ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и ее научной обоснованностью.
Классификацию инноваций можно проводить, используя различные классификационные признаки. В отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько классификаций нововведений, в основе которых, как правило, лежат следующие признаки4:
1. Предмет и сфера приложения
Данный классификационный признак предполагает деление инноваций на: продуктовые, процессные, маркетинговые инновации, организационные инновации5.
Продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок (новые продукты: устройство, материал, вещество, живые организмы). Для целей ведения статистического учета инноваций продуктовые инновации должны быть
новыми для организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты организацией или другими организациями.
При использовании данной классификации в последние годы возникла некоторая путаница, когда фирмы, работающие в секторе услуг (финансовых, профессиональных, здравоохранения, страхования и т. д.) тоже стали называть предлагаемые услуги «продуктами».
Более того, изготовители все чаще дополняют свои продукты услугами: например, производители легковых автомашин предлагают помощь в аварийных ситуациях на дороге. Так, концерн General Motors продает автомобили, но покупатель в рамках этой сделки получает машину плюс услуги. Система автомобильных спутниковых коммуникаций, разработанная подразделением концерна OnStar, дает возможность покупателям автомашин
General Motors точно определить свое местоположение и вызвать срочную помощь в чрезвычайной ситуации6.
Несмотря на то, что между продуктами и услугами есть различия
(услуга - нематериальна, в большей степени вовлекает человека в процесс ее предоставления; продукт - материален, физически осязаем), все же они имеют общие черты, особенно в том, что касается инновации. Поэтому услуги также относятся к продуктовым инновациям.
Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно
4 Кравченко, Н. А.Основы инноватики [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс. - Версия 1.0.
- Электрон. дан. (PDF ; 5,66 Мб). - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2007.
5 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [Электронный ресурс] //
ОЭСР и Евростат. - М., 2010. - ( http://old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf).
6 Такер, Р. Б. Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний [Текст] / Р. Б. Такер. - М.:
Олимп-бизнес, 2006. - 224 с.
8
усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (технология, организация производства, доставки товаров и услуг). Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующих в организации продуктов, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.
Для целей ведения статистического учета инноваций процессные инновации должны быть новыми для организации. Организация не обязательно должна первой внедрять эти процессные инновации. Не имеет также значения, разрабатывались ли процессные инновации в рассматриваемой организации или другой организацией.
Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения формы, внешнего вида, вкуса, дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов
(услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей
(новые методы в организации повседневной деятельности, распределения ответственности, порядка выполнения работ, взаимоотношений с другими предприятиями).
Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест или рабочего времени и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
2. Значимость
Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базовых, улучшающих инноваций и, так называемых, псевдоинноваций.
Базовые (радикальные) инновации - это абсолютно новые продукты или технологические процессы, приводящие к возникновению новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (автомобиль, конвейер, телевидение, персональный компьютер, интернет).
Улучшающие
(инкрементные,
модифицирующие)
инновации представляют собой существенное улучшение базовых и относятся к отдельным элементам, изменяющим функции или характеристики существующего продукта или процесса (например, автомобили легковые и
9
Для целей ведения статистического учета инноваций процессные инновации должны быть новыми для организации. Организация не обязательно должна первой внедрять эти процессные инновации. Не имеет также значения, разрабатывались ли процессные инновации в рассматриваемой организации или другой организацией.
Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения формы, внешнего вида, вкуса, дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов
(услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей
(новые методы в организации повседневной деятельности, распределения ответственности, порядка выполнения работ, взаимоотношений с другими предприятиями).
Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест или рабочего времени и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
2. Значимость
Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базовых, улучшающих инноваций и, так называемых, псевдоинноваций.
Базовые (радикальные) инновации - это абсолютно новые продукты или технологические процессы, приводящие к возникновению новых рынков, формированию новых отраслей промышленности (автомобиль, конвейер, телевидение, персональный компьютер, интернет).
