ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2021
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
Рис. 1. Проблематика антикризисного управления
Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы санации и реструктуризации (в т.ч. банкротства) предприятий.
Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.
Признаки и особенности антикризисного управления
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией - это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия — проявления проблем и предполагаемых и реальных факторов кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
-
кризисы в большинстве случаев можно предвидеть, их необходимо постоянно ожидать, кризисы можно и вызывать;
-
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
-
к кризисам необходимо готовиться;
-
кризисы можно смягчать;
-
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и даже искусства. Поэтому во всем мире так ценятся талантливые антикризисные управляющие;
-
кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
-
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать последствия кризиса.
Схема «заболевания» и «лечения» любого предприятия стандартна вне зависимости от момента вхождения предприятия в кризис. Для простоты изложения далее будем работать с рис. 2.
Ресурсы предприятия
1111 11v вхождение в кризис
111
Прибыль «заболевание»
11
1=2 2-z кризисная точка
убыток t
«умирание» (ликвидационные процедуры банкротства)
Рис. 2. Кризисные точки развития предприятия
Рассмотрим зависимость вариантов стратегии антикризисного управления от местоположения предприятия на кривой жизненного цикла.
Для этого рассмотрим типичный жизненный цикл предприятия. По прохождении фазы устойчивости предприятие проходит критическую точку 1 - точку вхождения в кризис (рис. 3.).
Тенденция развития управления, опережающая развитие производства, сменяется периодом замедления темпов и накопления потенциала для последующей его реконструкции. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления.
Положение кривой жизненного
Ресурсы предприятия цикла в случае профилактики кризиса
1 11
П рибыль
“лечение”
«заболевание»
«лечение»
t
«умирание»
убыток
Рис. 3. Варианты развития «болезни» предприятия
Антикризисное управление, в этом ракурсе его анализа, выглядит как максимальное сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах развития производства и управления, и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие, помимо прочего, проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений и особенно в механизме управления (рис. 4).
|
|
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система антикризисного управления |
|
Механизмы антикризисного управления |
|
Процессы антикризисного управления |
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость, адаптивность, матричные структуры |
|
Мотивирование, ориентированное на антикризисные ситуации |
|
Мобильность |
|
Степень неформального управления |
|
Установка на оптимизм и уверенность |
|
Программно-целевые подходы |
|
Интеграция |
|
Интеграция по ценностям профессионализма |
|
Оценки последствий решений и альтернатив |
|
Диверсификация управления |
|
Инициативность |
|
Своевременность решений (фактор времени) |
|
Степень централизма, система ситуационного реагирования |
|
Корпоративность, взаимоприемлемость |
|
Критерии качества решений |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стиль управления |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональное доверие |
|
|
||
|
Целеустремленность |
|
|
||
|
Четкая, но антибюрократическая организация |
|
|
||
|
Мотивация инициативы и самоорганизации |
|
|
||
|
Селекция персонала |
|
|
||
|
Исследование альтернатив |
|
|
Рис. 4. Антикризисное управление: требования к системе, механизму и процессу управления
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
• гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
• склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
• диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
• усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий.
Главными из них являются:
-
мобильность и динамичность в использовании ресурсов проведении изменений, реализации инновационных программ;
-
осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
-
повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
-
усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
-
использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
-
мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
-
установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
-
интеграции по ценностям профессионализма;
-
инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
-
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.
Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:
-
профессиональным доверием,
-
целеустремленностью,
-
антибюрократичностью,
-
исследовательским подходом,
-
саморганизацией,
-
принятием ответственности.
Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.
1. Функции антикризисного управления - это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса.
Специалисты выделяют шесть функций антикризисного управления:
-
предкризисное управление,
-
управление в условиях кризиса,
-
управление процессами выхода из кризиса,
-
стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости),
-
минимизация потерь и упущенных возможностей,
-
своевременное принятие решений.
|
|
Управление предприятием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление функционированием |
|
|
|
Управление развитием |
|
|
|
|
|
|
|
Предкризисное управление |
|
Управление в условиях кризиса |
|
Управление процессами выхода из кризиса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Антикризисное управление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Своевременное решение проблем (принятие решений) |
|
Стабилизация неустойчивых ситуаций (управляемость) |
|
Минимизация потерь и упущенных возможностей |
Рис.5. Причины кризиса и потребность в антикризисном управлении
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление.
2. В развитии любого управления две его противоположности - интеграция и дифференциация - находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса - изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.
3. Нет управления без ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений.
Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации.
Антикризисное управление, его виды
Антикризисное управление включает в себя систему управленческих мер по диагностике (а), предупреждению (б), нейтрализации (в) и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики ("четыре М" - микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).
На мезо-, макро-, мировом уровнях экономики принимаются соответствующие организационно-управленческие меры противодействия кризисным явлениям. Так, на макроуровне государства со смешанной системной хозяйствования (это в первую очередь индустриально развитые страны Запада) широко применяют целый спектр мер госрегулирования экономики, что и являет собой антикризисное управление на макроуровне.
На микро уровне антикризисное управление – это управление предприятием, реализуемое при появлении признаков (угрозы) его банкротства, а также при реализации в отношении данного предприятия процедур банкротства, предусмотренных законом, и основанное на использовании специальных способов (приемов и пр.), направленных на предотвращение банкротства и, в конечном итоге, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия. Включает в себя реформирование, санацию, реструктуризацию и др. процедуры (например, национализация).