Файл: Финансы бюджетных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
_________________________________________________________
И.А. БЕДРАЧУК
Е.В. ПИВЕНЬ
ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Учебное пособие
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2008

2
ББК 65.9(2)
Б 38
Бедрачук И.А., Пивень Е.В.
Б 38 ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,
2008. – 52 с.
Учебное пособие по дисциплине «Финансы бюджетных ор- ганизаций» составлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО
РФ. Издание включает в себя материал, который ознакомит сту- дента с особенностями бюджетных учреждений, их функциями, основами их финансов, источниками формирования и направле- ниями использования средств.
Предназначено студентам специальности 08010565 «Финан- сы и кредит».
ББК 65.9(2)
Печатается по решению РИСО ВГУЭС
©
Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2008

3
ВВЕДЕНИЕ
В структуре финансов страны значительную долю занимают орга- низации, деятельность которых практически полностью финансируется за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов.
Данный факт определяется, прежде всего, назначением бюджетных уч- реждений, через деятельность которых государство выполняет свои функции в области здравоохранения, образования, обороны страны, культуры и спорта, обеспечения безопасности граждан.
Бюджетные организации являются важными субъектами производ- ственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. При этом хозяйственная деятельность характеризуется целью, процессом и средствами ее достижения, а также результатами, которые складывают- ся под воздействием различных факторов. Цель хозяйственной деятель- ности бюджетных учреждений состоит в выполнении намеченных госу- дарством социальных задач с помощью использования созданных в ма- териальном производстве ценностей. При этом характерно, что предме- том потребления выступают не продукты производства, а сам процесс производства полезного эффекта деятельности учреждения. Он обеспе- чивает удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей или изменение социальных условий, в которых осуществляется их жизнедеятельность, направленных на достижение общественных благ, при этом не преследуются цели получения прибыли и еѐ распреде- ления между участниками.
Тот факт, что финансирование бюджетных организаций осуществ- ляется за счет бюджетных средств, ставит эффективность деятельности государства по выполнению своих функций в прямую зависимость от того, насколько рационально организовано планирование, распределе- ние и использование централизованных фондов денежных средств.
Всѐ это предопределяет значение учебной дисциплины «Финансы бюджетных организаций» в процессе подготовки специалистов. Изуче- ние данной дисциплины позволит студентам ознакомиться с особенно- стями бюджетных учреждений, их функциями, основами их финансов, источниками формирования и направлениями использования средств.


4
Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное учреждение – государственное (муниципальное) учрежде- ние, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физиче- ским и юридическим лицам в соответствии с государственным (муни- ципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующе- го бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ ред. 2007 г.).
Исходя из данного определения, следует признавать бюджетной ор- ганизацией только такую организацию, которая одновременно обладает следующими признаками:
1) учредители организации – органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления (акционерные общест- ва, кооперативы не могут создать бюджетную организацию);
2) цель создания бюджетной организации – функции некоммерче- ского характера;
3) бюджетная организация должна финансироваться их федераль- ного бюджета, бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или бюджета внебюджетного фонда;
4) бюджетным организациям не запрещено оказывать платные ус- луги (ГК РФ);
5) все самостоятельно заработанные средства должны направляться только на расширение и развитие услуг, указанных в учредительных документах организации (ГК РФ);
6) основой финансового планирования бюджетной организации яв- ляется смета доходов и расходов.
В связи с тем, что бюджетные организации выполняют не однород- ные функции и финансируются из разных источников, их можно клас- сифицировать по ряду признаков:
1) в зависимости от выполняемых функций (по роду деятельности):
- государственное управление и местное самоуправление (напри- мер, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по воен- но – техническому сотрудничеству с иностранными государствами,
Счетная палата, Министерство финансов РФ и др.);
- судебная власть (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд);
- международная деятельность, посольства и представительства за рубежом.
2) в зависимости от источника финансирования:
- финансируемые за счет средств федерального бюджета;

5
- финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- финансируемые за счет средств местных бюджетов.
3) по источникам формирования средств:
- оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и имеющие собственные источники средств;
- не оказывающие платные услуги физическим и юридическим ли- цам и не имеющие собственных источников средств.
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе
РФ определяется особой значимостью бюджетных организаций в обес- печении функций государства.
При этом выделяются следующие особенности бюджетных органи- заций.
1. Тесная связь с бюджетом. Любое изменение в бюджете отража- ется на финансах бюджетных организаций: недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных орга- низаций, а перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соот- ветствующего уровня поступлений приводит к дополнительному фи- нансированию бюджетных организаций.
2. Бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов.
3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств, то есть государственные средства расходуются по целевому назначению, со- гласно утвержденной сметы расходов.
4. Финансирование осуществляется со счетов Федерального казна- чейства и его территориальных органов, то есть расходы распорядите- лей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их сче- та в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг), кроме расходов распорядите- лей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, командировочные и др.).
5. Финансирование осуществляется путем распределения бюджет- ных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания» у потребителя, что подчас ослабляет контроль за качеством услуг и эффективностью использования выделенных средств.
6. Расходование как выделенных, так и заработанных средств со- гласно требований бюджетной классификации, что отрицательно сказы- вается на гибкости экономического управления.
К основным принципам организации финансов бюджетных учреж- дений относятся:
- целевое использование выделенных и самостоятельно заработан- ных средств, то есть эти средства могут направляться только на те цели, которые предусмотрены в смете;


