Файл: Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.
По итогам 2021-2022 годов в рамках работы цифровой платформы внедрили систему обработки сообщений от граждан 67 субъектов РФ, функционал, связанный с голосованием по распределению частей местного и регионального бюджетов – 57 регионов.
За это время поступило более 83,6 тыс. сообщений, проведены голосования по 135 проектам, размещено около 1,5 тыс. опросов граждан. Органы местного самоуправления пилотных субъектов провели обсуждения с гражданами более 450 проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Больше всего сообщений от россиян поступило по вопросам, касающимся автомобильных дорог, многоквартирных домов, дворов и территорий общего пользования, также социального обслуживания и медицины» .
Говоря о федеральных сервисах, отметим, что в 2021 году на портале Государственных услуг был размещен ряд федеральных сервисов. Прежде всего, речь идет о сервисах Минздрава России, позволяющих гражданам сообщить о трудностях с вакцинацией от COVID-19 и проблемах с вызовом скорой медицинской помощи в условиях пандемии, а также медицинским работникам поделиться своим мнение о лечении COVID-19.
Кроме того, на Государственных услугах размещен сервис Минпросвещения России для получения обратной связи от родителей учащихся младших классов по организации горячего питания в школах.
Эффективность работы региональных руководителей цифровой трансформации будет оцениваться, в первую очередь, по показателям внедрения сквозных цифровых проектов, одним из которых является платформа обратной связи. Развитие платформы обратной связи в 2022 году
предусматривает расширение возможностей функционала для проведения голосований, опросов и обсуждений, обработки сообщений и обращений, а также работу с контентом в аккаунтах региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в социальных сетях».
В зарубежной практике цифровая трансформация в государственном управлении не сводится только к изменениям при предоставлении Государственных услуг. Эффект от цифровизации оценивается по влиянию технологий на эти результаты. В России пока использование IT для поддержки управления по результатам не дало значимых эффектов.
На рисунке 1 отражены ключевые проблемы.
Рисунок 1 – Ключевые проблемы применения IT для поддержки государственного управления по результатам в России
Сегодняшняя цель цифровизации государственного управления мало учитывает возможности использования цифровых технологий для повышения результативности органов власти. Индекс отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений.
Ключевыми трендами для системы государственного управления на 2023 -2025 годы являются технологии, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Ключевые тренды в цифровых технологиях на 2023 -2025 годы
Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках».
Таким образом, подводя итоги отметим, что информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления. Под информационным обеспечением понимается множество информационных источников и инструментов работы с информацией, направленных на ее получение, обработку, накопление и выдачу.
Стремительное развитие процессов глобализации и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия привели к признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне. Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.
Целью информационного обеспечения государственного управления, является получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.
Эффективность принимаемых государственных решений находится в зависимости от качества полученной информации и методов обработки этой информации. Так как государственное управление является сложной неоднородной системой, то и источники информационного
обеспечения соответствующей деятельности тоже неоднородны.
В Российской Федерации на общегосударственном и региональном уровне сегодня действует целый ряд компонентов, относящихся к информационной инфраструктуре. К ним относятся: электронные сервисы государственного управления, центры открытых данных о деятельности органов исполнительной власти, центры анализа, хранения и обработки информации, а также вспомогательные сервисы для населения и многое другое.
Большинство организаций уже сегодня внедряют практику электронного документооборота, что помогает ускорить процессы подачи и обработки заявлений и других важных документов.
В рамках цифрового пространства осуществляют свою деятельность официальные порталы и веб-сайты органов государственной власти. Они содержат статистическую и справочную информацию, наполняются нормативно-правовой базой, а также транслируют новости, которые непосредственно относятся к сфере государственного управления.
При наличии положительных аспектов использования информационных технологий в государственном управлении имеется ряд весомых проблем, которые необходимо принимать во внимание.
К таковым относятся:
- проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, позволяющих органам исполнительной власти и государственным служащим вещать о своей деятельности;
- проблема совмещения личной и публичной жизни государственных служащих при ведении официальных страниц в социальных сетях;
- проблема неактуальности информационных данных, содержащихся на официальных порталах и веб-сайтах государственной власти;
- проблема доступности получения востребованного на рынке труда дополнительного образования в сфере цифровых технологий;
- проблема устойчивости государственных порталов и веб-сайтов при покушении на информационную безопасность извне;
- проблема мизерной пропускной способности пользователей на электронных государственных сервисах;
- проблема отсутствия качественной мобильной сети и сети-интернет в разных муниципальных образованиях.
Для более глубокого понимания сути вышеприведенных проблем разберем каждую из них. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем представить рекомендации
, направленные на их решение.
Проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, с помощью которых можно наблюдать за деятельностью органов исполнительной власти и государственных служащих, обострилась совсем недавно. В связи с началом спецоперации Российской Федерации по освобождению мирных территорий Украины от неонацистских захватчиков наша страна оказалась под массой санкционных событий, введенных со стороны многих иностранных государств.
Роскомнадзор Российской Федерации принял решение о запрете деятельности социальных сетей «Facebook», «Instagram» на территории нашей страны, что привело к поиску в оперативном порядке новых цифровых платформ для дальнейшего существования на просторах сети-интернет. Выбор пал на социальные сети отечественного происхождения «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram». Конечно, это привело к повышению рейтингов по посещаемости отечественных электронных сервисов, однако проблема остается проблемой. Она заключается в сложной адаптации пользователей, которые только что «перешли» с зарубежных социальных сетей на отечественные. Отсутствие привычного интерфейса и отдельных функций создают для пользователей стрессовые ситуации в процессе эксплуатации.
Также остро стоит вопрос безопасности данных, оставшихся на серверах запрещенных цифровых платформ, россиян и органов государственной власти.
Следующая проблема затрагивает нравственную сторону в отношении использования социальных сетей государственными служащими. Совмещение личной и публичной жизни зачастую стирает грань дозволенности на просторах социальных сетей. Это способствует росту доверия к власти и благоприятное расположение к самому человеку.
Однако, не стоит забывать о высоком имидже государственного служащего, который формировался годами и который не так уж и сложно «запятнать». Данная проблема относится больше к общегосударственной, чем к региональной, поэтому она и является насущной.
В процессе анализа деятельности министерства цифрового развития и связи пришлось столкнуться с трудностями, возникшими с поисками актуальных данных. Как правило, статистические данные, размещенные на официальном сайте министерства цифрового развития и связи, присутствуют, но преимущественно за 20201 год.
Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области уже сегодня предоставляет массу возможностей по получению дополнительных профессиональных знаний и компетенций в сфере цифровых технологий.
По итогам 2021-2022 годов в рамках работы цифровой платформы внедрили систему обработки сообщений от граждан 67 субъектов РФ, функционал, связанный с голосованием по распределению частей местного и регионального бюджетов – 57 регионов.
За это время поступило более 83,6 тыс. сообщений, проведены голосования по 135 проектам, размещено около 1,5 тыс. опросов граждан. Органы местного самоуправления пилотных субъектов провели обсуждения с гражданами более 450 проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Больше всего сообщений от россиян поступило по вопросам, касающимся автомобильных дорог, многоквартирных домов, дворов и территорий общего пользования, также социального обслуживания и медицины» .
Говоря о федеральных сервисах, отметим, что в 2021 году на портале Государственных услуг был размещен ряд федеральных сервисов. Прежде всего, речь идет о сервисах Минздрава России, позволяющих гражданам сообщить о трудностях с вакцинацией от COVID-19 и проблемах с вызовом скорой медицинской помощи в условиях пандемии, а также медицинским работникам поделиться своим мнение о лечении COVID-19.
Кроме того, на Государственных услугах размещен сервис Минпросвещения России для получения обратной связи от родителей учащихся младших классов по организации горячего питания в школах.
Эффективность работы региональных руководителей цифровой трансформации будет оцениваться, в первую очередь, по показателям внедрения сквозных цифровых проектов, одним из которых является платформа обратной связи. Развитие платформы обратной связи в 2022 году
предусматривает расширение возможностей функционала для проведения голосований, опросов и обсуждений, обработки сообщений и обращений, а также работу с контентом в аккаунтах региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в социальных сетях».
В зарубежной практике цифровая трансформация в государственном управлении не сводится только к изменениям при предоставлении Государственных услуг. Эффект от цифровизации оценивается по влиянию технологий на эти результаты. В России пока использование IT для поддержки управления по результатам не дало значимых эффектов.
На рисунке 1 отражены ключевые проблемы.
Рисунок 1 – Ключевые проблемы применения IT для поддержки государственного управления по результатам в России
Сегодняшняя цель цифровизации государственного управления мало учитывает возможности использования цифровых технологий для повышения результативности органов власти. Индекс отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений.