Улучшающие
(инкрементные,
модифицирующие)
инновации представляют собой существенное улучшение базовых и относятся к отдельным элементам, изменяющим функции или характеристики существующего продукта или процесса (например, автомобили легковые и
9
грузовые, конвейеры механические и автоматические, телевизоры черно
белые и цветные).
Псевдоинновации - это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (в цвете, декоре, форме), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства.
К псевдоинновациям также относят расширение номенклатуры продукции за счет не выпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов.
При использовании данной классификации затруднение вызывает определение степени новизны инновации. Пока не удается выделить общие признаки для любого новшества. Реально наличие и уровень новизны определяются экспертными методами и подтверждаются официальными сертификатами: патентами, лицензиями, свидетельствами и т.д.
3. Масштаб распространения
На основе данного признака могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, и инновации, которые находят применение во всех сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Например, электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства, производство
ЭВМ и
компьютеризация экономики.
4. Причина возникновения
В соответствии с причиной возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Реактивные обеспечивают выживание фирмы и представляют собой реакцию на нововведения конкурентов.
Стратегические - носят упреждающий характер и ориентированы на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
5. Область применения
По области применения могут быть выделены технические,
технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д. инновации. Технические инновации появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно
управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры7.
Типизация инноваций по рассмотренным признакам позволяет конструировать экономические механизмы и организационные формы
7Глухов, В.В. Экономика знаний [Текст]: учебное пособие / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. -
СПб.: Питер, 2003. с.79.
10
белые и цветные).
Псевдоинновации - это несущественные видоизменения продуктов или технологических процессов, которые могут касаться незначительных эстетических характеристик продукта (в цвете, декоре, форме), а также незначительных технических изменений в самом продукте или процессе его производства.
К псевдоинновациям также относят расширение номенклатуры продукции за счет не выпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов.
При использовании данной классификации затруднение вызывает определение степени новизны инновации. Пока не удается выделить общие признаки для любого новшества. Реально наличие и уровень новизны определяются экспертными методами и подтверждаются официальными сертификатами: патентами, лицензиями, свидетельствами и т.д.
3. Масштаб распространения
На основе данного признака могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, и инновации, которые находят применение во всех сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Например, электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства, производство
ЭВМ и
компьютеризация экономики.
4. Причина возникновения
В соответствии с причиной возникновения инновации делятся на реактивные и стратегические. Реактивные обеспечивают выживание фирмы и представляют собой реакцию на нововведения конкурентов.
Стратегические - носят упреждающий характер и ориентированы на получение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.
5. Область применения
По области применения могут быть выделены технические,
технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т. д. инновации. Технические инновации появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно
управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры7.
Типизация инноваций по рассмотренным признакам позволяет конструировать экономические механизмы и организационные формы
7Глухов, В.В. Экономика знаний [Текст]: учебное пособие / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. -
СПб.: Питер, 2003. с.79.
10
управления инновационным процессом в зависимости от типа нововведения; определять методы продвижения на рынок (например, методы проведения рекламной кампании) адекватные конкретному типу инновации.
1.3. Источники инноваций
Для принятия наилучшего стратегического решения в отношении инновации необходимо понимать отличительные черты каждого типа инновации, предпосылки их возникновения. На рисунке 1.1 представлена структурная схема инноваций, дающая представление о том, каким образом компании работают над инновациями8.
Согласно этой схеме инновационные компании создают инновации соединяя технологические изменения и изменения в своей бизнес-модели.
Матрица инноваций с
сс
I
X
■1
Новая
Близкая к существу
ющей
Инкрементная
Радикальная
Псевдо
инновация
Инкрементная
Близкая к существу
ющей
Новая
Бизнес-модель
Рисунок 1.1. Структурная схема инноваций
Бизнес-модель в данной схеме описывает способ создания, продажи и доставки ценности клиентам компанией. Существует три сферы, в которых изменение бизнес-модели может стимулировать инновацию:
•
Ценностное предложение: Что продается и доставляется на рынок;
•
Цепочка поставок: Как оно создается и доставляется на рынок;
•
Целевой потребитель: Кому оно доставляется.
