ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, структурная схема, представленная на рисунке 1.1, является мощным способом направления решений компаний об инновациях.
В зависимости от того какой тип инновации будет выбран компанией, зависит и то, что компания будет подвергать изменению.
Резюме
Инновации (нововведения) возникают вследствие интеллектуальной деятельности, продуктивным результатом которой являются новшества или новации, представляющие собой новые, оригинальные, теоретически обоснованные и практически реализуемые идеи. Таим образом, инновации являются результатом внедрения, практического освоения и использования идей.
Последовательность событий, в ходе которых новшества трансформируются в конкретный продукт, технологию или услугу, называется инновационным процессом.
Реализация инновационных процессов осуществляется субъектами рынка путем осуществления инновационной деятельности.
Открытия, изобретения, новшества и нововведения являются результатами работы субъектов инновационной деятельности на разных этапах инновационного процесса.
В науке и практике известно множество классификаций инноваций по различным классификационным признакам. Инновации различают по предмету и сфере приложения, значимости, масштабу распространения, причине возникновения, области применения и т.д.
Источником инноваций в компаниях могут служить проводимые в ней изменения в бизнес-модели и процессах при помощи шести специальных рычагов инноваций. Эти рычаги объединены в две модельные группы: технологические инновации и инновации в бизнес-модели.
Бизнес-модель описывает способ создания, продажи и доставления ценности клиентам компанией. Существует три сферы, в которых изменение бизнес-модели может стимулировать инновацию: ценностное предложение, цепочка поставок и целевой потребитель. Результатом изменений в ценностном предложении товара или услуги, то есть в том, что компания продаёт и поставляет на рынок, может быть совершенно новый товар или услуга. Результатом изменения в цепочке поставок, а именно в том, как ценность создается и доставляется на рынок, могут стать новые способы начисления стоимости, организации производства, доставки своих товаров и услуг. Изменения в выборе целевых потребительских сегментов происходят, когда организация определяет сегменты клиентов, к которым она на данный момент не направляет свои усилия маркетинга, продаж и распространения, и которые будут считать ее товары и услуги ценными для себя.
Группа технологических инноваций включает инновации в области предложения товаров и услуг, а также в области производственных и способствующих технологий. Наиболее заметными для потребителей являются продуктовые инновации, осуществляемые в форме внедрения новых продуктов или совершенствования потребительских характеристик уже известных на рынке. Результатом технологических инноваций в
14
производстве могут быть улучшенные, быстрые и менее дорогие товары и услуги. Третьим источником технологической инновации являются так называемые способствующие технологии, позволяющие компании реализовывать стратегию намного быстрее и использовать время в роли источника конкурентного преимущества.
В результате применения разных рычагов инноваций могут возникнуть радикальные, инкрементные или псевдоинновации.
Вопросы для повторения:
1. Каковы основные признаки инновации?
2. В чем заключается отличие понятий «новация», «инновация»,
«нововведение»?
3.
Охарактеризуйте комплексную классификационную систему инноваций.
4. Проведите сравнение базисных (радикальных), улучшающих и псевдоинноваций.
5. Раскройте значимость технологических и организационно управленческих инноваций, их взаимосвязь.
6. Приведите сравнительную характеристику стратегических и реактивных инноваций. Определите роль этих инноваций в системе стратегического управления инновационной деятельностью предприятия.
7. Приведите примеры основных видов инноваций.
8. Назовите основные источники инноваций в организации.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Изучите приведенный в Приложении кейс «Многоликий Давид Ян: история успеха». Заполните нижеприведенную таблицу, классифицировав инновации, о которых говорится в кейсе по признакам, изложенным в параграфе 1.2 темы 1.
№
Инновация
Классификационный признак
Предмет и сфера приложения
Значимость
Масштаб распространения
Причина возникновения
Область применения
1 2
Задание 2.
Используя схему инноваций, представленную в параграфе 1.3 темы 1, определите какие рычаги стимулирования инноваций использовала компания
ABBYY при создании своих инновационных продуктов.
15
В результате применения разных рычагов инноваций могут возникнуть радикальные, инкрементные или псевдоинновации.
Вопросы для повторения:
1. Каковы основные признаки инновации?
2. В чем заключается отличие понятий «новация», «инновация»,
«нововведение»?
3.
Охарактеризуйте комплексную классификационную систему инноваций.
4. Проведите сравнение базисных (радикальных), улучшающих и псевдоинноваций.
5. Раскройте значимость технологических и организационно управленческих инноваций, их взаимосвязь.
6. Приведите сравнительную характеристику стратегических и реактивных инноваций. Определите роль этих инноваций в системе стратегического управления инновационной деятельностью предприятия.
7. Приведите примеры основных видов инноваций.
8. Назовите основные источники инноваций в организации.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Изучите приведенный в Приложении кейс «Многоликий Давид Ян: история успеха». Заполните нижеприведенную таблицу, классифицировав инновации, о которых говорится в кейсе по признакам, изложенным в параграфе 1.2 темы 1.
