги, соответственно, исчезали.

11 См.: Приложение № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498//Экономика и жизнь. — № 22. — 1994.


12 Антикризисное управление: от банкротства – к финасовому оздоровлению/ Под ред. Г.П.Иванова. –М.:Закон и право, ЮНТИ, 1995. с. 10.

13 Там же, с. 11.

14 Там же, с. 13.

15 Там же, с. 13-14.

16 Известный экономист лауреат Нобелевской премии Леонтьев имеет несколько другую точку зрения: «успех предприятия зависит не от формы собственности, а от уровня менеджмента». Поэтому, наверное, зря г. Осеевский отождествляет себя с государством. История, в том числе отечественная, дает и совсем другие примеры.

17 газета «Деловой Петербург» 16.09.04 г., с. 10.

18 Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П.Иванова. –М.:Закон и право, ЮНТИ, 1995. с. 16.

19 точнее, руководство муниципалитета, региона или государства

20 в настоящее время доля импорта в продовольственном рынке России составляет от 60 до 70%. В Санкт-Петербурге 75% всего продовольствия составляет импортная продукция (по состоянию на 2001 год).

21 Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996.


22 Маевский В.И. Макроэкономические аспекты становления соци­ально-рыночного хозяйства. М.: ИЭ РАН, 1998.


23 Социально-экономичес­кое положение России, XII, 1997. С. 9-11, 13

24 Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 498 от 20.05.94 г.

25 инвестиции (нем. Inverstition, от лат. investio - одеваю) - долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские и инновационные проекты, социально-экономические программы. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; частные, образуемые из средств предприятий, организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства; реальные, в виде долгосрочных вложений в объекты отраслей материального производства или в другие материальные объекты; прямые, вкладываемые непосредственно в производство определенного вида продукции; финансовые (портфельные), вкладываемые в акции, облигации и другие ценные бумаги.

26 Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (п.1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).


27 закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1

28 инвестор (англ. Investor - вкладчик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее инвестиции, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестиционный капитал, вкладываемый инвестором, может быть представлен в виде финансовых ресурсов, имущества, интеллектуального продукта. Инвесторы не просто вкладывают капитал в дело, подобно бизнесменам, но осуществляют долговременные вложения в достаточно крупные проекты, связанные со значительными производственными, техническими, технологическими преобразованиями, новшествами.

29 Налоговым выигрышем или налоговым прикрытием, принято называть эффект, получаемый налогоплательщиком от использования распространяемых на него налоговых льгот

30 льготы по налогам и сборам - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (Налоговый кодекс РФ).

31 Аннуитет (от нем. Annuitat - ежегодный платеж) денежный поток из равно великих платежей за равные временные интервалы


32 ст. 251 НК РФ

33 под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

34 Федеральный закон «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31.07.98 г. № 147-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 09.07.99 г. № 155-ФЗ, от 05.08.00 г. № 118-ФЗ

35 залог - один из способов обеспечения исполнения должником (залогодателем) обязательств. Должник передает кредитору (залогодержателю) имущество или другие ценности, а кредитор получает право в случае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущества. Предметом залога могут быть вещи, переданные за­логодержателю в физическом виде или в форме документально зафиксированного права на его получение в виде залогового обязательства.

36 поручительство - договор, согласно которому одно лицо - поручитель - обязывается перед кредитором другого лица - должника - отвечать за исполнение последним своего обязательства. В случае невыполнения обязательств должниками ответственными перед кредитором становится и сам должник, и поручитель, причем они отвечают солидарно, если иное не предусмотрено договором.


37 отсрочка по уплате налога или сбора представляет собой изменение срока уплаты налога (сбора) на срок от одного до шести месяцев с единовременной уплатой отсроченной суммы по окончании этого срока

38 рассрочка предполагает поэтапную уплату суммы налога или сбора в срок от одного до шести месяцев

39 например, для Ленинградской области - Комитетом финансов Ленинградской области, для г. Санкт-Петербурга - Комитетом финансов Санкт-Петербурга.

40 Налоговый период - период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и начисляется сумма налога, подлежащая уплате. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал. Для остальных налогоплательщиков налоговый период устанавливается как календарный месяц (ст. 163 Налогового кодекса РФ).

41 Отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Отчетным периодом является месяц, квартал, год; отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 от 06.07.99 г. № 43Н).

42 По этому вопросу более подробно см.: Дранко О. Управление капиталом // Финансовая газета. 1998. № 42 (358). С. 6

43 1/16 основного долга

44 1/40 штрафов и пеней

45 1/4 ставки ЦБ РФ