ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 9. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета в РФ осу- ществлен в целях укрепления государственной финансовой дисципли- ны, проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использовани- ем средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ « О мерах по ускорению пере- хода на казначейскую систему» установлены основы финансирования расходов федерального бюджета, в соответствии с которыми:
1) получатели средств федерального бюджета имеют право осуще- ствлять расходование средств исключительно на основании доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, формируемых на срок до трех месяцев исходя их утвержденного федерального бюджета;
2) принятие получателем средств федерального бюджета обяза- тельств по осуществлению расходов и платежей осуществляется в тече- ние срока действия установленных для них лимитов; лимиты не препят- ствуют заключению договоров на поставку продукции (услуг) или за- ключению трудовых соглашений на более длительный срок;
3) оплата обязательств федерального бюджета по осуществлению расходов, за исключением расходов в форме бюджетных ссуд, в том числе предоставляемых для финансирования инвестиционных проектов и программ конверсии оборонной промышленности, осуществляется после документального подтверждения надлежащей реализации дого- воров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заклю- ченных трудовых соглашений;
4) средства федерального бюджета, закрепленные за их главными распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей и получа- телей средств на основании реестров на финансирование, без зачисле- ния их на счета соответствующих главных, нижестоящих распорядите- лей и получателей средств федерального бюджета.
Рассмотрим содержание процессов открытия и обслуживания ли- цевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерально- го бюджета.
Клиенты банка – органы Федерального казначейства.
Договор банковского счета заключается с органами Федерального казначейства, а не непосредственно с бюджетными организациями.
Операции по лицевым счетам, открытым в казначействе бюджет- ным организациям, осуществляют казначейство и его структуры само- стоятельно.
41
Банк не несет ответственности за несвоевременное отражение опе- раций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств.
Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осу- ществляется по платежным поручениям этих органов.
Банк не контролирует целевое использование средств по счетам ка- значейства. При этом кассовое обслуживание счетов осуществляют кре- дитные организации. Выдача наличных денег из кассы кредитного учре- ждения распорядителю бюджетных средств производится на основе чека.
Сумма, указанная в чеке, списывается со счета казначейства.
Прием денег в кассу банка производится от представителя распоря- дителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличными для за- числения на счет казначейства.
Ниже приводятся виды лицевых счетов для учета операций по ис- полнению расходов федерального бюджета.
Лицевой счет, предназначенный для учета операций главного рас- порядителя средств и распорядителя средств по распределению и дове- дению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящихся в их ведении (ли- цевой счет распорядителя средств).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов Федерального ка- значейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирова- ния по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядите- лем средств является Минфин РФ (распорядительный лицевой счет ор- гана Федерального казначейства).
Лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объе- мов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обяза- тельств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств феде- рального бюджета (лицевой счет получателя средств).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распоря- дителем средств является Минфин РФ (лицевой счет органа Федераль- ного казначейства).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций при расходо- вании наличных денег обособленным подразделением (лицевой счет обособленного подразделения).
Далее необходимо рассмотреть условия открытия и закрытия ли- цевых счетов.
Распорядителям и получателям средств лицевые счета открываются в органах Федерального казначейства по месту их нахождения.
42
Каждой бюджетной организации или ее обособленному подразде- лению может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида.
Главным распорядителям средств лицевые счета открываются в
Главном управлении федерального казначейства.
Такие счета открываются на основании сводной бюджетной роспи- си федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Основание для открытия лицевого счета распорядителя средств – правоустанавливающий учредительный документ (положение, устав).
Лицевой счет получателя средств открывается на основании заяв- ления на открытие лицевого счета и карточки образцов подписей и от- тиска печати.
Лицевой счет обособленного подразделения открывается на осно- вании письменного обращения юридического лица, создавшего это под- разделение.
Лицевые счета закрываются:
- по заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением под- чиненности, завершением работы ликвидационной комиссии;
- по окончании финансового года, если в течение данного финансо- вого года операции по лицевому счету не производились;
- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми ак- тами Минфина РФ.
На лицевом счете распорядителя средств отражаются:
- остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего го- да, который направляется на принятие денежных обязательств в теку- щем году;
- лимиты бюджетных обязательств текущего года;
- распределенные лимиты бюджетных обязательств;
- суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обяза- тельств, в том числе в результате наложения санкций (по счетам распо- рядителей средств);
- нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;
- остаток объема финансирования предшествующего года, направ- ленный на финансирование расходов в текущем году;
- объем финансирования текущего года;
- распределение объема финансирования;
- уменьшение (увеличение) объема финансирования;
- нераспределенный остаток финансирования на отчетную дату.
На лицевом счете получателя средств находят отражение:
- остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего го- да, который направляется на принятие денежных обязательств в теку- щем году;
- лимиты бюджетных обязательств текущего года;
43
- лимиты бюджетных обязательств текущего квартала;
- принятые денежные обязательства, оплата которых осуществляет- ся за счет средств федерального бюджета в текущем году;
- суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обязательств;
- свободный остаток лимитов бюджетных обязательств для приня- тия денежных обязательств в текущем году на отчетную дату;
- кассовые расходы;
- восстановление кассовых расходов;
- остаток лимитов бюджетных обязательств для осуществления кас- совых расходов;
- остаток объема финансирования предшествующего года, направ- ленный на финансирование расходов в текущем году;
- объемы финансирования текущего года;
- остаток финансирования на отчетную дату.
Рассмотрим порядок открытия и закрытия лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности бюджетных организаций.
Основанием открытия подобных счетов являются генеральные раз- решения, выданные Минфином РФ.
Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются бюд- жетным организациям в органах Федерального казначейства.
Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств.
При открытии лицевого счета по учету внебюджетных средств орган федерального казначейства заключает с клиентами договор об обслужи- вании лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в кото- ром определены права и обязанности сторон.
Лицевые счета по учету внебюджетных средств закрываются орга- ном Федерального казначейства:
- по заявлению клиента в связи с отзывом генерального разрешения
- при отзыве разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей до- ход деятельности, главным распорядителем средств
- по окончании финансового года, если в течение данного финансо- вого года операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств не производились и остатка внебюджетных средств не имеется.
На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат от- ражению:
1) объем поступлений внебюджетных средств и направлений ис- пользования этих средств в соответствии с утвержденной сметой дохо- дов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;
44 2) остаток внебюджетных средств на начало текущего финансово- го года;
3) суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текуще- го финансового года по коду «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» классификации доходов бюджетов
РФ, в том числе суммы средств без права расходования;
4) кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года, по соответствующим показателям экономической классификации расходов бюджетов РФ;
5) восстановление кассовых расходов;
6) остаток внебюджетных средств на отчетную дату.
Выполнение вышеперечисленных условий обслуживания лицевых счетов является обязательным в рамках контроля за формированием и использованием средств бюджетных организаций в системе федераль- ного казначейства.
Вопросы для самопроверки
1. Где и с какой целью открываются лицевые счета бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета?
2. В чем заключаются функции Федерального казначейства по об- служиванию лицевых счетов бюджетных учреждений?
3. Несет ли банк ответственность за несвоевременное отражение операций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств?
4. Как контролируются расходы бюджетных организаций через систему Федерального казначейства?
5. В чем заключается экономический смысл ведения лицевых сче- тов через систему Федерального казначейства?
6. Чем был вызван переход к системе казначейского ведения сче- тов бюджетных организаций?
7. Почему бюджетной организации отдельно открываются счета по учету бюджетных средств и средств, полученных от предпринима- тельской деятельности бюджетных организаций?
8. В каких случаях закрываются лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности бюджетных органи- заций?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / под ред. Д.А. Панков. – М.: ООО «Новое знание», 2003.
Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйствен- ной деятельности в бюджетных организациях и научных учреждениях: учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.
45
Тема 10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ
РАБОТЫ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Финансовая работа в бюджетной организации, как и в любом дру- гом юридическом лице, обеспечивается финансовыми службами. В за- висимости от размера организации финансовая служба может включать одно или несколько специальных подразделений. Структура и направ- ления деятельности таких подразделений зависят не столько от рода деятельности, в целях которой создана бюджетная организация, сколько от того, является ли организация главным распорядителем бюджетных средств или только их получателем, а также от того, какой набор плат- ных услуг она оказывается.