№
Инновация
Классификационный признак
Предмет и сфера приложения
Значимость
Масштаб распространения
Причина возникновения
Область применения
1 2
Задание 2.
Используя схему инноваций, представленную в параграфе 1.3 темы 1, определите какие рычаги стимулирования инноваций использовала компания
ABBYY при создании своих инновационных продуктов.
15
ТЕМА 2. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ
Цель изучения темы: раскрытие роли жизненного цикла инноваций в разработке инновационной стратегии предприятия.
Задачи:
- раскрыть содержание основных этапов жизненного цикла инновации;
- охарактеризовать особенности жизненного цикла технологии;
- рассмотреть основные этапы жизненного цикла товара.
2.1. Этапы жизненного цикла инновации
Все инновации, даже самые совершенные технологии, продукты, услуги, за небольшим исключением, имеют ограниченный срок жизни. Это период, так называемый «жизненный цикл» - срок жизни - для любого товара, пользующегося спросом на рынке, охватывает промежуток времени - от начала исследований, его разработки и внедрения, до прекращения производства и продаж.
Жизненный цикл инновации (нововведения) состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения- продукта или нововведений-процессов.
Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производственные подразделения организаций промышленности. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции или нововведений- процессов на объекте. Первая и вторая фаза характеризуются отрицательными денежными потоками и высокими рисками инвестирования. Момент возврата инвестиций возникает на этапе роста производства, сопровождающегося снижением себестоимости продукции за счет эффекта масштаба и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции или распространение и тиражирование новой технологии с многократным повторением на других объектах. Рынок достигает стадии насыщения товаром.
На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж продукции. Четвертая фаза жизненного цикла технологии включает рутинизацию, то есть реализацию нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов. На рисунке 2.1 приводится схема жизненного цикла инновации.
Срок жизни товаров (время присутствия на рынке) имеет свойство к сокращению, что связано с развитием инновационной деятельности и усилением конкуренции на рынках. Если у производителя имеется какой-то новый фактор, с помощью которого можно ускорить срок жизни модели
(технологии), он тут же его использует.
Жизненный цикл нововведения графически можно описать с помощью S- образной кривой, отражающей зависимость между затратами, связанными с разработкой и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, полученными от вложенных средств.
16
Рисунок 2.1. Жизненный цикл инновации
Кривая названа S-образной исходя из внешнего вида, получаемого при нанесении результатов на график - изогнутая линия, напоминающая букву S
(рис. 2.2)9.
О гр а н и ч е н и я
^
=
=
н
*
«
С о п р о т и в л е н и е
- е
л
в
/
> —
i
X
!
/
I
/
\
/
t
/
I
I
с
!
t
\
Н е р а в н о м е р н ы й i р о с т
'
I
\
I
I
!
а
i
!
I
1
1
>
!
G 1
]
У с к о р е н и е р о с т а
G 2 1
Т
З а м е д л е н и е р о с т а
!
затраты
М
Рисунок 2.2. S-образная логистическая кривая жизненного цикла инновации
S-образная логистическая кривая характеризует стадию зарождения (Е),
роста (growth - G), включающую неравномерный рост (его ускорения - G1 и замедления - G2), и зрелости (maturity - М) технологии или продукта. Затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу, то есть прирост результата незначителен. Затем происходит опережающее увеличение результата по сравнению с затратами. Когда крутая средняя часть S-образной кривой становится пологой, это означает, что с этого момента дальнейшие вложения ресурсов в совершенствование действующей
9 Сорокин, А. П. Управление инновациями [Текст]: курс лекций /А. П. Сорокин - Мн.: Акад. упр. при
Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 154 с., с.76.
17
технологии не приносят должного эффекта и технология начинает
«стремиться» к естественному пределу - завершению жизненного цикла. Это предопределяет предел эффективного использования того или иного продукта или технологии.
Таким образом, S-образная кривая жизненного цикла инновации приобретает функцию прогнозирования. С помощью основанного на ней анализа можно ответить на вопросы, насколько глубоки возможные перемены, когда они произойдут, и сколько они будут стоить.
2.2. Особенности жизненного цикла технологии
Достижение какой - либо технологией предела своего развития всегда означает неизбежное приближение реализации другой - новой технологии, которая может более эффективно решить прогрессирующие потребности потребителя. Когда появляется новая технология, она замещает зрелую
(работающую) и имеет свою S-образную кривую. Объем средств, необходимых для вложения в новую технологию с целью достижения ею такой же результативности, которую на сегодня имеет старая технология, называется
технологическим разрывом (рис. 2.310). В дальнейшем, после преодоления технологического разрыва, выгоднее вкладывать средства в новую технологию, чем в совершенствование старой. Поэтому процесс замещения одной технологии другой приобретает необратимый характер.
