Файл: Ценева Марина Анатольевна (И. О. Фамилия) Тольятти 2022 Задание 2 Раздел 2 Технологии социализации детей Тема Детское общество как фактор социализации Задание Разработайте планконспект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика дошкольного образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»
(наименование учебного курса)
«Детское общество как фактор социализации»
Студент | Л.В.Буянова (И.О. Фамилия) |
Группа | ППОбдо-2101а (И.О. Фамилия) |
Преподаватель | Ценева Марина Анатольевна (И.О. Фамилия) |
Тольятти 2022
Задание 2
Раздел 2 Технологии социализации детей
Тема 2.4. Детское общество как фактор социализации
Задание
Разработайте план-конспект формы ознакомления детей дошкольного /
младшего школьного возраста с правами ребенка.
Тема: "Права детей"
Цель:
формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к правам других детей, людей.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Вступительное слово воспитателя.
- Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом ,видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим . Он на свете не один!
- Какие права имеет ребёнок?
- Как вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие?
II. Основная часть.
Беседа по теме занятия.
- Что означают слова "права" и "обязанности"?
("ПРАВО - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять." Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинскую помощь и т.д.
"ОБЯЗАННОСТЬ - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения." Дети обязаны хорошо учится, уважать и слушать своих родителей и т.д.)
- А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить на нашем занятии.
Сообщение учеников.
- Сначала послушаем сообщения наших учеников.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Знакомство с "Декларация прав человека", "Конвенцию о правах ребенка".
- Первый документ, о котором я вам расскажу - "Декларация прав человека".
Слово "декларация" означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование... Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали "Конвенцию о правах ребенка" и наша страна - Россия в том числе - с 1990 года.
" Конвенция" - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.
Знакомство с правами ребёнка. Работа с рисунками.
- А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. ( Дети зачитывают права, работа с рисунками)
Игра "Разрешается - запрещается".
- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается".
Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.
1. Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино.
Вот семья вопрос решает , выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка строго (запрещается).
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить - это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину
, перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Обсуждение ситуаций.
- Ребята, а вы любите сказки? Вы их смотрите внимательно? Давайте сейчас с вами обсудим ситуации, в которые попадали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Статья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.
- Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.
1. "Песня бременских музыкантов" - "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
Обязанности ребёнка.
- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
- Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ .
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
- Какие обязанности у вас в школе?
-А домашние обязанности у вас есть?
- Нужно ли исполнять свои обязанности?
Закончи предложение.
- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Закончи предложение".
- в школе я должен ...
- в школе я имею право ...
- дома я должен ...
- дома я имею право ...
- на улице я должен ...
- на улице я имею право...
- Как вы понимаете выражение - "право на ошибку"?
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
- Какие ошибки совершаете вы сами?
- Как понимаете выражения - "на ошибках учатся"?
- Вывод. делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научится не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Закон Человека.
- Как нужно относится к другим детям, людям?
Запомните, дети: Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к вам.
Ваши права кончаются там, где начинаются ваши обязанности. Всегда нужно быть порядочными, справедливыми, разумными, воспитанными, добрыми и не забывать о своих обязанностях.
III. Обобщение. Итог занятия.
- Что такое право?
- Какие права есть у вас?
- Кто защищает ваши права?
- Что такое обязанность?
- Какие обязанности у вас есть?
- Нужно ли исполнять свои обязанности?
- Закончить наше занятие мне бы хотелось таким стихотворением:
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Всеобщая декларация прав человека
Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
Преамбула
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи