Файл: Статья Супервизия как новая формы профессионального роста педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья: « Супервизия как новая формы профессионального роста педагога»
Супервизия — буквально означает "надзор”, а у нас это называлось бы "наставничество”.
Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста специалиста. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и вначале интенсивно развивалась именно в его рамках.
Первым примером можно считать случай, когда Зигмунд Фрейд анализировал маленького сына одного из своих соратников по психоанализу, и эта работа шла, в основном, через переписку. Отец писал о поведении мальчика, о его особенностях, а Фрейд давал рекомендации — как надо вести себя с ребенком, как надо его понимать. Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу. В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения.
Сейчас супервизору все время приходится выбирать между двумя позициями
С одной стороны, супервизия — обучение, учебная ситуация.
А с другой стороны — ситуация терапевтическая, потому что все время идет работа в личностном контексте, возникают какие-то личностные проблемы и одновременно соблазн не только увидеть эти проблемы, но и попытаться провести коррекцию, поработать над ними, чтобы они не мешали самому специалисту в его работе с клиентами. И тем не менее, крен все время должен быть в сторону учебной ситуации.
Цель супервизии – помочь коллеге стать более успешным в работе – развить его профессиональную компетентность. Супервизор помогает заметить возможные проблемы, возникшие вследствие недостатка опыта или знаний. Однако он не только обращает на это внимание, но и рекомендует соответствующие шаги для изменения данной ситуации.
Функциональное многообразие супервизии — между образованием, административными задачами и терапией — давно известно. Кадушин (Kadushin, 1976) приводит описание существенных функций супервизии, охватывающих широкий спектр сфер профессиональной деятельности:
-
Образовательная (обучающая, развивающая) функция: профессиональная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к саморефлексии, конструктивная обратная связь, профессиональная социализация, развитие профессиональной идентичности и т. п. -
Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка (экспертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий (социальных работников, психологов, психотерапевтов) или оптимального «функционирования» учреждения, сохранение этически-профессиональных принципов, контроль законодательных или ведомственных предписаний, защита пациентов и т. д. -
Поддерживающая (консультативная) функция: эмоциональная поддержка в случаях трудных профессиональных ситуаций, сопровождение или разгрузка, помощь при необходимости справляться со стрессом на работе, создание самозащиты против перегрузок, личная психогигиена, профилактика «burnout» (эмоционального сгорания), профессионально-личностной деформации и т. п.
Виды супервизии.
Существуют различные виды супервизии:
-
Очная супервизия осуществляется в присутствии клиента, пациента. -
Заочная супервизия осуществляется в отсутствии клиента, пациента, с соблюдением правил анонимности и конфиденциальности.
Формы супервизии:
-
Индивидуальная супервизия - супервизор и специалист. -
Групповая супервизия с супервизором, или несколькими супервизорами. -
Супервизия с равным коллегой (интервизия). -
Групповая супервизия с равными коллегами (групповая интервизия). -
Школьная или методологическая супервизия, осуществляемая в учебном процессе.
Супервизия позволяет:
-
поделиться своими чувствами; -
выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; -
получить обратную связь о проделанной работе; -
проанализировать причины своих затруднений; -
расширить свои теоретические и практические представления; -
наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
Какие вопросы можно обсудить на супервизии:
-
Трудности, которые возникли у Вас в работе. -
Ваши тревоги по поводу проблем конкретных клиентов. -
То, что вызывает у Вас неуверенность. -
Ваши тревоги по поводу взаимоотношений с определенным клиентом или группой, с которой Вы работаете. -
Что Вы ожидаете от своих коллег на последующих сессиях.
Возможные профессиональные запросы для супервизии:
Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма - это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями и оценить качество услуг, предоставляемых клиентам
Так как СПЕЦИАЛИСТЫ МОГУТ:
-
Слишком вовлечься в проблему клиента и потерять профессиональную объективность. -
Застрять на такой модели помощи клиенту, в результате которой у клиента не появляется мотивация помогать себе самостоятельно. -
Эмоционально вовлечься в проблему клиента, особенно когда ситуация вызывает у работника собственные воспоминания. -
Продолжать выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время, как взгляд «со стороны» и обсуждение могло бы оказать более полезным. -
Брать слишком много работы с целью помочь и страдать от «сгорания». -
Испытывать трудности при завершении работы с клиентом.
Типы супервизии:
-
Один на один
Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.
-
Групповая супервизия
Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга.
Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.
-
Неформальная супервизия
Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.
-
Кризисная супервизия
Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.
Организация супервизии.
Если о супервизии договариваются даже равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли: кто является супервизором на данный момент. Также должны быть определены временные границы.
При супервизии необходимо соблюдать структуру консультативной сессии (от установления контакта до завершения сессии), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.
Супервизору необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности: что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. (Необходимо использовать в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам).
Наблюдать, а не интерпретировать: расставлять акценты на том, что сказал или сделал супервизируемый, а не почему (это наши фантазии).
Описывать, а не судить и оценивать.
Быть конкретным, а не обобщать.
Уделять внимание информации, избегая советов.
Давать то количество информации, которые коллега способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.
Говорить о поведении, которое возможно изменить.
Супервизия – это универсальная форма поддержки специалистов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом.