ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.08.2021
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Дисциплина ОПД.Ф.05. «Теория антикризисного управления предприятием»
Тема № 3 «Антикризисное управление в России»
Кандидат наук, доцент
Ляшенко Г.И.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 1
«Общие понятия антикризисного управления на микроуровне экономики»
Конспект рассмотрен на заседании кафедры АКУ МБИ
Протокол № ____ от «___» ________________ 201___ г.
Санкт-Петербург
2012
Цель: дать студентам специальности «Антикризисное управление» понятие об общих принципах антикризисного управления, видах антикризисного управления, целях и задачах, решаемых антикризисным управлением на различных стадиях жизненного цикла предприятия.
Время: 2 часа;
Дата: «__» _____________ 201__ г.
Основные вопросы:
1. Принципы антикризисного управления.
2. Антикризисное управление, его виды.
3. Антикризисное управление на различных стадиях жизненного цикла предприятия.
При разработке текста лекции были использованы
материалы из следующих источников:
1. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11. –М.:ИНФРА-М, 2000. –512 с.
2. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П.Иванова. –М.:Закон и право, ЮНТИ, 1995. –320 с.
3. Шагинов Ю.А. Основы бухгалтерского учета и финансового анализа. Государственная поддержка малого предпринимательства. Методическое пособие. – СПб.: - Международный банковский институт, 2001. -40 с.
ВОПРОС 1. Принципы антикризисного управления организацией
С позиций менеджмента возможное наступление кризиса представляет собой состояние предприятия, при котором оно неспособно обеспечивать и, прежде всего, финансировать свою хозяйственную деятельность.
Система антикризисного управления базируется на определенных принципах1, из которых главными являются следующие.
Постоянная готовность к возможному нарушению финансово-экономического равновесия организации. Финансово-экономическое равновесие организации очень изменчиво в динамике. Его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется реакцией на изменение внешних и внутренних условий ее хозяйственной деятельности. Благоприятствование некоторых из этих условий усиливает конкурентную позицию и рыночную стоимость организации. Другие, наоборот, вызывают кризисные явления в ее финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовности антикризисных управляющих (менеджеров) к возможному нарушению финансового равновесия организации на любом этапе ее жизненного цикла.
Ранняя диагностика (мониторинг) кризисных явлений в деятельности предприятия, особенно наиболее вероятных для данного этапа жизненного его цикла, с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации или максимального ослабления.
Выявление и ранжирование (дифференциация) индикаторов кризисных явлений по степени их опасности для функционирования предприятия. Специалист антикризисного управления использует в процессе диагностики банкротства организации весь арсенал индикаторов ее кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации, характер которых с позиции генерирования угрозы достижения поставленной цели антикризисного управления неоднозначен. В связи с этим, в процессе антикризисного управления организацией необходимо при разработке мероприятий для поддержания или восстановления устойчивого функционирования предприятия соответствующим образом учитывать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности.
Оперативность реагирования на отдельные кризисные явления в функционировании предприятия. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями будет располагать организация. Менеджмент на данном этапе оперативно должен быть направлен на реализацию принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния предприятия:
-
устранение возможных (профилактика потенциальных) причин неплатежеспособности предприятия;
-
восстановление или усиление финансовой устойчивости предприятия (обеспечение устойчивости его финансово-хозяйственной деятельности в краткосрочной перспективе);
-
изменение стратегии с целью обеспечения устойчивого экономического роста предприятия (достижение его финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе), и, прежде всего, за счет внутренних возможностей.
Адекватность силы реагирования предприятия (объем привлекаемых для борьбы сил и средств) на степень реальной (или потенциальной) угрозы устойчивости его финансово-хозяйственной деятельности. Система механизмов по нейтрализации угрозы финансово-хозяйственной деятельности и особенно - банкротства в подавляющей своей части, как правило, связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной производственной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т. п. «Включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в т.ч. банкротства, должно исходить из реального или потенциального уровня этой угрозы и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект - если действие механизмов недостаточно, или организация будет нести неоправданно высокие расходы - если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы.
Полное использование, в первую очередь, внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного финансового состояния или его попадания в такую ситуацию. В борьбе с угрозой стабильности (устойчивости) финансово-хозяйственной деятельности или даже банкротства предприятия, особенно на ранних стадиях диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно на свои внутренние возможности. Опыт показывает, что в обычных (не форс-мажорных) обстоятельствах предприятия угроза финансово-хозяйственной деятельности или даже банкротства может быть или полностью, или с минимальным привлечением внешних ресурсов нейтрализована внутренними механизмами антикризисного управления и в пределах финансовых возможностей организации. Только в этом случае предприятие может избежать гораздо более болезненных для него процедур – санации, реструктуризации и других, использование которых связано с определенной потерей собственности. В исключительных случаях, определяемых законом или решениями Правительства, даже национализации.
Последовательный выбор эффективных процедур антикризисного управления –реорганизация, санации, реструктуризации и иных, в том числе - национализации. Если масштабы кризисного финансово-экономического состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет использования внутренних механизмов и разного рода резервов, предприятие вынуждено прибегать к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации или реструктуризации. В случае возникновения кризиса. санация и реструктуризация предприятия могут проводиться как до, так и в процессе кризиса. В т.ч. и производства уже возбужденного дела о банкротстве.
В общем случае политика антикризисного управления заключается в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы стабильности (устойчивости) финансово-хозяйственной деятельности (банкротства) и «включении» механизмов поддержания финансовой устойчивости (оздоровления) предприятия, обеспечивающих достижения поставленных целей.
ВОПРОС 2. Антикризисное управление, его виды.
Как подчеркивалось ранее, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда проявления кризиса не наблюдаются, когда кризиса как такового еще фактически нет. Это определяется тем, что в управлении2 всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление - это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором3. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кризис - объективное явление в социально-экономической системе с рыночной экономикой. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития любой социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эффективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. И в определенной мере это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.
Такое предположение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все периоды истории свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, в условиях рыночной экономики избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно человеческая природа кризиса является его причиной и источником.
Вся деятельность человека построена на удовлетворении его интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность кризисов, так и их необходимость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе с рыночной экономикой, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.
Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что в системе его интересов есть и интерес свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. Именно к этим интересам «привязаны» и многие другие, именно на этих интересах строится эффективное управление.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не только борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризисов, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так атомная энергетика - область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, повышения мер защиты, поиске новых технологий и пр. Это ярко проявилось во время аварии в результате цунами на японской АЭС «Фукусима» в 2010 г.
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рис. 1.).
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.
Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего, - методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации.
Проблемы распознавания предкризисных ситуаций
|
|
Методологические проблемы антикризисного управления
|
|
Проблемы предотвращения кризиса
|
|
Финансово-экономические проблемы антикризисного управления |
|
Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии |
|
Правовые проблемы антикризисного управления |
|
Проблемы выхода из кризиса |
|
Проблемы организации антикризисного управления |
|
Проблемы ликвидации последствий кризиса |
|
Социально-психологические проблемы антикризисного управления |
|
|
|
|
|
Антикризисное управление: методология и организация решения проблем в условиях кризисного функционирования организации |
|||
|
|
|
|
Поиск информации |
|
Конфликтологические проблемы управления |
|
Проблемы прогнозирования кризисов |
|
Маркетинг: поведение в условиях неопределенности |
|
Разработка управленческих решений в условиях риска |
|
Внешнее управление и проблемы санации |
|
Анализ и оценка кризисных ситуаций |
|
Селекция персонала в условиях кризиса: оценка и мотивирование |
|
Инновационные стратегии кризисного поведения |
|
Инвестиционное проектирование |