Файл: Понятие цивилизация. Проблема соотношения цивилизации и культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Взаимодействие культуры и цивилизации

Различие между культурой и цивилизацией, в эссе «стать началом человеческой истории» в споре с Ж.Ж.Руссо, Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения, что такое цивилизация и кто имеет право от нее отказаться. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей2.

Цивилизованный человек - это человек, который не беспокоит других, вежлив и вежлив, тактичен, внимателен, уважает других и принимает это во внимание.

Культура перманентно трансформируется в цивилизацию. Эти два явления, еще в XVIII веке почти не различаемые (оба понятия сводились к просвещенности человека и общества), с начала ХХ века принято резко противопоставлять друг другу. Так, известный польский психолог Антоний Кемпиньски (1918—1972) прекрасно сказал: «Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру» . Но цивилизация — это, увы, всегда «дитя культуры» (многими нелюбимое), кроме того, власть над миром вовсе не исключает любви к нему. Скорее, наоборот. Сама по себе цивилизация — это не враг и не смерть культуры. Таковой ее, цивилизацию, делают лишь те, у кого «не лады» с культурой или проблемы с ее освоением, ведь овладеть достижениями цивилизации (даже чужой) гораздо проще, чем основами культуры. Стрелять из автомата или пользоваться мобильными телефонами легко и быстро научаются даже люди, выросшие вдалеке от очагов современной цивилизации. Хищными становятся не вещи, а люди, которые используют их против других людей, а также результатов их творчества1.

На самом деле культуре противостоит не цивилизация, а вандализм, сопутствующий всей истории культуры как ее alter ego, т. е. как присущий ей внутренний момент самоуничтожения. Подчас вандалом оказывается просто не состоявшийся творец, который не в состоянии ни создать что-то своё, ни оценить по достоинству чужое. Культура же относится к цивилизации, как энергия к материи. Они не только постоянно конфликтуют друг с другом (при том весьма драматично), но и порождают друг друга во времени и пространстве (т. е. в ходе всемирной истории), будучи в основе своей одним и тем же.

Философия культуры XX века характеризуется далее «размыванием» понятия культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться позитивным символом развития человечества. Чаще всего цивилизации получают нейтральную оценку, и редко резко отрицательную. Цивилизация, как достаточно высокий уровень развития сил природы, несомненно, обладает мощным потенциалом научно-технического прогресса, и вряд ли стоит доказывать неоспоримый факт благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны
общественной и повседневной жизни людей, на качество и уровень жизни людей, тем более комфортных обитателей. Жизнь сегодня немыслима без поиска современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, транспорта и новых источников информации. В то же время нельзя не оценить, что эти достижения еще не означают культурного и духовного процветания, а, безусловно, нравственного или, безусловно, аморального1.

Технологические достижения цивилизации приводят к использованию культурного значения в соответствии с целями и ценностями. Поэтому лазер, конечно же, уничтожил его. С помощью телевизора можно сеять «добро, вечное», но и внушать сомнения, ненависть, неприязнь, низкие эмоции. Достижения химии - это не только эффективные лекарства и предметы быта, но и оружие массового поражения и наркотики. Таким образом, понятие цивилизации чаще всего связывают с тем, что, будучи культурно нейтральной по своей внутренней природе, технологическая и экономическая цивилизация, которую можно использовать в различных целях, - это мир, созданный и преобразованный человеком, а культура - это мир собственной природы человека, его существования и степени достигнутой внутренней свободы.

Негативные установки, четко сформулированные в цивилизации как «культурное страдание», нашли много оснований в современной жизни, и поэтому довольно распространенной в философии негативной чертой цивилизации является присущее ей сомнение в независимости и своеобразии индивидуального сознания, которое нередко воспринимается как «общественная опасность», льготы, предоставляемые ему на формирование социально лояльных и законопослушных членов2.

Человек воспитывается из внутренних побуждений, но в то же время он, конечно, не может помочь в развитии созданной до него культуры (то есть она явно внешняя).

Она цивилизована под влиянием внешних регулятивных норм общительности, некоторые из которых не становятся ее внутренним достоянием и обязательно лишь соблюдаются. Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, перегруженностью и тиранией техники и техники, в том числе социальной, и действительно человеческий интеллект может понять многие тайны мира как источник и причину декриминализации мира, но глубина его собственного духовного мира остается для него загадкой.



Прогресс цивилизации и науки не тождественен развитию культуры, последняя включает в себя нравственное, эстетическое и религиозное измерения, образуя самостоятельный и активный слой в жизни общества1.

Тем не менее, культура и цивилизация органически связаны, и это нельзя считать двумя параллельными процессами. Генетически цивилизация вырастает из культуры, но она так или иначе культура, не сама по себе, а боль и труд являются эмпирическими и мобильными, этическими, экономическими, иными словами, цивилизация функционирует как отчужденная культура в институциональных и общезначимых процессах.

