ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов и сборов могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Проценты, подлежащие уплате, при предоставлении отсрочки или рассрочки не начисляются;

  2. Задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Проценты, подлежащие уплате, при предоставлении отсрочки или рассрочки также не начисляются;

  3. Угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога. Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки или рассрочки;

  4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога. В данном случае проценты начисляются также исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки или рассрочки;

  5. Производство и/или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. При этом перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

  6. Право отсрочки или рассрочки предоставляется таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Изменение срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки или рассрочки может осуществляться под залог имущества либо обеспечиваться поручительством и могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать:

указание на сумму задолженности;

налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;

документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство (в соответствующих случаях).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может вступать в силу:

  • Со дня, установленного в решении. При этом, пени, причитающиеся за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения, включают в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу;

  • После заключения договора о залоге имущества, если отсрочка или рассрочка предоставляется под залог имущества.

2. Налоговый кредит

Налоговый кредит принципиально отличается от отсрочки и рассрочки лишь сроком, на который может быть отложена уплата налога, и может быть предоставлен заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:


  1. Причинение ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы (т.н. форс-мажорные обстоятельства). Проценты на сумму задолженности не начисляются;

  2. Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. Проценты на сумму задолженности в этом случае также не начисляются;

  3. Угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога (до 2004 г. подтверждался заключением ФСФО РФ). Проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период договора о налоговом кредите.

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам по заявлению заинтересованного лица на срок от трех месяцев до одного года и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и заявителем (указанным лицом).

Договор о налоговом кредите должен содержать:

сумму задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставляется налоговый кредит);

начисляемые на сумму задолженности проценты;

порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов;

ответственность сторон;

срок действия договора.

К договору о налоговом кредите должны быть приложены документы об имуществе, являющемся предметом залога, либо поручительство.

3. Инвестиционный налоговый кредит.

Наряду с простой формой налогового кредита выделяется инвестиционный налоговый кредит, являющийся наиболее сложной, обусловленной определенными обязательствами и ограниченной в плане практического использования форму изменения срока уплаты налога или сбора. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность при наличии соответствующих оснований в течение некоторого срока в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит представляется на срок от одного года до пяти лет по следующим видам налогов:

  • налог на прибыль (доход) организации;

  • региональные налоги;

  • местные налоги.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ39.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. При этом, сумма предоставляемого кредита не может превышать 30% стоимости приобретенного оборудования, приобретенного исключительно для этих целей;

  2. осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе – создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. Сумма кредита в этом случае определяется уполномоченным органом и заинтересованной организацией;

  3. выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. Сумма кредита в этом случае также определяется уполномоченным органом и заинтересованной организацией


В каждом отчетном периоде независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном кредите. При этом накопленная в течение налогового периода40 сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

Важным для российских предприятий, находящихся в кризисном состоянии, т.е. фактически терпящих убытки, а таких в России сейчас еще абсолютное большинство, является тот факт, что если компания, взявшая инвестиционный налоговые кредит, имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода или убытки по итогам всего налогового периода, то излишне накопленная по итогам данного периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде41 нового налогового периода.

Проценты по инвестиционному налоговому кредиту не могут быть установлены менее 1/2 и более 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменение срока уплаты налога в форме налогового кредита или в форме инвестиционного налогового кредита должно в обязательном порядке производиться под залог имущества либо обеспечиваться поручительством. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении кредита.

Договор должен предусматривать:

сумму кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;

срок действия договора;

начисляемые на сумму кредита проценты;

порядок погашения кредита и начисленных процентов;

ответственность сторон.

К договору должны быть приложены документы об имуществе, являющемся предметом залога, или поручительство.

Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация и передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, или определяются условия такой реализации (передачи).

Законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления, по региональным и местным налогам, соответственно могут быть Установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.



Цена реструктуризации задолженности42

При осуществлении реструктуризации задолженности задача компании - минимизировать цену капитала. Минимизация возможна за счет уменьшения доли «дорогих» и увеличения доли «дешевых» источников финансирования. Наиболее высокая цена задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды.

Значительная часть долгов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды сформировалась за предыдущие годы, многие предприятия не в состоянии осуществить их погашение, а следовательно, они будут только нарастать, что приведет к дальнейшему ухудшению финансового состояния предприятий. На примере некоего кризисного предприятия рассмотрим последствия реструктуризации задолженности в бюджет.


Пример 2.2.

Исходные данные.

