Файл: Понятие цивилизация. Проблема соотношения цивилизации и культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………….……………………………………………......3

Глава 1. Понятие «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры……………………………………………………………………..……….5

1.1 Определение и современные концепции цивилизации………………...……..5

1.2 Взаимодействие культуры и цивилизации……………………………………10

Глава 2.Содержание и закономерности развития культуры…………….………15

2.1 Понятие “культура”………………………………………………...…………..15

2.2 Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру………………………..20

Заключение ................................................................................................................22

Список использованной литературы………………………………………….…..24

Введение

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна, и ее понимание до конца не осознано.В современной культурологической и философской мысли не теряется интерес к актуализации смыслов феноменов «культура» и «цивилизация». Можно выделить несколько основных подходов к определению данных категорий. Начнем с понятия «культура». Здесь существует несколько основных подходов. Во-первых, это ведущий истоки с XIX в. взгляд на культуру как на духовную и ценностную сферу (ценностно-гуманистический подход), согласно которому культура представляет собой систему хранения и передачи духовного опыта, духовное производство, систему ценностей и идеалов.

Сегодня в душах людей разворачивается конфликт между единой мировой цивилизацией (представленной современными технологиями) и многообразием национальной культуры. Культура в своей основе аффективна, а цивилизация эфферентна. Первый стремится к гармонизации с природой и сохранению ее сущности, второй ведет к единообразию, уничтожению различий. Цивилизация представляет собой материальную форму существования. Это техника, а техника торжествует над духом, над организмом.

В последние годы понятие цивилизации стало одним из важнейших в отечественной социально-гуманитарной науке. Цивилизация - это прежде всего плод культуры. А культура может пережить государства и династии. Цивилизация как специфическое общество с системой определенных культурных элементов исчезает, и ее культурные достижения могут быть переданы другим цивилизациям. Цивилизация может существовать одновременно и параллельно, а может возникать одна за другой. Но в любом случае история цивилизации-это история культуры.


Изучение цивилизации - это изучение ее культуры.Понимание внутреннего смысла культуры, овладение широким взглядом на культурное многообразие, знакомство с внутренней структурой той или иной культуры,понимание ритма исторического существования общества, перспективы на будущее являются культурными.

Глава 1. Понятие «цивилизация». Проблема соотношения цивилизации и культуры

1.1 Определение и современные концепции цивилизации

Понятие «цивилизация» столь же многозначно, как и «культура». Некоторые исследователи их отождествляют, другие – противопоставляют. Безусловно, что эти понятия близки по своему содержанию, но не тождественны. Понятие «культура» формируется на основе представлений о природно-человеческих отношениях. Оно отражает все многообразие их содержания. Понятие «цивилизация» отражает внутриобщественную эволюцию. Будучи культурным по содержанию, оно формообразует культуру, как бы выстраивает ее композицию на различных этапах исторического развития, выявляет ее системообразующие элементы, которые существенно определяют культурный облик народов, стран, наций, регионов, религий, времен и т. д. Так «возникают» множество одноименных с этими элементами цивилизаций.1

В определенной интерпретации отношения понятий предстают отношениями содержания и формы во всем их диалектическом богатстве. Каждая цивилизация понимается как определенный уровень, место, время, национальная, религиозная и прочая характеристика культуры. Цивилизация – это конкретная культурно содержательная форма, а культура – непреходящее, общечеловеческое содержание всех цивилизационных форм. Культура с исторической неизбежностью принимает ту или иную форму, развивается в ней от органичного единства до нетерпимого противоречия, с необходимостью «сбрасывает» ее и обретает новую, в которой вновь получает простор дальнейшему развитию. Такая цикличность схематично отражает процесс возникновения, развития и гибели цивилизаций

В условиях цивилизации достигается высокий уровень культурного развития, создается максимальная ценность, как духовной, так и материальной культуры. Вопросу соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезных работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают его с вопросами о судьбе культуры, цивилизации и даже человечества в целом.



Понятие «цивилизация» неоднозначно. Термин «цивилизация» произошел от латинского слова «гражданин». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае возникают традиционные культурно-философские проблемы, восходящие к немецким романтикам. В этом смысле «культура» и «цивилизация» больше не признаются синонимами. Органическая материя культуры противостоит разлагающейся технократии цивилизации. Второе значение этого слова означает движение от разделения к разделению мира. И в-третьих, плюрализм отдельных различных цивилизаций.

Арнольд Тойнби - историк двадцатого века. Его многочисленные труды посвящены развитию мировой культуры. Однако заслугой Тойнби как культуролога является не только подробное описание различных культур (термин Тойнби - «цивилизация»), но и умение создавать общие концепции культурного развития1.

Тойнби исходит из существования множества различных культур, каждая из которых имеет свою собственную истину. Он не считает каждую культуру самостоятельным, самодостаточным организмом. Напротив, каждая местная культура представляется ему одной из многих ступеней на пути к осуществлению божественного предназначения человека. Однако исторический путь человека изначально не был предназначен для него, и Тойнби пытался открыть возможности выбора в развитии культуры.

Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл сущность диалога культурного развития в своей концепции «вызова и ответа».

Тойнби начинает с того, что отказывается рассматривать историю как реализацию единого детерминанта. Причина возникновения цивилизации кроется не в одном элементе, а в нескольких. Отношения делают историю, но что это такое? Тойнби видит в истории реализацию Божественного Начала и стремится к совершенству его культурно-исторического воплощения, но в то же время сталкивается с внешними препятствиями и выходит из оппозиции, но эти препятствия становятся условиями для прогресса Творца. Препятствия воспринимаются творческим началом как вызов, а ответ - как новый акт культурно-исторического творчества2.

