ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1__________________________________________________
(наименование кафедры/департамента/центраполностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика дошкольного образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №3
по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Л.В.Буянова (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбдо-2101а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | М.А.Ценева (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проверяемое задание 3
Раздел 2 Технологии социализации детей
Тема 2.8. Социальный опыт: понятие, механизм становления.
ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Описание объекта социальной действительности
1.Предметный мир как объект социальной действительности – это предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
2. Родной город как объект социальной действительности - это объект, содержание которого несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. При этом воспитатель составляет "социальный портрет" окружения, и в этот "портрет" также входит и родной город, в котором ребенок проживает.
Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста.
(на примере области социальной действительности "родной город"
Подход II - подход С.А. Козловой:
Подход II - подход С.А. Козловой:
· когнитивный критерий: знания детей о родном городе, знания детей о достопримечательностях родного города, знания детей о символике города;
· эмоциональный критерий: проявление интереса у детей к истории возникновения родного города, проявление интереса у детей к труду взрослых;
· поведенческий критерий: умения детей использовать знания о родном городе.
Технический аспект диагностики
Диагностическая карта
критерии | показатели | Диагностические методики |
когнитивный | -знание детей о родном городе -знание детей о достопримечательностях родного города - знание детей об истории родного города | Методика "Путешествие по городу" Методика "Родной город" Методика " Символика родного города" |
Эмоциональный | -проявления интереса к истории зарождения и развития родного города - -проявления у детей интереса к родному городу | Методика "История возникновения родного города" Методика "Профессии родителей, жителей города" |
Поведенческий | -умения использовать знания о родном городе в повседневной жизни. | Методика "Проблемные ситуации" |
Описание диагностических методик
Диагностическая методика 1. "Путешествие по городу"
Цель: определить уровень знаний о родном городе.
Материалы и оборудование: фотографии города Тольятти, карта-схема города, игра " Путешествие по городу".
Инструкция: воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии города. Проводится беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру. Объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный - двигайся назад, синий - вперед.
Процедура обработки полученных данных: уровень знаний о родном городе оценивается в баллах
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок знает название города, свой адрес, называет улицы, узнает знакомые объекты, знает их название, назначение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос не однозначно. Иногда обращается за помощью к воспитателю.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.
Диагностическая методика 2. "Что я знаю о родном городе"
Цель: определить уровень знаний детей о достопримечательностях родного города.
Материалы и оборудование: карточки с номерами от 1 до 5 (половина листа формата А4); фотографии по номинациям ("Город", "Улицы", "Объекты", "Достопримечательности" - формат А4); 2 карточки "Кот в мешке", 1 карточка "Музыкальная пауза".
Инструкция: проводится экскурсия по достопримечательностям города. Затем воспитатель предлагает поиграть в викторину. Зачитывает вопросы, отмечает на табло баллы каждому участнику. Побеждает тот, кто набрал большее количество баллов. Победитель получает медаль "Самый умный дошкольник"
Процедура обработки полученных данных: уровень знаний детей о достопримечательностях города оценивается в баллах
Высокий уровень (10-15 баллов)
Ребенок знает название города, называет улицы, узнает достопримечательности и знает их название, знает историю объектов.
Средний уровень (5-10 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос не однозначно. Иногда обращается за помощью к воспитателю.
Низкий уровень (меньше 5 баллов)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.
Диагностическая методика 3. "Символика Тольятти"
Цель: определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы и оборудование: герб города Тольятти.
Инструкция: воспитатель проводит беседу о гербе и города Тольятти, показывает карточки с их изображениями и описывает. Затем предлагает детям взять карточку и рассказать о символике Тольятти.
Процедура обработки полученных данных: уровень знаний детей о символике города оценивается в баллах
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не полностью описывает символику города. Иногда обращается за помощью к воспитателю.
Низкий уровень (1 баллов)
Ребенок не всегда правильно описывает символику города. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.
Диагностическая методика 4. "История возникновения родного города"
Цель: определить уровень проявления интереса у детей к истории возникновения родного города.
Материалы и оборудование: фотографии, проектор, флешка.
Инструкция: воспитатель рассказывает об истории родного города. Рассказ сопровождается наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами. В процессе рассказа обращается к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно.
Процедура обработки полученных данных: уровень заинтересованности детей к истории родного города оценивается в баллах
Высокий уровень (3 балла)
У ребенка устойчивый интерес к истории родного города, активное стремление и желание познавать. Высокая эмоциональная отзывчивость на познаваемые культурно-исторические события и знакомство с объектами родного города. Средний уровень (2 балла)
У ребенка неустойчивый интерес к познанию истории родного города. Средняя эмоциональная отзывчивость на познаваемые культурно-исторические события и знакомство с объектами родного города.
Низкий уровень (1 балл)
У ребенка выборочный интерес к культурно-историческим событиям и объектам родного края, крайне редкое проявление желания включаться в процесс познания.
Диагностическая методика 5. "Профессии родителей, жителей города"
Цель: определить уровень проявления интереса у детей к труду взрослых.
Материалы и оборудование: иллюстрации предприятий города, бланк с вопросами.
Инструкция: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос:
"Где работает мама, папа, кем они работают?",
"Какие еще профессии в нашем городе ты знаешь".
Процедура обработки полученных данных:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.
Диагностическая методика 6. "Проблемные ситуации"
Цель: определить уровень умения использовать знания о родном городе.
Материалы и оборудование: бланк с вопросами.
Инструкция: Беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:
У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квартиру; назови свой адрес.
К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного города (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш детский сад, где он находится.
Процедура обработки полученных данных: уровень умения использовать знания о родном городе оценивается в баллах
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок знает название города, свой адрес, называет улицы, узнает знакомые объекты, знает их название, назначение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос не однозначно. Иногда обращается за помощью к воспитателю.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не проявляет интерес к родному городу.
Проект социализации детей дошкольного возраста
2.1 Актуальность проекта
Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что "детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия"
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.