Выполнение функций собственника по отношению к бюджетной организации, как правило, возлагается на соответствующее отраслевое подразделение. В функции собственника входит:
- определение целей деятельности бюджетной организации;
- контроль результативности ее деятельности и финансового поло- жения;
- принятие стратегических решений;
- вопросы реорганизации и др.
Основой организации финансовой работы являются следующие принципы:
- самостоятельное осуществление расходов на оказание бюджетных услуг в пределах выделенного финансирования;
- основным предметом планирования деятельности бюджетной ор- ганизации и контроля выступают объем и качество бюджетных услуг;
- деятельность бюджетной организации специфицирована посредст- вом перечня производимых ею товаров, работ, услуг (бюджетных услуг);
- задание на оказание бюджетных услуг и размер соответствующе- го финансирования оформляются внутренним соглашением с бюджет- ной организацией;
- по бюджетным услугам, оказываемым бюджетными организация- ми, ведется раздельный учет по методу начисления;
- проводится мониторинг себестоимости бюджетных услуг;
- финансирование бюджетных организаций с высоким уровнем фи- нансовой самостоятельности учитывает полную себестоимость бюд- жетных услуг, а не кассовые расходы.
Финансовая служба бюджетной организации должна включать:
- плановую структуру (отдел или группу), в обязанности которой входит составление смет доходов и расходов, обеспечение перспективно- го планирования, в случае осуществления платной деятельности – раз-
46 работка бизнес-планов, подготовка финансовой и инвестиционных про- грамм, обоснование эффективности того или иного проекта и варианта его финансирования;
- бухгалтерию, которая должна обеспечить своевременность и пол- ноту расчетов с контрагентами, целевое и экономное расходование бюджетного финансирования, рациональное построение взаимоотноше- ний с бюджетной системой, своевременное и полное составление отчет- ности;
- службу по обеспечению финансового контроля за нижестоящими подразделениями в структуре главных распределителей бюджетных ассигнований и распорядителей бюджетных ассигнований, за целевым и рациональным использованием средств, за качеством составления смет доходов и расходов нижестоящих структур;
- при достаточном объеме платных услуг структуру управления
денежными потоками в режиме реального времени и будет обеспечи- вать максимально эффективное использование полученных средств, а в случае недостатка финансовых ресурсов, мобилизацию их по мини- мально возможной стоимости;
- в крупных бюджетных организациях аналитические службы, ко- торые обеспечивают анализ реальных затрат, связанных с функциони- рованием бюджетной организации.
К функциям финансовой службы бюджетной организации отно- сятся:
1. Финансовое планирование. В обязательном порядке осуществля- ется сметное планирование на год с разбивкой по кварталам.
2. Участие в определении ценовой политики. Данная функция име- ет место только в случае оказания бюджетной организацией платных услуг и получения внебюджетных средств.
3. Оценка возможных изменений структуры в виде слияний. Харак- терна для финансовых служб главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств и почти полностью не присуща получателям бюд- жетных средств.
4. Поиск внутренних и внешних источников финансирования. Сле- дует помнить, что бюджетная организация имеет существенные ограни- чения в правах проведения операций на рынке кредитов и ценных бу- маг.
5. Функция управления финансовыми ресурсами. Наиболее широ- кими возможностями обладают финансовые службы главных распоря- дителей бюджетных средств. В случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
47 6. Функция учета, контроля и анализа. Ведение учета, сопоставле- ние отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативны- ми, расходования средств с целями, заложенными в смете.
5. Функция управления финансовыми ресурсами. Наиболее широ- кими возможностями обладают финансовые службы главных распоря- дителей бюджетных средств. В случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
6. Функция учета, контроля и анализа. Ведение учета, сопоставле- ние отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативны- ми, расходования средств с целями, заложенными в смете.
7. Построение отношений с коммерческими банками и страховыми компаниями. Свобода финансовых служб значительно ограничивается, так как за счет средств бюджета осуществляется только обязательное страхование, которое, в частности, предусматривает обязательное лич- ное страхование военнослужащих, работников налоговых служб, по- жарных и других лиц, деятельность которых связана со значительными рисками, а также страхование гражданской ответственности собствен- ников транспортных средств. У финансовой службы бюджетной орга- низации нет никакой самостоятельности ни в отношении выбора парт- нера, ни в отношении определения круга рисков.