Понимание существования технологических разрывов дает компаниям инструмент, позволяющий определить степень зрелости технологии, и вовремя, без потерь, перейти на более прогрессивную. Как правило, переход на новую технологию представляется более затратным способом по сравнению с сохранением старой технологии. В связи с чем немногие компании решаются осуществлять прорыв в своем технологическом развитии, продолжая концентрировать свои усилия на достижении операционной эффективности, улучшении текущих операций. Те компании, которые все же выбирают для себя путь управления технологическими разрывами, сосредоточивают усилия
10 Тема 2. Стадии жизненного цикла инновации и волновой характер инновационных процессов
[Электронный ресурс]// Инновационный и стратегический менеджмент: учеб. пособие для дистанц. обучения; Томский политехнический университет. - (http://kurs.ido.tpu.ru/#).
18
на том, чтобы, заполучить самых квалифицированных работников, обеспечить в нужное время требуемую технологию, тем самым, защитить свои позиции на рынке товаров и услуг.
Среди конкретных действий предприятия в период возможного приближения технологического разрыва могут быть следующие меры:
• анализ возможностей повышения отдачи НИОКР без перехода на новую технологию;
• перераспределение расходов на НИОКР между старой и новой технологиями;
• заключение договоров с фирмами, создавшими новую технологию и продукты, с соответствующим переводом их из конкурентов в поставщики;
• приобретение технологий по лицензионным договорам;
• энергичная защита собственного бизнеса с помощью активного маркетинга и снижения издержек;
• кооперация компаний при разработке новых технологий.
Приближение технологии к своему пределу означает для компании необходимость углубления исследований по поиску и реализации новой технологии. Тем не менее, всегда представляет большую трудность принятие решения о дате срочного перераспределения и разделения ресурсов между поддержкой действующей технологии и разработкой новой.
Расшифровать разрыв на S-образных кривых, когда он происходит, очень трудно. Для периодов технологических разрывов характерен «хаос». Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, вкладывают деньги в исследования, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S- образных кривых и чего следует ждать в начале, середине и конце кривых.
Некоторые рисуют весьма точные S-образные кривые, но зачастую достаточно просто иметь представление об общих контурах и пределах и сделать необходимые выводы11.
Действия конкурентов с внедрением в производство более совершенной технологии могут привести к тому, что реализованная технология может погибнуть, даже не достигнув своей зрелости.
2.3. Жизненный цикл продукта (товара)
Третья и четвертая фаза жизненного цикла инновации описывают жизненный цикл продукции, выведенной на рынок. Через продукцию определяется конечный эффект инновационных технологий. Этот эффект должен быть положительной величиной, чтобы окупить дополнительные затраты, с которыми связан переход на новые технологии. Но в отдельных случаях он может иметь и отрицательную величину. В этом случае применение новой технологии может в качестве конечного результата дать не дополнительную прибыль, а нанести ущерб компании. Это может быть связано с жизненным циклом товара. У каждого товара собственный жизненный цикл, характер и длительность которого предугадать трудно.
Жизненный цикл продукта (товара) (ЖЦП) - это модель, описывающая изменения спроса на продукт с момента его первоначального
11 Фазлиахметов, Р. Г. Повышение инновационной активности промышленных предприятий [Текст] /
Р.Г. Фазлиахметов //Микроэкономика. - 2006. - №4. - С. 49-63.
19
появления на рынке до полного прекращения его продаж. Жизненный цикл продукта/ товара включает фазы: внедрение в потребительскую сферу, рост производства, зрелость продукции, насыщение потребности, снижение потребности.
Для определения стадии жизненного цикла продукта в качестве отличительных параметров могут быть использованы следующие переменные:
темпы роста рынка, изменения темпов роста рынка, сегментация рынка,
темпы технологических изменений продукта, основная функциональная
проблема.
На рисунке 2.4 показано, каким образом значения параметров переменных характеризуют каждую стадию жизненного цикла продукта12.
Стадия внедрения в жизненном цикле товара начинается с первого появления товара на рынке, выбранном в качестве целевого. Для этого этапа характерны медленный рост сбыта и минимальные прибыли. Стадия роста отождествляется с быстрым, почти экспоненциальным ростом рынка. Стадия развертывания связана с периодом, когда происходит замедление темпов роста, но рост рынка продолжается. На стадии зрелости и насыщения рост рынка сменяется застоем. Стадия спада отождествляется с отрицательным ростом.
Число сегментов рынка. При высокой степени сегментации рынка каждый сегмент потребителей с различными нуждами является весьма привлекательным, т.к. позволяет конкурентам получить такие преимущества, как дифференцированное ценообразование, и представить множество разновидностей одного и того же продукта. Это привлекательно как для крупных конкурентов, которые могут выбрать много сегментов, так и для мелких, предпочитающих одну нишу.
Технологические изменения в конструкции товара. Роль и значение технологии, заключенной в характеристике продукта, и темпы ее изменения являются функциями общего темпа технологических изменений в отрасли. В новых отраслях продукция изменяется очень быстро, т.к. потребности потребителя еще малоизвестны. В стабильных отраслях темп изменений в технологии продукта замедляется.
Темпы технологических изменений в конструкции товара. Роль и значение технологии, используемой в процессе производства, и темпы ее изменения очень важны. Сохранит или нет свое положение бизнес, если не усовершенствует технологию своего процесса производства, зависит от стадии жизненного цикла отрасли. На стадиях вытеснения и зрелости улучшение технологического процесса просто необходимо для сохранения конкурентного преимущества. Поэтому большинство изменений происходит на этих стадиях.
