Файл: Учебное пособие Белгород 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н.А. Маматова, А.В. Маматов
ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ
Учебное пособие
Белгород 2017

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Н.А. Маматова, А.В. Маматов
ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ
Учебное пособие
И ЗД АТЕЛЬСКИ Й ДОМ
« Б Е Л Г О Р О Д »
Белгород 2017

УДК 001.895(075.8)
ББК 65.011.151я73
М 22
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Института управления
НИУ «БелГУ» (протокол № 3 от 31.03.2017)
Р е ц е н з е н т ы :
С.Н. Прядко, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга НИУ «БелГУ»;
А.Ф. Дорофеев, кандидат педагогических наук, проректор по инновациям и проектной деятельности Белгородского ГАУ им. В.Я. Горина
Маматова Н.А.
М 22
Теории инноваций: учеб. пособие / Н.А. Маматова, А.В. Маматов. -
Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 100 с.
ISBN 978-5-9571-2452-8
Рассматриваются основные положения экономических концепций и теорий, объясняющих закономерности развития инновационных компаний, инновационного общества и инновационных систем. Включает в себя обзор теории, вопросы для самоконтроля по каждой главе.
Учебное пособие предназначено для студентов социально-экономических и управленческих направлений подготовки, а также для слушателей программ дополнительного профессионального образования.
УДК 001.895(075.8)
ББК 65.011.151я73
ISBN 978-5-9571-2452-8
© М аматова Н.А., Маматов А.В., 2017
© НИУ «БелГУ», 2017

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ.................. 4 1.1. Определение инноваций.............................................................. 4 1.2. Классификация инноваций.......................................................... 7 1.3. Источники инноваций.................................................................. 11
ТЕМА 2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ........................................
16 2.1. Этапы жизненного цикла инновации.......................................... 16 2.2. Особенности жизненного цикла технологии............................. 18 2.3. Жизненный цикл продукта (товара)...........................................
19
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦИКЛОВ ДЕЛОВОГО И НАУЧНО­
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................................................... 24 3.1. Большие циклы конъюнктуры по Н.Д. Кондратьеву................ 24 3.2. Деловые циклы Й. Шумпетера.................................................... 28 3.3. Теория инновации С. Кузнеца..................................................... 29 3.4. Вклад Г. Менша в развитие теории инноваций......................... 31 3.5. Концепция технологических укладов......................................... 33 3.6. Феномен NBIC-конвергенции..................................................... 36
ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.......................... 41 4.1. Основные этапы инновационного процесса.............................. 41 4.2. Модели инновационного процесса............................................. 46
ТЕМА
5.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ
СИСТЕМА:
ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ.................. 56 5.1.
Основные положения концепции национальной инновационной системы ..................................................................... 56 5.2. Детерминанты развития национальных инновационных систем .................................................................................................... 61 5.3. Модели национальных инновационных систем........................ 71
ТЕМА
6.
РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ Н И С ................................................... 75 6.1.
Содержание и сущность инновационной политики государства ........................................................................................... 75 6.2. Прямые методы государственной поддержки инновационной деятельности ......................................................................................... 76 6.3.
Методы косвенной государственной поддержки инновационной деятельности ............................................................. 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 90
ПРИЛОЖЕНИЕ. КЕЙС «Многоликий Давид Ян: история успеха»
96 3


ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
Цель изучения темы: формирование представлений о сущности инноваций как экономической категории.
Задачи:
- определить сущность понятия «инновации»;
- рассмотреть критерии классификации инноваций;
- раскрыть основные источники инноваций в организации.
1.1. Определение инноваций
В научный оборот понятие «инновация» как новая экономическая категория было введено австрийским ученым Йозефом Шумпетером, который, говоря о новых комбинациях факторов производства, трактовал инновации как любое возможное изменение, происходящее вследствие коммерческого использования новых или усовершенствования существующих решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции.
Й. Шумпетер выделял пять таких комбинаций изменений:
1. Выпуск нового продукта или известного продукта иного качества.
2. Внедрение нового, ранее неизвестного в данной области метода производства.
3. Проникновение на новый рынок сбыта, будь то известный или ранее неизвестный.
4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов.
5. Организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.
В современной научной литературе можно встретить различные подходы к определению сущности инновации. Данный термин может иметь различные значения в зависимости от контекста, а выбор подхода к определению понятия зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Наибольшее распространение получили два подхода к трактовке этого понятия (табл. 1.1). Согласно первому подходу инновация представляет собой предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе использования достижений науки и техники (продуктов научно-технической деятельности). Согласно второй точке зрения, инновация - это процесс, включающий генерирование, принятие и внедрение новых идей, способов, продуктов, услуг, характеризующий переход системы из одного состояния в другое.
В международной практике выработан стандарт понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого стандарта во многом способствовали две работы, известные под названиями
«Руководство Фраскати» (город в Италии, где в 1963 г. была принята первая версия документа) и «Руководство Осло» (Осло, 1992 г.). Первая из них -
«Руководство Фраскати» - представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях, которые постоянно
4

