ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2021
Просмотров: 435
Скачиваний: 1
5. Малые предприятия, занятые оговоренными в законе27 видами деятельности, в первые два года с момента их регистрации полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль; в 3-й год налог уплачивается в размере 25% основной ставки, а в 4-й год - в размере 50% основной ставки. Условием получения льготы является удельный вес доходов от обусловленной законом деятельности в 1-й и 2-й годы после регистрации не ниже 70%, в 3-й и 4-й годы - не менее 90%.
6. Взносы учредителей в уставный капитал созданных ими предприятий и организаций НДС не облагаются.
7. Средства, полученные в результате возвращения участнику хозяйственного общества его доли при выходе из общества в размере не более первоначального взноса, налогом на прибыль не облагаются.
8. Дивиденды, полученные держателями акций акционерных обществ, имеющими право на участие в распределении прибыли этих обществ, облагаются по пониженной ставке налога на прибыль.
Предоставление налоговых льгот учитывается инвесторами28 при расчете эффективности капитальных вложений. В общем, эффективность инвестиций может быть выражена показателем рентабельности общих активов:
Roa = [Dв (1 - Nпр)/ Aо], (2.2.1)
где: Roa - рентабельность общих активов;
Dв - валовой доход (валовая прибыль);
Nпр - ставка налога на прибыль, 0<= Nпр <=1;
Aо - общие активы (сумма стоимостей текущих и внеоборотных активов).
Анализ формулы (2.2.1) показывает, что величина ставки налога на прибыль (Nпр) довольно существенно влияет на показатель рентабельности постоянных активов - чем больше ставка налога тем меньше показатель рентабельности. При принятии решения инвестор рассчитывает как срок окупаемости своих затрат, так и дальнейший доход на вложенный капитал не по показателю общей (валовой) прибыли, а по прибыли, остающейся после уплаты налогов и процентов за пользование заемными средствами.
Становясь совладельцем предприятия, любой инвестор заинтересован, прежде всего, в том, чтобы рыночная стоимость этого предприятия постоянно увеличивалась. Немаловажной составной частью рыночной стоимости компании является налоговый выигрыш29. Если предприятие располагает определенной налоговой льготой30, то его цена определяется следующей зависимостью:
Спо = Спр + Снв, (2.2.2)
где: Спо - общая (конечная) цена предприятия;
Спр - рыночная цена собственного капитала предприятия;
Снв - текущая рыночная цена налогового выигрыша, связанного с, привлечением заемных средств.
Оценить текущую стоимость налогового выигрыша можно, приведя денежный поток из ежегодной (ежеквартальной, ежемесячной) экономии на уплате налогов к моменту определения этой стоимости:
Снв = ∑ Vнi(1/(1+r)i) (2.2.3)
где: Vнi — налоговый выигрыш определенного i-го периода (года, квартала, месяца), руб;
i - порядковый номер периода с момента начала расчета, i =1, 2, 3 …;
r - процентная ставка, по которой денежный поток приводится к моменту начала расчета (например, ставка доходности альтернативных вложений или уровень рентабельности вложений в анализируемый проект), 0<= r <=1.
Например, при i= 1,2; Vн1 = 1000 руб; Vн2 = 1200 руб; r = 0,25; Снв = 1000*(1/(1+0,25)1 + 1200*(1/(1+0,25)2 = 1569 руб.
Если срок использования налоговой льготы (налоговых льгот) неизвестен, то принято предполагать, что налогоплательщик пользуется ею пожизненно. В этом случае текущая стоимость налогового выигрыша рассчитывается по модели бессрочного аннуитета31:
Снв = Vнi /r (2.2.4)
Например, при Vн1 = 1000 руб; r = 0,25; Снв = 1000/ 0,25 = 4000 руб.
Если же речь идет о налоговой льготе, связанной с использованием заемных средств, то расчет текущей рыночной стоимости (цены) налогового выигрыша производится по формуле:
Снв = Nпр * Cрдо (2.2.5)
где: Nпр - ставка налога на прибыль 0<= Nпр <=1;
Cрдо - рыночная стоимость долговых обязательств (например, задолженность по ссуде или курсовая стоимость облигаций), руб.
Например, при Nпр = 0,15; Cрдо= 1000 руб; Снв = 0,15*1000 = 150 руб.
при Nпр = 0,25; Cрдо= 1000 руб; Снв = 0,25*1000 = 250 руб.
Из указанной зависимости становится очевидным непосредственное влияние уровня налогообложения на выигрыш от использования заемных средств.
Налоговые льготы, призванные способствовать притоку инвестиций, должны распространяться не только на юридических, но и на физических лиц, поскольку, в конечном счете, доходы на вложенный капитал должны получить именно физические лица-инвесторы.