Это основные элементы каждой бизнес стратегии, а также логические точки фокусирования для инновации.
Ценностное предложение
Изменением в ценностном предложении товара или услуги может быть совершенно новый товар или услуга или же расширение существующего предложения. Например, не так давно несколько брендов зубных паст добавили к своему постоянно растущему списку доставляемой ценности отбеливание, поставив его в ряд с таким свойствами, как защита от кариеса, освежение дыхания и контроль над зубным камнем. Подобным образом, российская компания «ДубльГИС» совместив выпускаемую ею на СЭ дисках карту города с электронным справочником организаций, предложило в 2002 8 Давила, Т. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду [Текст] / Т.
Давила, М. Дж. Эпштейн, Р. Шелтон. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.
11
1.3. Источники инноваций
Для принятия наилучшего стратегического решения в отношении инновации необходимо понимать отличительные черты каждого типа инновации, предпосылки их возникновения. На рисунке 1.1 представлена структурная схема инноваций, дающая представление о том, каким образом компании работают над инновациями8.
Согласно этой схеме инновационные компании создают инновации соединяя технологические изменения и изменения в своей бизнес-модели.
Матрица инноваций с
сс
I
X
■1
Новая
Близкая к существу
ющей
Инкрементная
Радикальная
Псевдо
инновация
Инкрементная
Близкая к существу
ющей
Новая
Бизнес-модель
Рисунок 1.1. Структурная схема инноваций
Бизнес-модель в данной схеме описывает способ создания, продажи и доставки ценности клиентам компанией. Существует три сферы, в которых изменение бизнес-модели может стимулировать инновацию:
•
Ценностное предложение: Что продается и доставляется на рынок;
•
Цепочка поставок: Как оно создается и доставляется на рынок;
•
Целевой потребитель: Кому оно доставляется.
Это основные элементы каждой бизнес стратегии, а также логические точки фокусирования для инновации.
Ценностное предложение
Изменением в ценностном предложении товара или услуги может быть совершенно новый товар или услуга или же расширение существующего предложения. Например, не так давно несколько брендов зубных паст добавили к своему постоянно растущему списку доставляемой ценности отбеливание, поставив его в ряд с таким свойствами, как защита от кариеса, освежение дыхания и контроль над зубным камнем. Подобным образом, российская компания «ДубльГИС» совместив выпускаемую ею на СЭ дисках карту города с электронным справочником организаций, предложило в 2002 8 Давила, Т. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду [Текст] / Т.
Давила, М. Дж. Эпштейн, Р. Шелтон. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.
11
г. уникальную информационную услугу, позволяющую потребителям с легкостью ориентироваться более чем в 150 городах России и Украины и быстро находить нужную информацию.
Цепь поставок
Вторым элементом инновации бизнес-модели является цепь поставок, а именно то, как ценность создается и доставляется на рынок. Изменения в цепи поставок, как правило, не видны клиентам. Этот тип изменения бизнес- модели влияет на этапы цепочки начисления стоимости, включая способ, каким структура организует, сотрудничает и функционирует для производства и доставки своих товаров и услуг. Также изменения в цепочке поставок может быть результатом объединения частей цепочки поставок, которые, как правило, предоставляются разными компаниями. Например, когда General Electric начала соединять контракты на услуги с произведенными ею электрическими турбинами, она создала новые синергии и ценность в своей части цепочки поставок. Клиенты покупали пакет аппаратного обеспечения и услуг, а GE смогла обеспечить более высокие маржи для индустрии. Это стало значительной инновацией с важными последствиями для рынка; бизнес-модель изменилась, включив в себя понимание аппаратных средств и услуг как связанных продуктов, требуя от компаний, работающих в этой отрасли, овладеть обоими аспектами, чтобы остаться конкурентоспособным.