Основная функциональная проблема. Функциональная область, от решения вопросов в которой в первую очередь будет зависеть коммерческий успех. К таким областям отнесены: исследования и разработки, техническое обеспечение, производство, маркетинг и распределение, финансы.
Хотя представленная картина жизненного цикла товара типична, она не всегда бывает такой.
12 Ефремов, В. С. Концепция стратегического управления SHELL / DPM [Электронный ресурс] / В. С.
Ефремов // - (http://www.iteam.ru/publications/strategy 16/article_904/).
20
Подъем .
Прибыль
_
Темп прироста
ВНП
Темп прироста населения
>
ч
\
N
\
Ч
\
у
Стадия
^Внедрение
Рост
Развертывание
Зрелость
Насыщение
Сокращение- —
Темп прироста рынка
Низкий
Очень высокий
Высокий
= темпам роста ВНП
= темпам роста населения
Отрицательный
Изменения в темпах роста
Небольшие
Быстрое ускорение
Быстрое замедление
Медленное замедление
Небольшие
Быстрое замедление, остаются низкими
Число сегментов
Очень мало
Несколько
Несколько
От нескольких до большого количества
Мало
Технологичес кие изменения в конструкции продукта
Очень большие
Большие
Средние
Незначитель ные
Незначитель ные
Незначительные
Основная функциональ ная проблема
НИР и ОКР
Инженерно
техническое обеспечение
Производство
Маркетинг, дистрибьюция, финансирование
Финансы
Рисунок 2.4. Жизненный цикл продукции, соотнесенный с параметрами рынка
Часто встречается вариант, когда кривая жизненного цикла имеет
«повторный цикл» (рис. 2.5 А)13, где второй «горб» объясняется мероприятиями по стимулированию сбыта, проведенными на этапе упадка товара. Еще одной разновидностью является «гребешковая» кривая, состоящая из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей (рис. 2.5 Б). Так, например, жизненный цикл нейлона описывается кривой «гребешкового» вида, что объясняется появлением с течением времени новых сфер его использования
- парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия.
А. Кривая с «повторным циклом»
Б. «Гребешковая кривая»
Рисунок 2.5. Возможные варианты жизненного цикла товара
13 Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст]: пер. с англ. / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2007. - 656 с., с. 280.
21
Понятие жизненного цикла можно применить для описания целого товарного класса (автомобили с бензиновыми двигателями), разновидности товара (автомобили с откидным верхом) или конкретной марки («Форд
Эскорт») (рис. 2.6).
Рисунок 2.6. Жизненные циклы технологии, продукта, конкретной марки
Самый длительный цикл жизни у товарных классов. Жизненный цикл товарного класса может совпадать с жизненным циклом доминирующей технологии и продолжаться 140-160 лет. Сбыт многих товарных классов надолго задерживается в рамках этапа зрелости. И наоборот, разновидности товара обычно имеют короткий жизненный цикл. Такие товары, как телефоны с наборным диском и кремы-дезодоранты, проходят обычный цикл выведения на рынок, быстрого роста зрелости и упадка. История индивидуальной марки зависит от ее успеха и эффективности атак и контратак конкурентов.
Характер кривой жизненного цикла часто является результатом скорее управленческих действий и не обусловлен внешними причинами. Многие руководители считают, что каждый продукт с неизбежностью следует своей кривой жизненного цикла. Когда объем продаж стабилизируется, вместо того, чтобы обновлять технологию, искать новые рыночные возможности, руководители относят продукт к категории «дойных коров»14 и начинают заниматься поиском другого бизнеса.
Реализация концепции жизненного цикла инновации на предприятии предполагает проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции, анализу деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Данная концепция помогает определять уровень конкурентоспособности товара по сравнению с товаром конкурентной
14 Дойные коровы - Это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка.
Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, «дойные коровы» - это «звезды» в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован. Такая бизнес-область требует необходимый инвестиционный минимум, может принести большие доходы.
22
фирмы, формировать комплекс задач и обосновывать инновационные стратегии на каждом этапе жизненного цикла нововведения.
Резюме
Жизненный цикл инновации (нововведения) проходит 4 фазы в своем развитии: 1) исследования и разработки по созданию инновационного продукта;
2) технологическое освоение масштабного производства; 3) распространение и тиражирование новой технологии с многократным повторением на других объектах; 4) рутинизация.
В современном мире наблюдается сокращение времени присутствия инновации на рынке по причинам интенсификации технологического развития обусловленного усилением конкуренции.
Жизненный цикл нововведения изображается S-образной логистической кривой. Анализ местонахождения нововведения на S-образной логистической кривой позволяет определить момент, когда действующая технология достигнет своего предела, и дальнейшие вложения ресурсов в нее станут неэффективными. Достижение технологий предела своего развития означает появление на горизонте технологического развития новой технологии. В этих условиях инновационным компаниям необходимо оценивать целесообразность вложений в развитие старой или новой технологии.