Наиболее важной налоговой льготой для физических лиц-инвесторов является полное освобождение дохода, получаемого на инвестиции, или, по крайней мере, установление более низкой ставки налогообложения по таким доходам по сравнению, например, с доходами от помещения свободных средств в банки или от покупки облигаций и векселей, иными словами, от осуществления кредитных операций.
Поскольку физическое лицо - инвестор получает доход на свои вложения после вычета из него корпоративного налога, ему необходимо знать совокупное влияние корпоративного и индивидуального налогообложения при существующих (или прогнозируемых) условиях. Такое влияние можно оценить по значению некой агрегированной величины, которую рассчитывается по формуле
Sнв = [1 – (1- Nпр)(1- nддо)/(1- nди)], (2.2.6)
где: Nпр - ставка налога на прибыль;
nди - ставка налога с физических лиц по доходам на инвестиции;
nддо - ставка налога с физических лиц по доходам на долговые обязательства (проценты по вкладам, облигациям, векселям и т.п.).
Например,
1 ) при Nпр = 0,15; nддо = 0,25; nди = 0,15; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,25)/(1-0,15) = 0,25.
2) при Nпр = 0,15; nддо = 0,25; nди = 0,25; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,25)/(1-0,25) = 0,15.
3 ) при Nпр = 0,15; nддо = 0,15; nди = 0,15; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,15)/(1-0,15) = 0,15.
4) при Nпр = 0,15; nддо = 0,25; nди = 0,15; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,25)/(1-0,15) = 0,25.
Пример 2.1
Исходные данные.
Несколько лет назад группа инвесторов учредила общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое производит товары народного потребления и приносит прибыль. Уставный капитал общества был образован в минимально допустимых размерах, поэтому инвесторы решили для запуска производства разместить между собой облигационный заем общества в сумме 5000000 руб. сроком на 2 года с годовым купонным доходом 28%.
В первый год функционирования нового производства условия налогообложения были таковы:
-
ставка налога на прибыль предприятий и организаций составляет 35%;
-
предельная ставка подоходного налога с физических лиц на доходы от инвестиций - 15%;
-
доходы, полученные физическими лицами в виде процентов по доходам на долговые обязательства (вкладам и займам), подоходным налогом не облагались
Во второй год порядок налогообложения прибыли предприятий и организаций не изменился. Доходы физических лиц от инвестиций, полученные не в виде дивидендов, стали облагаться в общеустановленном порядке (предельная ставка подоходного налога - 30%). В части процентов по вкладам и займам стал облагаться доход, превышающий уровень средневзвешенной ставки Банка России по кредитам на рефинансирование, увеличенной на 3 процентных пункта. С указанного превышения подоходный налог взимался по ставке 15%. Средневзвешенная ставка ЦБ РФ по кредитам на рефинансирование составила во второй год деятельности общества 22,5%.
Требуется оценить: как изменилась текущая стоимость налогового выигрыша (прикрытия) за два года функционирования общества?
Решение
1. По условиям первого года: Cоз =5000 руб; Nпр1 =0,35; nди1 = 0,15; nддо1 = 0; Снв1 = ?.
Sнв1 = [1 – (1- Nпр)*(1- nддо)/(1- nди)] = [1-(1-0,35)*(1-0,00)/(1-0,15)] = 0,2353.
Текущая стоимость налогового выигрыша:
Снв1 = Cоз* Sнв1 = 5000000 * 0,2353 = 1176000 руб.
2. По условиям второго года: Cоз =5000 руб; Nпр2 =0,35; nди2 = 0,15; Снв2 = ?.
Для того чтобы определить текущую стоимость налогового выигрыша по условиям второго года, необходимо вначале рассчитать «эффективную», т.е. действительную, ставку подоходного налога с процентов по облигациям. Объектом обложения выступает не весь процентный доход на уровне 28%, а лишь его часть, равная 28 - (22,5 + 3) = 2,5%. Значит, эффективная ставка налога по этому объекту составит
nддо2 = 15*(2,5/28)/100 = 1,34/100 = 0,0134 .
Sнв2 = [1-(1- Nпр2)*(1- nддо2)/(1- nди2)] = [1 - (1 - 0,35)*(1-0,15)/1-0,0134)] = 0,4406.
Текущая стоимость налогового выигрыша для второго года будет равна:
Снв2 = Cоз* Sнd2 = 5000000*0,4406 = 2203000 руб.
Ответ
во второй год текущая стоимость налогового выигрыша увеличилась на:
ΔСнв= Снв2 – Снв1 = 2203000 – 1176000 = +1027000 руб.
Из формул (2.2.5) и (2.2.6), а также из приведенного примера можно сделать следующие весьма важные выводы:
1. Индивидуальное налогообложение корректирует налоговый выигрыш от льгот, предоставляемых юридическому лицу. При этом данный выигрыш увеличивается, если налог с доходов от инвестиций превосходит налог с доходов от долговых обязательств
(nди > nддо) и наоборот.