Целевой потребитель
Организация может внести изменения в бизнес-модель посредством расширения сегментов клиентов. Например, разработчики питательных батончиков изначально нацеливались на атлетов и участников экстремальных видов спорта. Позже они осознали, что существуют другие потребительские сегменты, например, женщины, которые могут стать потенциально большой частью потребителей ценности питательных батончиков. После относительно небольших изменений состава, упаковки и рекламы этих товаров, потенциальный потребительский рынок батончиков увеличился в несколько раз.
Хотя инновация, созданная изменениями целевой группы потребителей, является менее распространенной, чем созданная изменениями в цепи поставок и ценностном предложении, тем не менее, это изменение является важным рычагом для инновации и не должно быть упущено из виду компаниями в поиске возможностей для инноваций.
Технологическое изменение позволяет создать инновацию в трех различных сферах, а именно:
•
Предложения товаров и услуг;
•
Производственные технологии;
•
Способствующие технологии.
Предложения товаров и услуг
Изменения в товаре или услуге, которую компания предоставляет на рынке, или внедрение совершенно нового товара или услуги, является наиболее известным видом инновации, потому что изменения видны в
12
Цепь поставок
Вторым элементом инновации бизнес-модели является цепь поставок, а именно то, как ценность создается и доставляется на рынок. Изменения в цепи поставок, как правило, не видны клиентам. Этот тип изменения бизнес- модели влияет на этапы цепочки начисления стоимости, включая способ, каким структура организует, сотрудничает и функционирует для производства и доставки своих товаров и услуг. Также изменения в цепочке поставок может быть результатом объединения частей цепочки поставок, которые, как правило, предоставляются разными компаниями. Например, когда General Electric начала соединять контракты на услуги с произведенными ею электрическими турбинами, она создала новые синергии и ценность в своей части цепочки поставок. Клиенты покупали пакет аппаратного обеспечения и услуг, а GE смогла обеспечить более высокие маржи для индустрии. Это стало значительной инновацией с важными последствиями для рынка; бизнес-модель изменилась, включив в себя понимание аппаратных средств и услуг как связанных продуктов, требуя от компаний, работающих в этой отрасли, овладеть обоими аспектами, чтобы остаться конкурентоспособным.
Целевой потребитель
Организация может внести изменения в бизнес-модель посредством расширения сегментов клиентов. Например, разработчики питательных батончиков изначально нацеливались на атлетов и участников экстремальных видов спорта. Позже они осознали, что существуют другие потребительские сегменты, например, женщины, которые могут стать потенциально большой частью потребителей ценности питательных батончиков. После относительно небольших изменений состава, упаковки и рекламы этих товаров, потенциальный потребительский рынок батончиков увеличился в несколько раз.
Хотя инновация, созданная изменениями целевой группы потребителей, является менее распространенной, чем созданная изменениями в цепи поставок и ценностном предложении, тем не менее, это изменение является важным рычагом для инновации и не должно быть упущено из виду компаниями в поиске возможностей для инноваций.
Технологическое изменение позволяет создать инновацию в трех различных сферах, а именно:
•
Предложения товаров и услуг;
•
Производственные технологии;
•
Способствующие технологии.
Предложения товаров и услуг
Изменения в товаре или услуге, которую компания предоставляет на рынке, или внедрение совершенно нового товара или услуги, является наиболее известным видом инновации, потому что изменения видны в
12
первую очередь потребителям. На сегодняшнем быстро изменяющемся рынке потребители привыкли ожидать существенные и постоянные инновации такого типа. Потребители настолько привыкли ожидать инновации товаров, что сейчас людям свойственно откладывать свои покупки во времени, например, ожидая выпуска новой модели сотового телефона с дополнительными функциями и увеличенным объемом памяти.
Хотя этот тип инновации очень важен и может иметь значительное влияние на успех компании, он не является единственной формой технологической инновации.