Тойнби не дает этому творческому принципу «научного» названия, но фактически речь идет о свободной духовности в истории. Этот способ реализации описан Тойнби с точки зрения аллегории борьбы между Богом и дьяволом. Дьявол бросает «вызов» Богу, но только раскрывает слабость Божьего творения своими разрушительными действиями,тем самым «отвечая» Богу, то есть новый «дьявол обречен на поражение». «Зная, что Господь не откажется от данного Пари, дьявол мог бы уничтожить одного из избранных Богом, зная, что Бог спокойно и терпеливо ждет, когда будет сделано предложение, чтобы дьявол в своей радости мог тем самым дать Богу возможность сотворить новое творение. Цель Бога достигается с помощью дьявола, но без его ведома».


Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.) жил в Америке с 1923 года и изучал социологию. Для культурологии особый интерес представляет его фундаментальная работа «социокультурная динамика». Исследование изменений в основных системах искусства, знания, этики, права и общественных отношений (1930-1937 гг.). Концепция Сорокина отличается от других теорий культуры XX века. Отражая теорию Тойнби, Сорокин, напротив, признает существование прогресса в общественном развитии. Он также характеризует состояние западноевропейской культуры как кризисное, но оценивает его как необходимый этап в становлении формирующейся мировой цивилизации.

Сорокин начинает с понимания культуры как целого всего того, что человечество создавало на разных этапах своего развития.Все элементы целостной культуры представляют собой единство и базируются на основных принципах – ценностях.Сорокину стоит быть на переднем крае концепции его социокультурной динамики1.

Каждая культурная эпоха основана на определенном мировоззрении. В зависимости от различных типов мировоззрения, ценностного набора Сорокин выделяет три типа социокультурных суперсистем: установка мировоззрения базируется на чувственном понимании мира, каждому типу мировоззрения соответствует истина трех типов: чувственная, духовная и рациональная. Сорокин относит язык, этику, религию, искусство, науку к низкому уровню культурной системы. В свою очередь, каждая из суперсистем мировоззрения соответствует определенному типу культуры. По Сорокину, есть два основных типа (идеальный и чувственный) и два промежуточных типа (идеальный и эклектический). В культуре мышления мировоззренческие установки основаны на идее, что они направлены к сверхчувственному и Сверхразумному пониманию абсолютного и господствующего. Сорокин относит к этому типу культуры, например, в Средние века в Европе архитектура и скульптура была «Библией камня». Литература также пронизана верой в религию и христианство. Картина изображала ту же самую библейскую тему и линии цвета. Музыка была почти исключительно религиозной. Философия была почти такой же, как религия и теология, сосредоточенная на тех же фундаментальных ценностях и принципах, что и Бог. Наука была единственным слугой христианской религии. Этика и право были лишь дальнейшим развитием абсолютных заповедей христианства. Даже в организации экономики доминировала религия. Преобладающие ценности нравственности, обычаев, образа жизни и мышления, единение как единственная и высшая цель с Богом, а также отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, богатству, радости, ценности сходных ценностей характеризуют также культуру брахманов Индии, даосизм и буддийскую культуру, а также культуру греков VIII-VI вв
1.

Этот тип культуры вызревает в обществе потребность освободиться от оков религиозности, христианской морали, вернуться от древних забытых гедонистических настроений. это очень чувственный поступок. Особенностью нового сознания является господство материального над духовным, эгоистическое отношение к природе, культ науки и техники, натуралистическое искусство, утилитарная этика. Ученые предсказали катастрофическую катастрофу утопического плана. Этот тип достигает своего пика к середине XX века и обречен на гибель. На его месте формируется новая культура мышления, имеющая ценность альтруистической любви и солидарности, и центр культурного лидерства перемещается в Россию1.

С точки зрения Питирима Сорокина, необходимо выработать общие образовательные, экономические и политические меры, которые откроют дорогу новой культуре. Эта существенная культура основана на новых ценностях, которые еще не доступны нашему сознанию.

Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969 гг.) предвидел единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он во многом противостоял популярным культурным концепциям своего времени – Шпенглеровской и марксистской. Это религиозная традиция культурно-исторического процесса, в которой эксплицитное и обязательное объясняется. Согласно Ясперсу, история имеет свои начала и смысловые концы.

В эпоху Прометея (предысторию человечества), когда происходило «становление основной композиционной природы человеческого бытия», становление человека как вида является основой человеческого бытия, его сущность в этот «культурный профазный период входит первое становление человека»2.

На вопрос о том, что необходимо для превращения доисторического человека в человека культуры, Ясперс ответил, что использование огня и орудий труда, появление речи, начало истории для самого себя, то есть собственно культурного развития, К.Ясперс определяет, когда происходит передача опыта.

Великий культурный период древности - шумерская или египетская культура с 4000 г. до н.э. и мир Эгейского моря, третье тысячелетие долины Инда до арийской культуры и второе тысячелетие.Эпоха духовной основы человеческого существования (осевое время). Этот период, по мнению Джаспера, является центром истории человечества, когда существует духовная основа всех мировых культур1.

Это был период с 800 по 200 год до нашей эры, когда были разработаны основные категории, которые люди придумали до сих пор, и заложены основы мировых религий. Осевое время есть время рождения мировой религии, пришедшей на смену мифологическому сознанию, и есть прорыв мифологического мировоззрения, составляющего духовную основу доосевой культуры. Впервые в человеке пробуждается ясное и ясное мышление, недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, рационализация отношений между миром и себе подобными. В это время история человечества становится всемирной историей, но до осевого времени имела место только история различных локальных культур.