Файл: Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1482

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- недостаточный уровень подготовки высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадров, а также нехватка квалифицированных специалистов в области обеспечения транспортной безопасности и др.

Транспортный комплекс, включает в себя транспортную инфраструктуру в полном объеме, куда входят все виды транспортных средств, включая подземный, а также трубопроводы, все виды дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии, все виды станций и вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудования.

По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура относится к числу наиболее критических из объектов, а именно:

- увеличение числа транспортных перевозок опасных грузов (ядерного оружия, нефти, химически опасных веществ, радиационных материалов, отходов атомной промышленности к месту захоронения);

- имеет место быть высокая степень изношенности и аварийности объектов транспортного комплекса;

- рос интенсивности движения транспорта по мере того, что повышается уровень развития экономики страны, происходят освоения новых территорий, налаживаются отношения в работе международных транспортных коридоров;

- ростом дорожно-транспортной аварийности, который является одной из наиболее серьезных социально-экономических проблем, в результате чего ущерб, по данным экспертных оценок, составляет от 4 -5% валового национального продукта, а число погибших и раненных достигает 1,5 млн. человек.

Между тем, та государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах, которая действует в стране, применяет такие методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте, которые не в полной мере адекватны тем существующим и потенциальным угрозам.



  1. Уголовно-правовая характеристика преступлений в области транспортной безопасности.



Преступления, которые влияют на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в отдельную самостоятельную главу в Уголовном кодексе.


Это можно объяснить тем, что на современном этапе развития общества, то есть с увеличением роста количества транспортных средств, также значительно увеличивается и опасность преступлений, которые могут оказать пагубное влияние на безопасность для людей и общества и функционирование транспорта.

Глава, которая объединяет данные преступления, расположена в 9 разделе Уголовного кодекса РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», находящаяся на третьем месте после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономической деятельности.

Таким образом, отношения, которые обеспечивают безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, они в свою очередь реализуют и охраняют безопасность в обществе.

В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.

В 27 главе УК РФ предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);
- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);

- оставление места дорожно-транспортного происшествия (статья 265);
- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267);
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);
- нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269);
- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);
- нарушение правил международных полетов (статья 271).

Объединение всех этих преступлений в самостоятельную главу, явилось следствием его единого родового объекта, которым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта .




  1. Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации


Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, которые принимаются органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

Обеспечение транспортной безопасности России включает такие понятия, как :

- своевременный прогноз и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

- реализацию оперативных и долгосрочных мер, которые могут предупредить и нейтрализовать внутренние и внешние угрозы транспортной безопасности;

- осуществление мер, которые направлены на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

- инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.

Также очень важной составной частью этого комплекса мер является развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения и нейтрализации угроз, и определения их источников.

Первоочередной, неотложной задачей является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России о недопонимании в настоящее время этой проблемы как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности, о чем свидетельствуют следующие факты:

- в утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой Программе модернизации транспортной системы страны, реализация которой рассчитана на 10 лет и предполагает вложения около 150 млрд. долларов, отсутствует специальный раздел, который касается транспортной безопасности;

- в Реестр опасных производственных объектов не включены соответствующие объекты транспортного комплекса, а имеено подземные сооружения, гидротехнические системы, мосты и д.р.;


- ограничены полномочия специального подразделения (Департамента) по транспортной безопасности, недавно созданного в структуре Минтранса России. Вряд ли в таком формате Департамент сможет обеспечить какие-либо решение важных масштабных задач, которые по обеспечению безопасности на транспорте выдвинуты сегодня самой жизнью;

- удручает также состояние нормативной правовой базы, призванной в системном и непротиворечивом виде регламентировать все стороны и аспекты процесса обеспечения транспортной безопасности.

Отсутствует базовый Федеральный Закон «О транспортной безопасности», не выработана Концепция транспортной безопасности;

- неудовлетворительно финансовое покрытие расходов, связанных с транспортной безопасностью.

В условиях, когда теракты и диверсии на транспорте и с помощью транспортных средств в наше время принимают угрожающий для общества характер, а аварии в транспортном комплексе из-за износа основных фондов, стали уже по сути обычным явлением, на потребности и нужды обеспечения транспортной безопасности из госбюджета выделяются явно недостаточные суммы, которые в десятки, а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых на эти цели развитыми государствами, например, США, Канадой, рядом европейских стран;

- практически не привлечены к укреплению транспортной безопасности активные участники рынка коммерческих перевозок, которые лицензируют субъекты транспортной деятельности в стране;

- не проявляют серьезной озабоченности по поводу состояния транспортной безопасности и общественные институты. Интерес к этой проблеме постепенно актуализируется преимущественно в связи с очередным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте.

При этом, как правило, активность проявляется все чаще в форме попыток лиц, непосредственно пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, как показывает опыт США, Канады и ряда других европейских стран говорит о том, что забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства. Этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют в ее разрешении общественные организации.

Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. Насущная необходимость широкого решения проблемы транспортной безопасности в государстве и обществе очевидна. Без достижения адекватного представления органами государственной власти и общественностью изменившихся роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России невозможно достичь и ее качественно нового состояния!


Решение этой задачи требует, в том числе, широкой разъяснительной работы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, включая ресурсы Интернета.

К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок. Решение этой проблемы должно быть, встроено в более широкий контекст задач формирования внешнеполитического имиджа России, активно участвующей в борьбе мирового сообщества против международного терроризма. Решение обозначенной выше задачи и есть то звено в общей цепи укрепления транспортной безопасности, ухватившись за которую, возможно вытащить всю цепь на должный уровень.

Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности - необходимое условие качественного повышения уровня транспортной безопасности РФ и приведение его в соответствие с международными стандартами. Особую роль в решении данной задачи, ее финансовом обеспечении должны сыграть общественные организации, коммерческие структуры из числа заметных участников рынка транспортных услуг, страховые компании и другие коммерческие предприятия - потребители транспортных услуг, в том числе, зарубежные, имеющие тесные экспортно-импортные отношения с Россией.

Поиск и выделение внебюджетных средств на нужды транспортной безопасности - одно из необходимых условий решения искомой проблемы. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-правовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями обусловлено тем обстоятельством, что существующий разрыв между ними может стать серьезным сдерживающим фактором для развития России как участника международных транспортных перевозок.

Помимо уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно остро стоит вопрос о национальной Программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.

В конечном итоге требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса с учетом происшедших изменений в форме собственности, а также подходов в области управления. Принципиально важно, чтобы к участию в этой работе привлекались не только ученые и эксперты, но и представители общественности.