Например, 1) при Nпр = 0,15; nддо = 0,15; nди = 0,16; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,16)/(1-0,15) = 0,16.
при Nпр = 0,15; nддо = 0,15; nди = 0,25; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,25)/(1-0,15) = 0,25.
2) при Nпр = 0,15; nддо = 0,25; nди = 0,16; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,16)/(1-0,25) = 0,048.
при Nпр = 0,15; nддо = 0,25; nди = 0,20; Sнв = 1- (1-0,15)(1-0,20)/(1-0,25) = 0,093.
2. С повышением при прочих равных условиях индивидуального налогообложения доходов от долговых обязательств или с уменьшением налогообложения доходов от инвестиций текущая стоимость налогового выигрыша уменьшается.
Если изменения и налогообложения доходов по долговым обязательствам, и налогообложения по доходам от инвестиций идут в одном направлении (снижение или повышение), то важен уровень изменения того и другого. При опережающем повышении налога на доходы от инвестиций, так же как при опережающем снижении налога на доходы по долговым обязательствам, текущая стоимость налогового выигрыша увеличивается. При противоположных тенденциях она уменьшается.
3. При отсутствии у инвестора доходов по долговым обязательствам или при одинаковом обложении доходов физических лиц, полученных от инвестиций и от кредитнозаемных операций (tинв = tпкз или tпкз = 0), текущая стоимость налогового выигрыша, вытекающая из льгот по налогу на прибыль, останется неизменной.
4. Повышение ставки налога на прибыль предприятий и организаций, или сокращение налоговой льготы (например, частичное, а не полное освобождение уплачиваемых процентов за кредит от налога), снижает текущую стоимость налогового выигрыша.
Важным рычагом налогового стимулирования инвестиций является освобождение от налога на прибыль средств, направляемых на внешнее инвестирование, в частности на долгосрочные финансовые вложения. Раньше инвестор мог осуществлять такие вложения только за счет прибыли, остающейся после уплаты налога. В настоящее время при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в т.ч. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ, в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения32.
Существенным шагом в содействии инвестированию явилось снижение отчислении предприятии и организаций в Пенсионный фонд РФ за счет переноса налоговой нагрузки с затрат хозяйствующих субъектов на доходы физических лиц. Последние будут вносить на свое будущее пенсионное обеспечение 4% доходов вместо 1%, как это было до 1999 г.
В то же время, юридические лица, использующие наемный труд, будут отчислять государству не 28%, как прежде, а только 1% фонда оплаты труда. Такой подход, как рассчитывали законодатели, позволит значительно снизить себестоимость продукции, работ и услуг, повысить ценовую конкурентоспособность отечественных товаров, резко увеличить прибыль. Все это позволило бы сделать российские предприятия инвестиционно привлекательными. Одновременно государство намеревалось компенсировать определенные потери по взносам в пенсионный фонд дополнительными поступлениями налога на прибыль, а возможное снижение поступлений по НДС, акцизам, налогу с продаж, налогам, вносимым в дорожные фонды, и другим налогам, взимаемым с хозяйственного оборота, за счет некоторого снижения цен - перекрыть в результате увеличения масштабов этого оборота.
Помимо привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики и улучшения тем самым ее общего состояния, т.е. помимо косвенного предотвращения и преодоления последствий банкротства на макроэкономическом уровне, проводимая государством налоговая политика может оказывать такое содействие непосредственно применительно к каждому отдельному предприятию.
Для улучшения финансового состояние предприятия, находящегося в кризисе, большое значение имеет изменение срока уплаты налогов и сборов33, отчисляемых в каждом хозяйственном периоде за счет собственных средств. Роль государственной налоговой политики заключается в том, что положениями части первой Налогового кодекса РФ установлен порядок переноса срока уплаты налогов и сборов (задолженности) на более поздний срок (рис. 2.2.1.). Эти положения введены в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ34. Перенос установленного срока уплаты может быть осуществлен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму задолженности под залог35 имущества или при наличии поручительства36.
|
|
Формы изменения срока уплаты задолженности |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсрочка |
|
Рассрочка |
|
Налоговый кредит |
|
Инвестиционный налоговый кредит |
Рис. 2.2.1. Порядок переноса срока уплаты налогов и сборов (задолженности) на более поздний срок
Необходимо подчеркнуть, что изменение срока уплаты задолженности не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налогов и сборов, т.е. по сути не является налоговой льготой.
Срок уплаты налогов не может быть изменен в случае, если в отношении лиц, претендующих на такое изменение (заинтересованных лиц):
• возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
• проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
• имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Формами изменения срока уплаты задолженности по налогам и сборам являются:
-
отсрочка;
-
рассрочка;
-
налоговый кредит;
-
инвестиционный налоговый кредит.
1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога
Отсрочка37 или рассрочка38 по уплате налога - это изменения срока уплаты налога, предоставляемые при наличии определенных оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.