Допустим, что учетная ставка ЦБ составляла в 1999 г. 60%, в 2000 г. - 40, в 2001 г. - 32%, в 2002 г. - 24%, в 2003 г. - 20%, в 2004 г. будет составлять 16%, в 2005 г - 12%, в 2006 г. -10%, в 2007 г. - 8%, в 2008 г. - 6%. Предприятие должно в бюджет 42000000 руб. (основной долг) и 20000000 руб. пеней. При реструктуризации федеральный бюджет предоставляет предприятию долгосрочный кредит, при котором государство «инвестирует» основной долг и пени и получает обратно основной долг по частям в течение 4 лет ежеквартально, проценты за отсрочку долга и пени через 10 лет. Ставка кредита определяется внутренней нормой доходности потока платежей, состоящего из инвестирования основного долга, пеней в начальный период и выплат долей основного долга, процентов и пеней в последующие периоды.

Необходимо разработать график платежей по реструктурируемой задолженности и провести сравнение способа реструктуризации задолженности с вариантом получения для задолженности погашения банковского кредита.

Решение

Предприятие должно погашать основной долг ежеквартально в течение 4 лет, т.е. 16 кварталов, в размере 42000000/16=2625000 руб., платить проценты за отсрочку долга по кварталам в уменьшающейся сумме - от 690000 до 13000 руб.

В отсутствие пеней ставка «кредита» составляла бы всего 4,6% годовых. Суммарные выплаты составляют 46095000 руб. и незначительно превышают величину основного долга. Учет пеней в размере 20000000 руб. повышает ставку долгосрочного кредита до 19,8% годовых, общие выплаты составляют 67235000 руб.

Если брать кредит под погашение рассматриваемой задолженности при таких же процентных ставках, как и в Банке России, выплаты будут значительно больше и за 4 года составят 134 868000 руб. Выигрыш составляет 134 868 67 235 - 67633000 руб., или 101%.

Результаты расчета в виде графика платежей по реструктурируемой задолженности сведены в таблицу 2.2.1.. В столбце 7 этой таблицы для сравнения приведен расчет суммарных выплат по аналогичному банковскому кредиту.

Таким образом, реструктуризация задолженности чрезвычайно выгодна.

В таблице 2.2.1. приведены расчеты для определенных значений основного долга (42000000 руб.) и величины пеней (20000000 руб.). При изменении величины основного долга все расчеты пропорционально изменятся.


Можно провести и дополнительное исследование, как, влияет величина пеней на процент по реструктуризационному кредиту. Следует отметить, что важную роль играет соотношение величины пеней и основного долга



Таблица 2.2.1.

График платежей по реструктурируемой задолженности



Год



Квар-тал


Квартальная сумма основного долга43,

тыс.руб.


Квартальная сумма штрафов и пеней44,

тыс. руб.

Проценты за отсрочен-ные суммы задолжен-ности45,

тыс. руб.



ИТОГО

тыс. руб.



Выплаты по кредиту, тыс. руб.



Учетная ставка

ЦБ РФ,

%

1

2

3

4

5

6

7

8



1999

I

2625

500

469

3594

12425

60

II

2625

500

469

3594

11956

60

II

2625

500

469

3594

11488

60

IV

2625

500

469

3594

11019

60

Итого за 1999 г.

10500

2000

1875

14375

46888




2000

I

2625

500

313

3438

8075

40

II

2625

500

313

3438

7763

40

II

2625

500

313

3438

7450

40

IV

2625

500

313

3438

7138

40

Итого за 2000 г.

10500

2000

1250

13750

30425




2001

I

2625

500

250

3375

6085

32

II

2625

500

250

3375

5835

32

II

2625

500

250

3375

5585

32

IV

2625

500

250

3375

5335

32

Итого за 2001 г.

10500

2000

1000

13500

22840




2002

I

2625

500

188

3313

4595

24

II

2625

500

188

3313

4408

24

II

2625

500

188

3313

4220

24

IV

2625

500

188

3313

4033

24

Итого за 2002 г.

10500

2000

750

13250

17255


Итого за 2003 г.

10500

2000

100

2100

4240

20

Итого за 2004 г.

10500

2000

80

2080

3480

16

Итого за 2005 г.

10500

2000

60

2060

2870

12

Итого за 2006 г.

10500

2000

50

2050

2525

10

Итого за 2007 г.

10500

2000

40

2040

2260

8

Итого за 2008 г.

10500

2000

30

2030

2075

6

Итого за весь период

42000

20000

5235

67235

134868




Изменение величины пеней в широком диапазоне существенно влияет на процент по реструктуризационному кредиту. Например, если бы сумма пеней составляла 10000000 руб., ставка кредита была бы равна 12,2%, а если 30000000 руб. - то 25,6%.

Реструктуризация задолженности в бюджет чрезвычайно выгодна для предприятия, так как цена задолженности в бюджет уменьшается до 10-20% годовых. Значительно уменьшается средняя цена капитала. В рассматриваемом примере средняя цена заемных средств уменьшается до 10%, средняя цена пассивов - до 4%.