Файл: Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1483

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза.

Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности.

Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках.

Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.


  1. Нарушение требований в области транспортной безопасности и рекомендации по их устранению


Основной непосредственный объект — общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса. Дополнительный непосредственный объект — жизнь, здоровье человека, отношения собственности.

Согласно п. 1.2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под соблюдением транспортной безопасности понимается выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством РФ.

Под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых
, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п. 4 ст. 1 Закона).

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134. К таким потенциальным угрозам относятся:

1.Угроза захвата - возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (далее по тексту ОТИ) и (или) транспортных средств (далее по тексту ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и (или) ТС или нанесения им и (или) их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и (или) ТС, нанести им и (или) их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения ОТИ и (или) ТС или их критических элементов  опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и (или) ТС - возможность захвата критического элемента ОТИ и (или) ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и (или) ТС - возможность разрушения критического элемента ОТИ и (или) ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и (или) ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и (или) ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и (или) ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и (или) ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.


8. Угроза блокирования - возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения - возможность совершения хищения элементов ОТИ и (или) ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц».

Согласно и. 5 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (п. 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

Объективная сторона включает в себя:

1) деяние в форме неисполнения требований по соблюдению (ч. 1 ст. 263.1 УК РФ) и обеспечению (ч. 2 ст. 263.1 УК РФ) транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2) последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба;

3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Требования по соблюдению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ.

Требования но обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности»).


Состав преступления -  материальный. Ответственность за преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления указанных в законе общественно опасных последствий: причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ч. 1, 2); причинения по неосторожности смерти человеку (ч. 3); причинения по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 4). Согласно примечанию к ст. 263.1 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. (примечание к ст. 263.1 УК РФ).

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

Субъект преступления ч. 1 ст. 263.1 УК РФ - общий, физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект преступления ч. 2 ст. 263.1 - специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, т.е. лицо, на которое в установленном порядке возложена обязанность по соблюдению требований транспортной безопасности (например, руководитель предприятия, структурного подразделения). Так, согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В п. 9 ст. 1 указанного Закона субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (применительно к ч. 2 ст. 263.1 УК РФ только физические лица).

Перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (п. 7 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности») (применительно к ч. 2 ст. 263.1 УК РФ только физические лица).

В качестве квалифицирующего признака (ч. 3 ст. 263.1 УКРФ) указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одному человеку либо совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 263.1 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору, а в качестве особо квалифицирующего (ч. 4 ст. 263.1 УК РФ) - причинение по неосторожности смерти двум и более лицам, либо совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 263.1 УК РФ, организованной группой.


При квалификации деяния по ч. 3 и 4 ст. 263.1 УК РФ необходимо учитывать содержащееся в ст. 35 УК РФ определение понятия преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору и организованной группой лиц.

Совершение деяния, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору предполагает выраженную в любой форме договоренность двух или более лиц, состоявшуюся до начала совершения действий, непосредственно направленных на нарушение требований в области транспортной безопасности. Сговор может состояться в любой форме: словесной, письменной, конклюдентных действий и т.д.

В случае если помимо соисполнителей участвуют другие соучастники в роли подстрекателя, организатора или пособника, их действия надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и ч. 3 ст. 263.1 УК РФ.

При совершении преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Анализ результатов инспекторских проверок субъектов транспортной инфраструктуры, публикуемых на сайте Ространснадзора, показывает, что только за период с 1 января 2016г. по 8 апреля 2016 г. общая сумма наложенных штрафов за несоблюдение требований транспортной безопасности составила около 30 млн. руб.

С учетом предусмотренных законодательством России мер ответственности за невыполнение требований по обеспечению транспортной безопасности риск их игнорирования является неоправданным.



Заключение

В заключении можно сказать, что состояние транспортной безопасности затрагивает коренные интересы и личности и общества и государства, интересы всех физических и юридических лиц причастных к деятельности транспортного комплекса.

Поэтому вопросы укрепления транспортной безопасности не могут интересовать только органы государственной власти, а должны касаться всех и каждого. Только единая сила сможет обеспечить стабильную и крепкую безопасность.

Как показывает практика, государство не может и не должно решать эту проблем, что называется, в одиночку, поскольку для этого требуются значительные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Общественность обязана активно участвовать в финансировании задачи обеспечения транспортной безопасности, а каждый человек в отдельности должен укреплять свои моральные позиции и поддерживать правопорядок, уважать жизнь и права других людей и именно тогда можно будет каждому почувствовать себя в безопасности. Всё зависит от нас самих.