Производственные технологии
В результате изменений в технологии, являющиеся неотъемлемой частью производства товаров и предоставления услуг, могут получиться улучшенные, быстрые и менее дорогие товары и услуги. Такие изменения в производственных технологиях обычно не видны потребителю, но часто жизненно важны для конкурентоспособности нового продукта. Например, технологии производства продуктов, производства автомобилей, нефтепереработки, производства электроэнергии и производства в любой отрасли. Производственные технологии также включают в себя материалы, использованные в производстве, так как производство и материалы тесно связаны между собой. Для поставщиков услуг производственные технологии являются теми элементами, которые позволяют поставлять им услуги — оборудование, которое отправляет и получает телефонные сигналы, составляющие телефонные услуги, станции сортировки посылок и грузовики, позволяющие компаниям, предлагающим услуги экспресс доставки, доставлять посылки, самолеты и аэропорты, которые предоставляют услуги авиаперевозок. Для товаров и услуг технологии производства являются важной частью инновационного уравнения.
Способствующие технологии
Третий источник технологической инновации расположен в так называемых способствующих технологиях. Вместо того чтобы изменять функциональность товара или процесса, способствующие технологии позволяют компании осуществлять стратегию намного быстрее и использовать время в роли источника конкурентного преимущества.
Например, информационные технологии облегчают обмен информации между разными участниками цепочки наращивания стоимости. Более тесное общение ускоряет бизнес процессы от разработки продукта до управления цепочкой поставок.
Хотя они наименее заметны для потребителей, изменения в способствующих технологиях, таких как информационные технологии, могут играть очень важную роль, так как они помогают принять лучшее решение и обеспечить управление финансами.
Небольшие изменения в технологии или бизнес-модели приводят к псевдоиинновациям. Только серьезные изменения в бизнес-процессах и технологиях становятся источником инкрементных и радикальных инноваций.
13
Хотя этот тип инновации очень важен и может иметь значительное влияние на успех компании, он не является единственной формой технологической инновации.
Производственные технологии
В результате изменений в технологии, являющиеся неотъемлемой частью производства товаров и предоставления услуг, могут получиться улучшенные, быстрые и менее дорогие товары и услуги. Такие изменения в производственных технологиях обычно не видны потребителю, но часто жизненно важны для конкурентоспособности нового продукта. Например, технологии производства продуктов, производства автомобилей, нефтепереработки, производства электроэнергии и производства в любой отрасли. Производственные технологии также включают в себя материалы, использованные в производстве, так как производство и материалы тесно связаны между собой. Для поставщиков услуг производственные технологии являются теми элементами, которые позволяют поставлять им услуги — оборудование, которое отправляет и получает телефонные сигналы, составляющие телефонные услуги, станции сортировки посылок и грузовики, позволяющие компаниям, предлагающим услуги экспресс доставки, доставлять посылки, самолеты и аэропорты, которые предоставляют услуги авиаперевозок. Для товаров и услуг технологии производства являются важной частью инновационного уравнения.
Способствующие технологии
Третий источник технологической инновации расположен в так называемых способствующих технологиях. Вместо того чтобы изменять функциональность товара или процесса, способствующие технологии позволяют компании осуществлять стратегию намного быстрее и использовать время в роли источника конкурентного преимущества.
Например, информационные технологии облегчают обмен информации между разными участниками цепочки наращивания стоимости. Более тесное общение ускоряет бизнес процессы от разработки продукта до управления цепочкой поставок.
Хотя они наименее заметны для потребителей, изменения в способствующих технологиях, таких как информационные технологии, могут играть очень важную роль, так как они помогают принять лучшее решение и обеспечить управление финансами.
Небольшие изменения в технологии или бизнес-модели приводят к псевдоиинновациям. Только серьезные изменения в бизнес-процессах и технологиях становятся источником инкрементных и радикальных инноваций.
13