Третья и четвертая фазы жизненного цикла инновации описывают жизненный цикл продукции, выведенной на рынок. Характер кривой жизненного цикла продукта является результатом скорее управленческих действий и не обусловлен внешними причинами. От действий руководителя компании зависит, появится ли новый виток жизненного цикла продукта или его кривая неуклонно пойдет на спад.
Вопросы для повторения:
1. Охарактеризуйте основные фазы жизненного цикла инновации.
2. Что такое S-образная кривая?
3. Что такое «технологический предел» технологии?
4. Почему компаниям важно определять на каком этапе жизненного цикла находится их технология?
5. Чем отличаются жизненный цикл инновации, технологии, товара?
Задание для самостоятельной работы
Изучите приведенный в Приложении кейс «Многоликий Давид Ян: история успеха». Какова на Ваш взгляд основная причина провала проекта
Cybiko? Дайте развернутый ответ, основываясь на положения теории жизненного цикла инновации.
23
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рисунок 2.1. Жизненный цикл инновации
Кривая названа S-образной исходя из внешнего вида, получаемого при нанесении результатов на график - изогнутая линия, напоминающая букву S
(рис. 2.2)9.
О гр а н и ч е н и я
^
=
=
н
*
«
С о п р о т и в л е н и е
- е
л
в
/
> —
i
X
!
/
I
/
\
/
t
/
I
I
с
!
t
\
Н е р а в н о м е р н ы й i р о с т
'
I
\
I
I
!
а
i
!
I
1
1
>
!
G 1
]
У с к о р е н и е р о с т а
G 2 1
Т
З а м е д л е н и е р о с т а
!
затраты
М
Рисунок 2.2. S-образная логистическая кривая жизненного цикла инновации
S-образная логистическая кривая характеризует стадию зарождения (Е),
роста (growth - G), включающую неравномерный рост (его ускорения - G1 и замедления - G2), и зрелости (maturity - М) технологии или продукта. Затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу, то есть прирост результата незначителен. Затем происходит опережающее увеличение результата по сравнению с затратами. Когда крутая средняя часть S-образной кривой становится пологой, это означает, что с этого момента дальнейшие вложения ресурсов в совершенствование действующей
9 Сорокин, А. П. Управление инновациями [Текст]: курс лекций /А. П. Сорокин - Мн.: Акад. упр. при
Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 154 с., с.76.
17
«стремиться» к естественному пределу - завершению жизненного цикла. Это предопределяет предел эффективного использования того или иного продукта или технологии.
Таким образом, S-образная кривая жизненного цикла инновации приобретает функцию прогнозирования. С помощью основанного на ней анализа можно ответить на вопросы, насколько глубоки возможные перемены, когда они произойдут, и сколько они будут стоить.
2.2. Особенности жизненного цикла технологии
Достижение какой - либо технологией предела своего развития всегда означает неизбежное приближение реализации другой - новой технологии, которая может более эффективно решить прогрессирующие потребности потребителя. Когда появляется новая технология, она замещает зрелую
(работающую) и имеет свою S-образную кривую. Объем средств, необходимых для вложения в новую технологию с целью достижения ею такой же результативности, которую на сегодня имеет старая технология, называется
технологическим разрывом (рис. 2.310). В дальнейшем, после преодоления технологического разрыва, выгоднее вкладывать средства в новую технологию, чем в совершенствование старой. Поэтому процесс замещения одной технологии другой приобретает необратимый характер.
Понимание существования технологических разрывов дает компаниям инструмент, позволяющий определить степень зрелости технологии, и вовремя, без потерь, перейти на более прогрессивную. Как правило, переход на новую технологию представляется более затратным способом по сравнению с сохранением старой технологии. В связи с чем немногие компании решаются осуществлять прорыв в своем технологическом развитии, продолжая концентрировать свои усилия на достижении операционной эффективности, улучшении текущих операций. Те компании, которые все же выбирают для себя путь управления технологическими разрывами, сосредоточивают усилия
10 Тема 2. Стадии жизненного цикла инновации и волновой характер инновационных процессов
[Электронный ресурс]// Инновационный и стратегический менеджмент: учеб. пособие для дистанц. обучения; Томский политехнический университет. - (http://kurs.ido.tpu.ru/#).
18
Среди конкретных действий предприятия в период возможного приближения технологического разрыва могут быть следующие меры:
• анализ возможностей повышения отдачи НИОКР без перехода на новую технологию;
• перераспределение расходов на НИОКР между старой и новой технологиями;
• заключение договоров с фирмами, создавшими новую технологию и продукты, с соответствующим переводом их из конкурентов в поставщики;
• приобретение технологий по лицензионным договорам;
• энергичная защита собственного бизнеса с помощью активного маркетинга и снижения издержек;
• кооперация компаний при разработке новых технологий.
Приближение технологии к своему пределу означает для компании необходимость углубления исследований по поиску и реализации новой технологии. Тем не менее, всегда представляет большую трудность принятие решения о дате срочного перераспределения и разделения ресурсов между поддержкой действующей технологии и разработкой новой.