Перед финансовыми работниками бюджетных организаций ставят- ся следующие задачи:
- учет и распределение лимитов бюджетных обязательств;
- учет распорядителем средств бюджета поступившего финансиро- вания;
- распределение средств по получателям в разрезе заданной анали- тики (номер реестра, бюджетная классификация, распорядители средств бюджета и др.);
- формирование и печать уведомлений получателям средств бюд- жета;
- расчет резерва по каждому реестру поступивших средств;
- формирование и печать реестров по распределенным средствам;
- отражение в учете операций по финансовому планированию и фи- нансированию, получение оперативной информации.
Процесс ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации имеет свои особенности:
1) Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собствен- ного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления;
2) Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса
(по бюджету и по внебюджетной деятельности);
48 3) Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из источников финансирования, под которыми подразумевается бюджет- ное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и без- возмездные поступления.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреж- дения следует отнести: объем бюджетного финансирования; расходы по бюджету; объем реализации продукции (работ, услуг); расходы за счет средств внебюджетных источников; доходы от оказания платных услуг и расходы, связанные с ними; прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Эффективное управление бюджетными учреждениями и рацио- нальное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации комплексного эко- номического анализа, который включает в себя анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов, анализ основных средств и материальных ресурсов, анализ труда и заработной платы, анализ деби- торской и кредиторской задолженности (расчетных операций), а также анализ финансирования бюджетных учреждений и смет доходов и расхо- дов по внебюджетным средствам.
Кроме выполнения функций по планированию, учету и анализу в обязанности финансовых служб бюджетных организаций входит и осу- ществление финансового контроля. При этом направлениями финансо- вого контроля являются:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учреди- тельным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений; исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных цен- ностей;
- обоснованность образования и расходования государственных вне- бюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бух- галтерского;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетами, внебюджет- ными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами; операции, связанные с инвестициями;
ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета в РФ осу- ществлен в целях укрепления государственной финансовой дисципли- ны, проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использовани- ем средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ « О мерах по ускорению пере- хода на казначейскую систему» установлены основы финансирования расходов федерального бюджета, в соответствии с которыми:
1) получатели средств федерального бюджета имеют право осуще- ствлять расходование средств исключительно на основании доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, формируемых на срок до трех месяцев исходя их утвержденного федерального бюджета;
2) принятие получателем средств федерального бюджета обяза- тельств по осуществлению расходов и платежей осуществляется в тече- ние срока действия установленных для них лимитов; лимиты не препят- ствуют заключению договоров на поставку продукции (услуг) или за- ключению трудовых соглашений на более длительный срок;
3) оплата обязательств федерального бюджета по осуществлению расходов, за исключением расходов в форме бюджетных ссуд, в том числе предоставляемых для финансирования инвестиционных проектов и программ конверсии оборонной промышленности, осуществляется после документального подтверждения надлежащей реализации дого- воров на поставку продукции, выполнение работ и услуг либо заклю- ченных трудовых соглашений;
4) средства федерального бюджета, закрепленные за их главными распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей и получа- телей средств на основании реестров на финансирование, без зачисле- ния их на счета соответствующих главных, нижестоящих распорядите- лей и получателей средств федерального бюджета.
Рассмотрим содержание процессов открытия и обслуживания ли- цевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерально- го бюджета.
Клиенты банка – органы Федерального казначейства.
Договор банковского счета заключается с органами Федерального казначейства, а не непосредственно с бюджетными организациями.
Операции по лицевым счетам, открытым в казначействе бюджет- ным организациям, осуществляют казначейство и его структуры само- стоятельно.
41
Банк не несет ответственности за несвоевременное отражение опе- раций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств.
Перечисление средств с лицевых счетов органов казначейства осу- ществляется по платежным поручениям этих органов.
Банк не контролирует целевое использование средств по счетам ка- значейства. При этом кассовое обслуживание счетов осуществляют кре- дитные организации. Выдача наличных денег из кассы кредитного учре- ждения распорядителю бюджетных средств производится на основе чека.
Сумма, указанная в чеке, списывается со счета казначейства.
Прием денег в кассу банка производится от представителя распоря- дителя бюджетных средств по объявлению на взнос наличными для за- числения на счет казначейства.
Ниже приводятся виды лицевых счетов для учета операций по ис- полнению расходов федерального бюджета.