6
- жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоя- тельно заработанных средств, обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходо- ванию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
При недостатке бюджетных средств разрешено использовать для выпол- нения заданий средств от предпринимательской деятельности, но не пре- дусмотрено возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности;
- бюджетный иммунитет. Обращение взыскания на бюджетные сред- ства осуществляется только на основании судебного акта: а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были законодательно утверждены в составе расходов бюджета, б) возмещение убытков, причиненных физическому или юридиче- скому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц;
- контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.
Система управления бюджетной организации как хозяйствующего субъекта имеет схожую с иными формами организаций структуру. От- личительной чертой при этом является содержание процессов хозяйст- венной деятельности.
1) управляющая подсистема и ее основные функции
а) функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, уровень технических, экономических и фи- нансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяй- ственной деятельности; б) функция учета обеспечивает достоверное отражение фактиче- ского состояния бюджетной организации; в) Функция анализа позволяет на основе плановой и фактической информации дать количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной про- граммы, выявить неиспользованные внутрихозяйственные резервы ус- корения развития и роста эффективности деятельности организации; г) функция регулирования обеспечивает приведение управляемой системы к желаемому результату;
2) управляемая подсистема – хозяйственная деятельность
а) финансирование, б) материально техническое обеспечение, в) оказание услуг и выполнение работ.
В общем виде все составляющие хозяйственную деятельность мно- гообразные отношения, связи и процессы можно сгруппировать сле- дующим образом:
натурально – вещественные процессы, в результате которых соз- даются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность,


7 просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов об- щества, безопасность, социальная защищенность и т.п.);
стоимостные (связанные с созданием стоимости) процессы отно- сятся к экономическим и отражают количество труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации (формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспи- тания, культурного развития и др.);
социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, соз- данием благоприятного психологического климата в трудовых коллек- тивах;
экологические процессы отражают взаимоотношения бюджетных учреждений с природной средой.
Особенности бюджетных организаций проявляются и в их взаимо- отношениях с финансовыми институтами. В первую очередь это касает- ся взаимоотношений бюджетных организаций с финансово– кредитной системой.
Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования, указанные средства зачисляются на еди- ный счет федерального казначейства, с которым непосредственно и ра- ботают банки. Прием расчетных документов банк осуществляет от фе- дерального казначейства; оно же получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, расчетные документы, по- ступившие при возврате средств, выписки по счетам.
Наличные средства бюджетные организации получают непосредст- венно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства, оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организа- ция также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структу- ре федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы казначейства, а не банк.
Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и пере- дача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, кроме случаев, предусмотренных ГК РФ.
Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запре- щено в законодательном порядке.
Рассматривая взаимоотношения бюджетных организаций с налого- вой системой можно выделить основные положения Налогового кодекса
РФ.


8 1) Бюджетные организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от любой деятельности, иной, чем деятельность, связанная с получением и расходованием целе- вых поступлений.
- при ведении предпринимательской деятельности налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, так и вероятно- го превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами;
- при отсутствии предпринимательской деятельности налог должен быть уплачен с возможной прибыли, полученной в результате превыше- ния внереализационных доходов над внереализационными расходами.
2) При осуществлении бюджетными учреждениями операций, об- лагаемых НДС, на основании заключенных гражданско – правовых до- говоров они обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующие суммы НДС. Помимо реализации товаров, работ и услуг, НДС облага- ются и денежные средства, получаемые организацией и связанные с расчетами по оплате, полученные штрафы, пени и неустойки.
3) Льготы по федеральным налогам могут быть предоставлены не вследствие специфического определения бюджетных учреждений, а лишь поскольку и в том объеме, постольку и в каком эти льготы преду- смотрены в налогом законодательстве.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «бюджетная организация»?
2. В чем заключается роль бюджетных организаций?
3. В чем отличие бюджетных организаций от коммерческих орга- низаций?
4. Какими элементами характеризуется процесс управления финан- сами?
5. По каким признакам классифицируются бюджетные организации?
6. Что значит принцип бюджетного иммунитета в организации фи- нансов бюджетных учреждений?
7. В чем содержание натурально-вещественного процесса хозяйст- венной деятельности бюджетных организаций?
8. В чем принципиальное отличие стоимостного процесса хозяйст- венной деятельности от натурально-вещественного?
Литература:
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поля- ка. – М.: Вузовский учебник, 2006.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб- ное пособие / под ред. Д.А. Панков. – М.: ООО «Новое знание», 2003.

9
Тема 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В результате процесса общественного разделения труда в отраслях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главным назна- чение которых является выполнение обслуживающих функций.
Социально – бытовая инфраструктура – это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство.
Часть услуг предприятия социально – бытовой инфраструктуры предоставляются как предприятиям непроизводственной сферы, так и сферы материального производства для осуществления непрерывного процесса производства.
Социально – бытовая инфраструктура включает в себя: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жи- лищно – коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.
Между производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства прослеживается тесная взаимосвязь.
Так развитие социально – бытовой сферы зависит:
- от уровня развития материального производства;
- от объема созданного национального дохода;
- распределения национального между производственной и непро- изводственными сферами.
А на развитие производственной сферы влияют:
- материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социально – бытовой инфраструктуры;
- качество образования, здравоохранения, бытовых условий работ- ников производственной сферы.
Немаловажное значение социально – бытовая инфраструктура ока- зывает на процесс увеличения объема национального дохода страны.
При этом социально – бытовая инфраструктура способствует:
- увеличению объема национального дохода страны за счет затра- чиваемого в отраслях инфраструктуры живого труда;
- снижению потерь рабочего времени за счет максимального ис- пользования календарного рабочего времени благодаря уменьшению заболеваемости работников;
- повышению производительности труда благодаря: а) увеличению образовательного уровня работников, б) обеспечению условий проживания работников, в) улучшению качества бытового обслуживания,