корректируются и совершенствуются группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР). В руководстве содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы. Второй документ «Руководство Осло» представляет собой методику сбора данных о технологических инновациях.
Таблица 1.1
Определение термина «инновация» отечественными и зарубежными исследователями1
Инновация как результат
Медынский В.Г.,
Ильдеменов С.В.
Объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Кирпичников М.П.
Научно-технический результат в товарной форме.
Соколов Д.В.,
Титов А.Б.,
Ш абанова М.М.
Итоговый результат создания и освоения
(внедрения) принципиально нового или модифицированного средства
(новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно­
технический, социальный, экологический).
Павлюченко В.И.
Результат, итог предварительно проведенной научной, практической, организационной работы.
Лемерль П.
Новый продукт или услуга, способ их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Барнет Х.
Вещественный результат, являющийся новым по своим качественным отличиям от существующих форм.
Инновация как процесс
Никсон Ф.
Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
Твисс Б.
Процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.
Кук Я.,
Майерс П.
Полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.
Месси Д.,
Квинтас П.,
Уилд Д.
Процесс, включающий такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработка и организация производства нового продукта, технологии или системы.
Харман А.
Внедрение новых или значительно модернизированных процессов производства, появление новых или усовершенствованных старых процессов и продуктов.
Санто Б.
Общественный техническо-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий или технологий, и в случае, если инновация ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.
1 Составлено с использованием материалов:
Вертакова, Ю. В. Управление инновациями: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Ю. В. Вертакова,
Е. С. Симоненко. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.; Воронов, Н. А. Исследование терминологически- классификационного аспекта инновационной деятельности [Текст] / А. В. Воронов // Вестник ННГУ. -
Выпуск 1(7). - 2005. с. 285-295.; Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Под ред. А. В.
Барышевой. - М.: Дашков и К, 2007.; Сурин, А. В. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник. / А. В.
Сурин, О. П. Молчанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.
5


В соответствии с международным стандартом
«инновация» определяется как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или нового или значительно улучшенного процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.
Российским законодательством
«инновация» определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт
(товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях2. Таким образом, сущность понятия «инновация» в России близка тому, что приводится в международных стандартах.
Часто понятие «инновация» заменяют такими тесно связанными с ним определениями как,
«открытие»,
«изобретение»,
«новация»,
«нововведение». Однако если рассмотреть значение этих терминов, становится понятно, что это не корректно.
Открытие - получение ранее неизвестных данных или наблюдение неизвестного явления природы. Открытие представляет собой поле для будущих инноваций. Только редкие открытия имеют шанс превратиться в инновацию. Многие из них так и остаются в статусе «открытие», не найдя способа практического применения.
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и др. (новые приборы, механизмы, инструмент). Изобретение может произойти на фоне открытия и предшествует инновации. Но не каждое изобретение становится инновацией, продолжая лежать долгие годы на полках изобретателя, так и не найдя своего применения.
Новация (новшество) (лат. Novation) - новая, оригинальная, теоретически обоснованная и практически реализуемая идея. Новшество может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, то есть в виде информации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального характера, если она (информация) способна эффективно повлиять на результаты материального производства. Однако не каждое новшество становится инновацией. Инновация - внедренное новшество.
Таким образом, инновация (нововведение) (англ. Innovation) - результат внедрения, практического освоения и использования идеи. Целью инновации является непосредственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня, чем применявшиеся ранее.
Открытия, изобретения, новшества и нововведения являются результатами работы субъектов инновационной деятельности на разных
2 О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»
[Текст]: федер. закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ // Российская Газета. Федер. выпуск. - 2011. - №5537. - 26 июля.
6

этапах инновационного процесса.
В целях определения субъектов инновационной деятельности, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, очень важно дать четкую формулировку самому понятию «инновационная деятельность».
Российским законодательством инновационная деятельность определена как научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности3.
Следовательно, инновационная деятельность предприятия в соответствии с законодательством не ограничивается только деятельностью в системе НИОКР и в системе производственных и других структур, непосредственно реализующих результаты НИОКР. К инновационной относят всю деятельность в рамках инновационного процесса. Под
инновационным процессом в этом случае следует понимать процесс создания и распространения нового изделия, технологии или услуги, включающий сложный комплекс производственных, организационных, маркетинговых и финансовых операций от формулирования идеи до освоения промышленного производства, выпуска продукта на рынок и достижения коммерческого эффекта.
Таким образом, инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как в процессе распространения
(диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а, следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новую для себя.
Инновационный процесс охватывает цикл от отработки научно­
технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Понятие
«инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.
1.2. Классификация инноваций
Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные средства и способы управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на изменение жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.
3 О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»
[Текст]: федер. закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ // Российская Г азета. Федер. выпуск. - 2011. - №5537. - 26 июля.
7