Лицевой счет, предназначенный для учета операций главного рас- порядителя средств и распорядителя средств по распределению и дове- дению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящихся в их ведении (ли- цевой счет распорядителя средств).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов Федерального ка- значейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирова- ния по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядите- лем средств является Минфин РФ (распорядительный лицевой счет ор- гана Федерального казначейства).
Лицевой счет, предназначенный для учета сумм доведенных объе- мов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обяза- тельств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств феде- рального бюджета (лицевой счет получателя средств).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распоря- дителем средств является Минфин РФ (лицевой счет органа Федераль- ного казначейства).
Лицевой счет, предназначенный для учета операций при расходо- вании наличных денег обособленным подразделением (лицевой счет обособленного подразделения).
Далее необходимо рассмотреть условия открытия и закрытия ли- цевых счетов.
Распорядителям и получателям средств лицевые счета открываются в органах Федерального казначейства по месту их нахождения.
42
Каждой бюджетной организации или ее обособленному подразде- лению может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида.
Главным распорядителям средств лицевые счета открываются в
Главном управлении федерального казначейства.
Такие счета открываются на основании сводной бюджетной роспи- си федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Основание для открытия лицевого счета распорядителя средств – правоустанавливающий учредительный документ (положение, устав).
Лицевой счет получателя средств открывается на основании заяв- ления на открытие лицевого счета и карточки образцов подписей и от- тиска печати.
Лицевой счет обособленного подразделения открывается на осно- вании письменного обращения юридического лица, создавшего это под- разделение.
Лицевые счета закрываются:
- по заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением под- чиненности, завершением работы ликвидационной комиссии;
- по окончании финансового года, если в течение данного финансо- вого года операции по лицевому счету не производились;
- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми ак- тами Минфина РФ.
На лицевом счете распорядителя средств отражаются:
- остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего го- да, который направляется на принятие денежных обязательств в теку- щем году;
- лимиты бюджетных обязательств текущего года;
- распределенные лимиты бюджетных обязательств;
- суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обяза- тельств, в том числе в результате наложения санкций (по счетам распо- рядителей средств);
- нераспределенный остаток лимитов бюджетных обязательств на отчетную дату;
- остаток объема финансирования предшествующего года, направ- ленный на финансирование расходов в текущем году;
- объем финансирования текущего года;
- распределение объема финансирования;
- уменьшение (увеличение) объема финансирования;
- нераспределенный остаток финансирования на отчетную дату.
На лицевом счете получателя средств находят отражение:
- остаток лимитов бюджетных обязательств на начало текущего го- да, который направляется на принятие денежных обязательств в теку- щем году;
- лимиты бюджетных обязательств текущего года;
43
- лимиты бюджетных обязательств текущего квартала;
- принятые денежные обязательства, оплата которых осуществляет- ся за счет средств федерального бюджета в текущем году;
- суммы уменьшения (увеличения) лимитов бюджетных обязательств;
- свободный остаток лимитов бюджетных обязательств для приня- тия денежных обязательств в текущем году на отчетную дату;
- кассовые расходы;
- восстановление кассовых расходов;
- остаток лимитов бюджетных обязательств для осуществления кас- совых расходов;
- остаток объема финансирования предшествующего года, направ- ленный на финансирование расходов в текущем году;
- объемы финансирования текущего года;
- остаток финансирования на отчетную дату.
Рассмотрим порядок открытия и закрытия лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности бюджетных организаций.
Основанием открытия подобных счетов являются генеральные раз- решения, выданные Минфином РФ.
Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются бюд- жетным организациям в органах Федерального казначейства.
Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств.
При открытии лицевого счета по учету внебюджетных средств орган федерального казначейства заключает с клиентами договор об обслужи- вании лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в кото- ром определены права и обязанности сторон.
Лицевые счета по учету внебюджетных средств закрываются орга- ном Федерального казначейства:
- по заявлению клиента в связи с отзывом генерального разрешения
- при отзыве разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей до- ход деятельности, главным распорядителем средств
- по окончании финансового года, если в течение данного финансо- вого года операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств не производились и остатка внебюджетных средств не имеется.