Цивилизация - это совокупность условий, которые избавляют людей от необходимости тратить время на жизнь отдельного человека, незаменимого при нормальном естественном выживании. Именно цивилизация вырабатывает средства для постоянного уменьшения вмешательства человека в природу, что является необходимым признаком культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют нам гарантировать существование индивида, неделимость личности, поэтому дух больше должен делать то, что соответствует его сущности, следовательно, цивилизация есть результат культуры, а не против нее2.

Глава 2.Содержание и закономерности развития культуры.

2.1 Понятие “культура”.
Термин «культура», как известно, имеет латинское происхождение и первоначально означал возделывание, культивирование почвы. Это специфически человеческая деятельность, направленная на преобразование естественного состояния почвы в необходимое человеку искусственное ее состояние – созидание того, что необходимо из того, что есть. Этот процесс с необходимостью включает в себя и определенную технологию – орудия деятельности, способ их употребления, сохранения, совершенствования. Уже в этом своем первозданном значении «культура» обретает важнейший признак ее современной понятийной интерпретации как универсальной формы специфически человеческой жизнедеятельности, направленной на создание из материала и энергии естественной, так называемой «первой природы» искусственной «второй природы». Так понимаемая культура стала исторически первой формой выделения человека из мира природы.


Дальнейшее историческое развитие культуры все более превращало ее из средства взаимодействия с природой в особую потребность, опосредующую удовлетворение всего многообразия человеческих потребностей, как природно-естественных, так и социально искусственных. Мир человеческого бытия все более становился культурно очеловеченным. В таком отношении человека к миру человечество не имеет принципиальных оснований для разделяющих его антагонизмов. Наоборот, все субъекты социальной деятельности заинтересованы в культурном взаимодействии, обмене ценностями1.

Слово "культура" есть в лексиконе почти каждого человека. Но значение, придаваемое ему, сильно варьируется. Одни люди под культурой понимают только ценности духовной жизни, другие еще больше сужают это понятие, относя его только к явлениям искусства и литературы. Некоторые понимают под "культурой" вообще некую идеологию, которая призвана обслуживать, обеспечивать "трудовые достижения", то есть экономические проблемы. Культура - это многогранная проблема исторического развития, а само слово "культура" объединяет в себе самые разные точки зрения. Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания сельскохозяйственных культур, таким образом, возник термин сельское хозяйство или искусство земледелия. В Европе XVIII века культура приобрела духовное, аристократическое значение - термин стал обозначать совершенство человеческих качеств. Культурным человеком стали называть начитанного и утонченного в своих манерах человека. В то время этот термин применялся в основном к аристократам, чтобы отделить их от "некультурных" простых людей. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" по-прежнему ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой и хорошим воспитанием1.

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для некоторой группы; они служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и установки подгруппы часто называют субкультурой.

Культура усваивается через обучение. Культура создается, культура усваивается. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, убеждений, норм, правил и идеалов формируется личность ребенка, регулируется его поведение. Если процесс социализации прекратится в массовом масштабе, это приведет к гибели культуры
2.

Ницше писал "о потерянном... Ницше писал об "утраченном понятии культуры" и призывал к "восстановлению понятия культуры". В том же духе глубокомысленное замечание Шпенглера о том, что "одной из важнейших причин того, что в хаотической картине исторической видимости не просматривалась истинная структура истории, была неспособность взаимно разделить пронизывающие друг друга комплексы форм культурного и цивилизационного бытия3.

1. Культура и цивилизация - универсальные формы человеческого творчества, но культура - это субъективированная, целеценностная деятельность, а цивилизация - объективированная, функциональная деятельность. Они различаются как творец и творение, "культурная субъективность" (Гегель) и совокупность ее воплощений в социальной "материи" - вещах, структурах, нормах и т.д., объективно существующие плоды творчества - объективно существующие плоды творчества. С точки зрения Ортеги-и-Гассета, "жизнь приходит посредством технологии, но не от технологии. - ...Цивилизация не дана нам в готовом виде; она не будет поддерживать себя сама. Она искусственна и требует художника, мастера", субъекта культуры.

2. Культура - это активный процесс; цивилизация - совокупность его результатов. Уже средневековая мысль четко различала agir - свободное осуществление человеческих сил и faire - создание, изготовление продуктов. По словам Шпенглера, "энергия культурного человека направлена внутрь, энергия цивилизованного человека направлена вовне". Если культура - это воля к власти над собой, то цивилизация - это "воля к власти, к устройству поверхности земли"1.

Эти особенности являются первостепенными в определении различий между образованностью и культурой отдельного человека, группы, общества в целом. Оказывается, что "обладание большим запасом знаний или образованности вовсе не является необходимым средством культуры или ее признаком и, в крайнем случае, прекрасно уживается с варварством, то есть отсутствием стиля или хаотическим смешением всех стилей"2.

В этом смысл солидарности Бердяева со Шпенглером в признании цивилизации "судьбой всякой культуры"... Культура, - писал русский мыслитель, - не развивается бесконечно... В ней есть начало, которое неизбежно влечет ее к цивилизации... Цивилизация есть смерть духа культуры... динамическое движение... культуры с ее кристаллизованными формами неизбежно влечет ее за пределы культуры... На этих путях осуществляется переход от культуры к цивилизации".