Ключевыми трендами для системы государственного управления на 2023 -2025 годы являются технологии, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Ключевые тренды в цифровых технологиях на 2023 -2025 годы
Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках».
Таким образом, подводя итоги отметим, что информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления. Под информационным обеспечением понимается множество информационных источников и инструментов работы с информацией, направленных на ее получение, обработку, накопление и выдачу.
Стремительное развитие процессов глобализации и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия привели к признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне. Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.
Целью информационного обеспечения государственного управления, является получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.
Эффективность принимаемых государственных решений находится в зависимости от качества полученной информации и методов обработки этой информации. Так как государственное управление является сложной неоднородной системой, то и источники информационного
обеспечения соответствующей деятельности тоже неоднородны.
3 Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в государственном и муниципальном управлении
В Российской Федерации на общегосударственном и региональном уровне сегодня действует целый ряд компонентов, относящихся к информационной инфраструктуре. К ним относятся: электронные сервисы государственного управления, центры открытых данных о деятельности органов исполнительной власти, центры анализа, хранения и обработки информации, а также вспомогательные сервисы для населения и многое другое.
Большинство организаций уже сегодня внедряют практику электронного документооборота, что помогает ускорить процессы подачи и обработки заявлений и других важных документов.
В рамках цифрового пространства осуществляют свою деятельность официальные порталы и веб-сайты органов государственной власти. Они содержат статистическую и справочную информацию, наполняются нормативно-правовой базой, а также транслируют новости, которые непосредственно относятся к сфере государственного управления.
При наличии положительных аспектов использования информационных технологий в государственном управлении имеется ряд весомых проблем, которые необходимо принимать во внимание.
К таковым относятся:
- проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, позволяющих органам исполнительной власти и государственным служащим вещать о своей деятельности;
- проблема совмещения личной и публичной жизни государственных служащих при ведении официальных страниц в социальных сетях;
- проблема неактуальности информационных данных, содержащихся на официальных порталах и веб-сайтах государственной власти;
- проблема доступности получения востребованного на рынке труда дополнительного образования в сфере цифровых технологий;
- проблема устойчивости государственных порталов и веб-сайтов при покушении на информационную безопасность извне;
- проблема мизерной пропускной способности пользователей на электронных государственных сервисах;
- проблема отсутствия качественной мобильной сети и сети-интернет в разных муниципальных образованиях.
Для более глубокого понимания сути вышеприведенных проблем разберем каждую из них. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем представить рекомендации
, направленные на их решение.
Проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, с помощью которых можно наблюдать за деятельностью органов исполнительной власти и государственных служащих, обострилась совсем недавно. В связи с началом спецоперации Российской Федерации по освобождению мирных территорий Украины от неонацистских захватчиков наша страна оказалась под массой санкционных событий, введенных со стороны многих иностранных государств.
Роскомнадзор Российской Федерации принял решение о запрете деятельности социальных сетей «Facebook», «Instagram» на территории нашей страны, что привело к поиску в оперативном порядке новых цифровых платформ для дальнейшего существования на просторах сети-интернет. Выбор пал на социальные сети отечественного происхождения «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram». Конечно, это привело к повышению рейтингов по посещаемости отечественных электронных сервисов, однако проблема остается проблемой. Она заключается в сложной адаптации пользователей, которые только что «перешли» с зарубежных социальных сетей на отечественные. Отсутствие привычного интерфейса и отдельных функций создают для пользователей стрессовые ситуации в процессе эксплуатации.
Также остро стоит вопрос безопасности данных, оставшихся на серверах запрещенных цифровых платформ, россиян и органов государственной власти.
Следующая проблема затрагивает нравственную сторону в отношении использования социальных сетей государственными служащими. Совмещение личной и публичной жизни зачастую стирает грань дозволенности на просторах социальных сетей. Это способствует росту доверия к власти и благоприятное расположение к самому человеку.
Однако, не стоит забывать о высоком имидже государственного служащего, который формировался годами и который не так уж и сложно «запятнать». Данная проблема относится больше к общегосударственной, чем к региональной, поэтому она и является насущной.
В процессе анализа деятельности министерства цифрового развития и связи пришлось столкнуться с трудностями, возникшими с поисками актуальных данных. Как правило, статистические данные, размещенные на официальном сайте министерства цифрового развития и связи, присутствуют, но преимущественно за 20201 год.
Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области уже сегодня предоставляет массу возможностей по получению дополнительных профессиональных знаний и компетенций в сфере цифровых технологий.