На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат от- ражению:
1) объем поступлений внебюджетных средств и направлений ис- пользования этих средств в соответствии с утвержденной сметой дохо- дов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;
44 2) остаток внебюджетных средств на начало текущего финансово- го года;
3) суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текуще- го финансового года по коду «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» классификации доходов бюджетов
РФ, в том числе суммы средств без права расходования;
4) кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года, по соответствующим показателям экономической классификации расходов бюджетов РФ;
5) восстановление кассовых расходов;
6) остаток внебюджетных средств на отчетную дату.
Выполнение вышеперечисленных условий обслуживания лицевых счетов является обязательным в рамках контроля за формированием и использованием средств бюджетных организаций в системе федераль- ного казначейства.
Вопросы для самопроверки
1. Где и с какой целью открываются лицевые счета бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета?
2. В чем заключаются функции Федерального казначейства по об- служиванию лицевых счетов бюджетных учреждений?
3. Несет ли банк ответственность за несвоевременное отражение операций по лицевым счетам распорядителей бюджетных средств?
4. Как контролируются расходы бюджетных организаций через систему Федерального казначейства?
5. В чем заключается экономический смысл ведения лицевых сче- тов через систему Федерального казначейства?
6. Чем был вызван переход к системе казначейского ведения сче- тов бюджетных организаций?
7. Почему бюджетной организации отдельно открываются счета по учету бюджетных средств и средств, полученных от предпринима- тельской деятельности бюджетных организаций?
8. В каких случаях закрываются лицевые счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности бюджетных органи- заций?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / под ред. Д.А. Панков. – М.: ООО «Новое знание», 2003.
Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйствен- ной деятельности в бюджетных организациях и научных учреждениях: учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.
45
Тема 10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ
РАБОТЫ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Финансовая работа в бюджетной организации, как и в любом дру- гом юридическом лице, обеспечивается финансовыми службами. В за- висимости от размера организации финансовая служба может включать одно или несколько специальных подразделений. Структура и направ- ления деятельности таких подразделений зависят не столько от рода деятельности, в целях которой создана бюджетная организация, сколько от того, является ли организация главным распорядителем бюджетных средств или только их получателем, а также от того, какой набор плат- ных услуг она оказывается.
Выполнение функций собственника по отношению к бюджетной организации, как правило, возлагается на соответствующее отраслевое подразделение. В функции собственника входит:
- определение целей деятельности бюджетной организации;
- контроль результативности ее деятельности и финансового поло- жения;
- принятие стратегических решений;
- вопросы реорганизации и др.
Основой организации финансовой работы являются следующие принципы:
- самостоятельное осуществление расходов на оказание бюджетных услуг в пределах выделенного финансирования;
- основным предметом планирования деятельности бюджетной ор- ганизации и контроля выступают объем и качество бюджетных услуг;
- деятельность бюджетной организации специфицирована посредст- вом перечня производимых ею товаров, работ, услуг (бюджетных услуг);
- задание на оказание бюджетных услуг и размер соответствующе- го финансирования оформляются внутренним соглашением с бюджет- ной организацией;
- по бюджетным услугам, оказываемым бюджетными организация- ми, ведется раздельный учет по методу начисления;
- проводится мониторинг себестоимости бюджетных услуг;
- финансирование бюджетных организаций с высоким уровнем фи- нансовой самостоятельности учитывает полную себестоимость бюд- жетных услуг, а не кассовые расходы.
Финансовая служба бюджетной организации должна включать:
- плановую структуру (отдел или группу), в обязанности которой входит составление смет доходов и расходов, обеспечение перспективно- го планирования, в случае осуществления платной деятельности – раз-
46 работка бизнес-планов, подготовка финансовой и инвестиционных про- грамм, обоснование эффективности того или иного проекта и варианта его финансирования;
- бухгалтерию, которая должна обеспечить своевременность и пол- ноту расчетов с контрагентами, целевое и экономное расходование бюджетного финансирования, рациональное построение взаимоотноше- ний с бюджетной системой, своевременное и полное составление отчет- ности;
- службу по обеспечению финансового контроля за нижестоящими подразделениями в структуре главных распределителей бюджетных ассигнований и распорядителей бюджетных ассигнований, за целевым и рациональным использованием средств, за качеством составления смет доходов и расходов нижестоящих структур;
- при достаточном объеме платных услуг структуру управления
денежными потоками в режиме реального времени и будет обеспечи- вать максимально эффективное использование полученных средств, а в случае недостатка финансовых ресурсов, мобилизацию их по мини- мально возможной стоимости;
- в крупных бюджетных организациях аналитические службы, ко- торые обеспечивают анализ реальных затрат, связанных с функциони- рованием бюджетной организации.