Расшифровать разрыв на S-образных кривых, когда он происходит, очень трудно. Для периодов технологических разрывов характерен «хаос». Компании, которые научились преодолевать технологические разрывы, вкладывают деньги в исследования, чтобы знать, где они находятся на соответствующих S- образных кривых и чего следует ждать в начале, середине и конце кривых.
Некоторые рисуют весьма точные S-образные кривые, но зачастую достаточно просто иметь представление об общих контурах и пределах и сделать необходимые выводы11.
Действия конкурентов с внедрением в производство более совершенной технологии могут привести к тому, что реализованная технология может погибнуть, даже не достигнув своей зрелости.
2.3. Жизненный цикл продукта (товара)
Третья и четвертая фаза жизненного цикла инновации описывают жизненный цикл продукции, выведенной на рынок. Через продукцию определяется конечный эффект инновационных технологий. Этот эффект должен быть положительной величиной, чтобы окупить дополнительные затраты, с которыми связан переход на новые технологии. Но в отдельных случаях он может иметь и отрицательную величину. В этом случае применение новой технологии может в качестве конечного результата дать не дополнительную прибыль, а нанести ущерб компании. Это может быть связано с жизненным циклом товара. У каждого товара собственный жизненный цикл, характер и длительность которого предугадать трудно.
Жизненный цикл продукта (товара) (ЖЦП) - это модель, описывающая изменения спроса на продукт с момента его первоначального
11 Фазлиахметов, Р. Г. Повышение инновационной активности промышленных предприятий [Текст] /
Р.Г. Фазлиахметов //Микроэкономика. - 2006. - №4. - С. 49-63.
19
Для определения стадии жизненного цикла продукта в качестве отличительных параметров могут быть использованы следующие переменные:
темпы роста рынка, изменения темпов роста рынка, сегментация рынка,
темпы технологических изменений продукта, основная функциональная
проблема.
На рисунке 2.4 показано, каким образом значения параметров переменных характеризуют каждую стадию жизненного цикла продукта12.
Стадия внедрения в жизненном цикле товара начинается с первого появления товара на рынке, выбранном в качестве целевого. Для этого этапа характерны медленный рост сбыта и минимальные прибыли. Стадия роста отождествляется с быстрым, почти экспоненциальным ростом рынка. Стадия развертывания связана с периодом, когда происходит замедление темпов роста, но рост рынка продолжается. На стадии зрелости и насыщения рост рынка сменяется застоем. Стадия спада отождествляется с отрицательным ростом.
Число сегментов рынка. При высокой степени сегментации рынка каждый сегмент потребителей с различными нуждами является весьма привлекательным, т.к. позволяет конкурентам получить такие преимущества, как дифференцированное ценообразование, и представить множество разновидностей одного и того же продукта. Это привлекательно как для крупных конкурентов, которые могут выбрать много сегментов, так и для мелких, предпочитающих одну нишу.
Технологические изменения в конструкции товара. Роль и значение технологии, заключенной в характеристике продукта, и темпы ее изменения являются функциями общего темпа технологических изменений в отрасли. В новых отраслях продукция изменяется очень быстро, т.к. потребности потребителя еще малоизвестны. В стабильных отраслях темп изменений в технологии продукта замедляется.
Темпы технологических изменений в конструкции товара. Роль и значение технологии, используемой в процессе производства, и темпы ее изменения очень важны. Сохранит или нет свое положение бизнес, если не усовершенствует технологию своего процесса производства, зависит от стадии жизненного цикла отрасли. На стадиях вытеснения и зрелости улучшение технологического процесса просто необходимо для сохранения конкурентного преимущества. Поэтому большинство изменений происходит на этих стадиях.
Основная функциональная проблема. Функциональная область, от решения вопросов в которой в первую очередь будет зависеть коммерческий успех. К таким областям отнесены: исследования и разработки, техническое обеспечение, производство, маркетинг и распределение, финансы.
Хотя представленная картина жизненного цикла товара типична, она не всегда бывает такой.
12 Ефремов, В. С. Концепция стратегического управления SHELL / DPM [Электронный ресурс] / В. С.
Ефремов // - (http://www.iteam.ru/publications/strategy 16/article_904/).
20
Подъем .
Прибыль
_
Темп прироста
ВНП
Темп прироста населения
>
ч
\
N
\
Ч
\
у
Стадия
^Внедрение
Рост
Развертывание
Зрелость
Насыщение
Сокращение- —
Темп прироста рынка
Низкий
Очень высокий
Высокий
= темпам роста ВНП
= темпам роста населения
Отрицательный
Изменения в темпах роста
Небольшие
Быстрое ускорение
Быстрое замедление
Медленное замедление
Небольшие
Быстрое замедление, остаются низкими
Число сегментов
Очень мало
Несколько
Несколько
От нескольких до большого количества
Мало
Технологичес кие изменения в конструкции продукта
Очень большие
Большие
Средние
Незначитель ные
Незначитель ные
Незначительные
Основная функциональ ная проблема
НИР и ОКР
Инженерно
техническое обеспечение
Производство
Маркетинг, дистрибьюция, финансирование
Финансы
Рисунок 2.4. Жизненный цикл продукции, соотнесенный с параметрами рынка
Часто встречается вариант, когда кривая жизненного цикла имеет
«повторный цикл» (рис. 2.5 А)13, где второй «горб» объясняется мероприятиями по стимулированию сбыта, проведенными на этапе упадка товара. Еще одной разновидностью является «гребешковая» кривая, состоящая из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей (рис. 2.5 Б). Так, например, жизненный цикл нейлона описывается кривой «гребешкового» вида, что объясняется появлением с течением времени новых сфер его использования
- парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия.