К функциям финансовой службы бюджетной организации отно- сятся:
1. Финансовое планирование. В обязательном порядке осуществля- ется сметное планирование на год с разбивкой по кварталам.
2. Участие в определении ценовой политики. Данная функция име- ет место только в случае оказания бюджетной организацией платных услуг и получения внебюджетных средств.
3. Оценка возможных изменений структуры в виде слияний. Харак- терна для финансовых служб главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств и почти полностью не присуща получателям бюд- жетных средств.
4. Поиск внутренних и внешних источников финансирования. Сле- дует помнить, что бюджетная организация имеет существенные ограни- чения в правах проведения операций на рынке кредитов и ценных бу- маг.
5. Функция управления финансовыми ресурсами. Наиболее широ- кими возможностями обладают финансовые службы главных распоря- дителей бюджетных средств. В случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
47 6. Функция учета, контроля и анализа. Ведение учета, сопоставле- ние отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативны- ми, расходования средств с целями, заложенными в смете.
5. Функция управления финансовыми ресурсами. Наиболее широ- кими возможностями обладают финансовые службы главных распоря- дителей бюджетных средств. В случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
6. Функция учета, контроля и анализа. Ведение учета, сопоставле- ние отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативны- ми, расходования средств с целями, заложенными в смете.
7. Построение отношений с коммерческими банками и страховыми компаниями. Свобода финансовых служб значительно ограничивается, так как за счет средств бюджета осуществляется только обязательное страхование, которое, в частности, предусматривает обязательное лич- ное страхование военнослужащих, работников налоговых служб, по- жарных и других лиц, деятельность которых связана со значительными рисками, а также страхование гражданской ответственности собствен- ников транспортных средств. У финансовой службы бюджетной орга- низации нет никакой самостоятельности ни в отношении выбора парт- нера, ни в отношении определения круга рисков.
Перед финансовыми работниками бюджетных организаций ставят- ся следующие задачи:
- учет и распределение лимитов бюджетных обязательств;
- учет распорядителем средств бюджета поступившего финансиро- вания;
- распределение средств по получателям в разрезе заданной анали- тики (номер реестра, бюджетная классификация, распорядители средств бюджета и др.);
- формирование и печать уведомлений получателям средств бюд- жета;
- расчет резерва по каждому реестру поступивших средств;
- формирование и печать реестров по распределенным средствам;
- отражение в учете операций по финансовому планированию и фи- нансированию, получение оперативной информации.
Процесс ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации имеет свои особенности:
1) Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собствен- ного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления;
2) Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса
(по бюджету и по внебюджетной деятельности);
48 3) Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из источников финансирования, под которыми подразумевается бюджет- ное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и без- возмездные поступления.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреж- дения следует отнести: объем бюджетного финансирования; расходы по бюджету; объем реализации продукции (работ, услуг); расходы за счет средств внебюджетных источников; доходы от оказания платных услуг и расходы, связанные с ними; прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Эффективное управление бюджетными учреждениями и рацио- нальное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации комплексного эко- номического анализа, который включает в себя анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов, анализ основных средств и материальных ресурсов, анализ труда и заработной платы, анализ деби- торской и кредиторской задолженности (расчетных операций), а также анализ финансирования бюджетных учреждений и смет доходов и расхо- дов по внебюджетным средствам.
Кроме выполнения функций по планированию, учету и анализу в обязанности финансовых служб бюджетных организаций входит и осу- ществление финансового контроля. При этом направлениями финансо- вого контроля являются:
- соответствие осуществляемой деятельности организации учреди- тельным документам;
- обоснованность расчетов сметных назначений; исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных цен- ностей;
- обоснованность образования и расходования государственных вне- бюджетных средств;
- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бух- галтерского;
- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетами, внебюджет- ными фондами;
- операции с основными средствами и нематериальными активами; операции, связанные с инвестициями;