А. Кривая с «повторным циклом»
Б. «Гребешковая кривая»
Рисунок 2.5. Возможные варианты жизненного цикла товара
13 Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс [Текст]: пер. с англ. / Ф. Котлер. - М.: Вильямс, 2007. - 656 с., с. 280.
21
Понятие жизненного цикла можно применить для описания целого товарного класса (автомобили с бензиновыми двигателями), разновидности товара (автомобили с откидным верхом) или конкретной марки («Форд
Эскорт») (рис. 2.6).
Рисунок 2.6. Жизненные циклы технологии, продукта, конкретной марки
Самый длительный цикл жизни у товарных классов. Жизненный цикл товарного класса может совпадать с жизненным циклом доминирующей технологии и продолжаться 140-160 лет. Сбыт многих товарных классов надолго задерживается в рамках этапа зрелости. И наоборот, разновидности товара обычно имеют короткий жизненный цикл. Такие товары, как телефоны с наборным диском и кремы-дезодоранты, проходят обычный цикл выведения на рынок, быстрого роста зрелости и упадка. История индивидуальной марки зависит от ее успеха и эффективности атак и контратак конкурентов.
Характер кривой жизненного цикла часто является результатом скорее управленческих действий и не обусловлен внешними причинами. Многие руководители считают, что каждый продукт с неизбежностью следует своей кривой жизненного цикла. Когда объем продаж стабилизируется, вместо того, чтобы обновлять технологию, искать новые рыночные возможности, руководители относят продукт к категории «дойных коров»14 и начинают заниматься поиском другого бизнеса.
Реализация концепции жизненного цикла инновации на предприятии предполагает проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции, анализу деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Данная концепция помогает определять уровень конкурентоспособности товара по сравнению с товаром конкурентной
14 Дойные коровы - Это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка.
Однако со временем рост соответствующей отрасли заметно замедлился. Как обычно, «дойные коровы» - это «звезды» в прошлом, которые в настоящее время обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции. Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован. Такая бизнес-область требует необходимый инвестиционный минимум, может принести большие доходы.
22
Резюме
Жизненный цикл инновации (нововведения) проходит 4 фазы в своем развитии: 1) исследования и разработки по созданию инновационного продукта;
2) технологическое освоение масштабного производства; 3) распространение и тиражирование новой технологии с многократным повторением на других объектах; 4) рутинизация.
В современном мире наблюдается сокращение времени присутствия инновации на рынке по причинам интенсификации технологического развития обусловленного усилением конкуренции.
Жизненный цикл нововведения изображается S-образной логистической кривой. Анализ местонахождения нововведения на S-образной логистической кривой позволяет определить момент, когда действующая технология достигнет своего предела, и дальнейшие вложения ресурсов в нее станут неэффективными. Достижение технологий предела своего развития означает появление на горизонте технологического развития новой технологии. В этих условиях инновационным компаниям необходимо оценивать целесообразность вложений в развитие старой или новой технологии.
Третья и четвертая фазы жизненного цикла инновации описывают жизненный цикл продукции, выведенной на рынок. Характер кривой жизненного цикла продукта является результатом скорее управленческих действий и не обусловлен внешними причинами. От действий руководителя компании зависит, появится ли новый виток жизненного цикла продукта или его кривая неуклонно пойдет на спад.
Вопросы для повторения:
1. Охарактеризуйте основные фазы жизненного цикла инновации.
2. Что такое S-образная кривая?
3. Что такое «технологический предел» технологии?
4. Почему компаниям важно определять на каком этапе жизненного цикла находится их технология?
5. Чем отличаются жизненный цикл инновации, технологии, товара?
Задание для самостоятельной работы
Изучите приведенный в Приложении кейс «Многоликий Давид Ян: история успеха». Какова на Ваш взгляд основная причина провала проекта
Cybiko? Дайте развернутый ответ, основываясь на положения теории жизненного цикла инновации.
23
1 2 3 4 5 6 7 8 9
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦИКЛОВ ДЕЛОВОГО
И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель изучения темы: представление научно-технического прогресса и инновационной деятельности как факторов цикличности экономики.
Задачи:
- раскрыть содержание больших циклов Н.Д. Кондратьева и их связь с появлением инноваций;
- рассмотреть деловые циклы Й. Шумпетера;
- провести анализ фундаментальных проблем теории деловых циклов, составивших основу критики теории Й. Шумпетера, С. Кузнецом;
- охарактеризовать вклад Г. Менша в развитие теории инноваций;
- рассмотреть основные положения концепции технологических укладов;
- раскрыть содержание феномена NBIC- конвергенции.
3.1. Большие циклы конъюнктуры по Н.Д. Кондратьеву
Появление теории инноваций обусловлено историческим развитием общественного производства, особенно в период индустриализации.
Периодически возникающие фазы оживления и бурного подъема производства, сменяющиеся кризисом перепроизводства, постепенно переходящим в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. Волновой характер инновационного развития сформулировал русский экономист Н.Д.
Кондратьев15 в 1922 г. Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования фаз в промышленном производстве16, ученый установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью 40-60 лет. В первые несколько лет в цикле происходит накопление нового технологического потенциала (накапливаются важные открытия и изобретения, образуются резервы свободных капиталов, низкий уровень прибыли и высокие издержки заставляют предпринимателей обращаться к новым технологиям). Потом наступает период, когда нововведения набирают силу, а затем, в ходе их коммерческой эксплуатации, темп событий постепенно замедляется (рис. 3.1)17.
15 Кондратьев, Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики [Текст] / Н. Д. Кондратьев. -
М.: Наука, 1991.
16 В сферу статистической обработки данных вошли индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.
17
Инновационный и стратегический менеджмент
[Электронный ресурс]: учеб. пособие
//-
(http://kurs.ido.tpu.ru/).
24
Рисунок 3.1. Иллюстрация цикличности возникновения важнейших нововведений
В длинных циклах Кондратьев различал две фазы - повышательную и понижательную.
Повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением пассивной части основного капитала
(зданий, сооружений) и охватывает период длительного преобладания высокой хозяйственной конъюнктуры в международной экономике (фазы - оживление и подъем) продолжительностью около 20-30 лет, когда она развивается динамично, легко преодолевая кратковременные неглубокие спады (рис. 3.2)18.
Рисунок 3.2. Четырехфазный цикл Кондратьева
18 Акаев, А. А. Основы современной теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом [Текст] / А. А. Акаев // История и Математика: Анализ и моделирование глобальной динамики. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 352 с.
25
Понижательная стадия (фазы - спад и депрессия) - это период длительного преобладания низкой хозяйственной конъюнктуры, продолжительностью около 20 лет, когда, несмотря на временные подъемы, доминируют депрессия и вялая деловая активность, вследствие чего мировая экономика развивается неустойчиво, впадая временами в глубокие кризисы.
Таким образом, началу повышательной стадии обязательно предшествуют периоды кризиса и депрессии. Именно в периоды депрессии экономика наиболее восприимчива к инновациям. Депрессия заставляет искать возможности для выживания, а инновационный процесс может их предоставить. На основании вышесказанного можно выделить следующие границы больших циклов:
Первый цикл с 1789 г. по 1849 г. (с пиком в 1809 г.);
Второй цикл с 1849 г. по 1896 г. (с повышательной волной до 1893 г.);
Третий цикл с 1896 г. (с повышательной волной до кризиса 1920 г.).
Кондратьев Н.Д. установил четыре эмпирические правильности (т.е.
закономерности) в развитии больших циклов19.
Первая
эмпирическая правильность описывает характер повышательной фазы большого цикла. У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходит глубокое изменение всей жизни капиталистического общества.
Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения.
В повышательной фазе первой волны это были изобретения20, способствовавшие развитию текстильной промышленности и производства чугуна, изменившие экономические и социальные условия общества. В повышательной фазе второй волны технические изобретения21, позволившие построить железные дороги, освоить новые территории и преобразовать сельское хозяйство. Повышательная стадия третьей волны вызвана широким внедрением электричества, радио и телефона. Перспективы нового подъема
Кондратьев видел в автомобильной промышленности.
Вторая эмпирическая правильность Кондратьева Д.Н. сводится к тому, что периоды повышательных волн больших циклов, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества
(революции, войны), чем периоды понижательных волн.
Третья эмпирическая правильность заключается в том, что понижательные волны больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.
19 Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды [Текст] /
Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин. - М.: Экономика, 2002, с.370-380.
20 Среди технических изобретений, предшествовавших повышательной волне первого цикла, можно выделить: создание универсального парового двигателя (1769 г.), прядильной машины (1783 г.), открытие метода пудлингования — передела чугуна в малоуглеродистое тестообразное железо (1784 г.), обесцвечивания тканей хлором (1785 г.), создание механического ткацкого станка (1785 г.).
21 Началу повышательной волны второго большого цикла предшествовал ряд крупнейших технических изобретений таких как: значительное усовершенствование паровоза (1824 г.), изобретение турбины (1824
1827 г.), начало использования портлаидского цемента (1824 г.), начало добычи чилийской селитры (1830 г.), конструирование жнейки (1831 г.), построение первого автомобиля (1831 г.), открытие индукции
(Фарадей, 1832 г.), изобретение швейной машины (1847 г.), устройство кабеля (1848 г.) и др.
26