ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 г) эффективности использования внерабочего времени населения, которое необходимо для отдыха, социального развития человека, фор- мирования его семьи т.д.
Главным источником финансирования организаций социальной сферы являются средства бюджета.
При этом существует два пути распределения общественных фон- дов потребления:
1) через бюджетную систему (более 80% общественных фондов по- требления);
2) через ведомственный канал распределения (менее 20%), но в связи с нехваткой достаточных средств у предприятий на содержание ведомственных объектов социально – бытовой инфраструктуры роль этого канала постоянно снижается и осуществляется массовая передача данных объектов в ведение территориальных органов.
За счет общественных фондов потребления население обеспечива- ется:
- бесплатными услугами учреждений: просвещения, здравоохране- ния и физической культуры, социального обеспечения;
- на льготных условиях – услугами жилищных предприятий.
При этом роль бюджетов различных уровней в финансировании социально – бытовой сферы неодинакова (основная роль отводится фи- нансированию через местные бюджеты).
Жилищно – коммунальное хозяйство финансируется из территори- альных бюджетов (100%), в том числе 2/3 – из местных бюджетов, а
1/3 – из региональных.
Образование финансируется из бюджетов разных уровней: пример- но 1/5 – из федерального, 1/5 – из региональных, а 3/5 – из местных бюд- жетов.
Культура и искусство финансируются из разных бюджетов: при- мерно 20% – из федерального, 30-35% – из регионального, около 50% – из средств местных бюджетов.
Средства массовой информации финансируются также из средств бюджетов всех уровней, но в данном случае роль федерального бюдже- та значительно выше – 50-55%, доля региональных бюджетов составля- ет примерно 30-35%, а на местные бюджеты ложится около 10-15% рас- ходов.
Здравоохранение финансируется преимущественно за счет терри- ториальных бюджетов, при этом участие федерального бюджета состав- ляет примерно 10-15%, региональных и местных бюджетов 35-40% и
45-50% соответственно.
Социальная политика финансируется почти при равном участии федерального и территориальных бюджетов, из которых основную до- лю занимают региональные бюджеты.
11
Характерной особенностью деятельности предприятий обслужива- ния состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной
основе, а часть – на бесплатной или льготной. При этом темпы роста платных услуг тяготеют к превышению темпов роста бесплатных. Ожи- дается, что платные услуги будут развиваться в бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и жилищно – коммунальном обслужи- вании населения, а бесплатные услуги будут сохраняться в сфере здра- воохранения и просвещения.
При этом поступления в бюджеты от предоставления коммуналь- но – бытовых услуг в настоящее время неоднозначны:
- положительное сальдо (доходы больше расходов) местные бюдже- ты имеют от следующих отраслей коммунального хозяйства: водопро- водно – канализационных, гостиничных хозяйств;
- убыточным является городской транспорт;
- не осуществляется никаких платежей в бюджет и находятся на пол- ном бюджетном финансировании: дорожно – мостовое хозяйство, озеле- нение, освещение.
В связи с этим доходы от отдельных отраслей хозяйства призваны покрывать расходы на другие его отрасли.
Рассматривая особенности политики ценообразования на продукцию и услуги населению, следует отметить следующие характерные черты.
В бюджетных организациях социально-бытовой сферы использует- ся ценовой механизм, предусматривающий цены на отдельные товары и услуги с отклонением от уровня издержек их производства.
В случае установления цен и тарифов ниже уровня затрат, предпри- ятиям – изготовителям, не покрывающим своих расходов, выдается дота- ция. В данном случае дотация – одна из форм возмещения планово – убы- точным предприятиям и отраслям их затрат в связи с проводимой поли- тикой в области цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые насе- лению. Метод дотаций используется при регулировании финансовых взаимоотношений таких отраслей, как жилищное хозяйство, городской пассажирский транспорт и др.
Следует отметить, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг:
- негативно отражается на развитии коммерческого расчета в народ- ном хозяйстве,
- не способствует развитию рыночных методов хозяйствования,
- не повышает заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов.
Главный недостаток сложившейся за многие десятилетия системы бюджетно-сметного финансирования учреждений непроизводственной сферы заключается в том, что подобная форма финансирования слабо увязана с конечными результатами их деятельности. Это приводит к
12 низкой ответственности работников за количественные и качественные показатели работы, к неэффективному использованию средств, снижению социального эффекта от осуществления мероприятий. В связи с чем наи- более актуальной становится проблема внедрения элементов хозрасчет- ных отношений в деятельности социально-культурных учреждений.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается взаимосвязь производственной и непроиз- водственной сфер экономики?
2. Каково социально – экономическое значение социальной сферы?
3. Какие принципы лежат в основе финансового обеспечения со- циальной сферы?
4. Какие средства являются основными источниками финансиро- вания бюджетных организаций?
5. Какова роль местных бюджетов в финансировании деятельности бюджетных учреждений?
6. В чем особенности финансирования социальной сферы эконо- мики?
7. Что значит понятие «дотация» и какова ее роль в ценообразо- вании на услуги населению?
8. В чем заключается содержание централизованного финансиро- вания на основе объединения средств?
Литература:
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально- культурной сферы: учебное пособие. – Казань: Центр экспертизы и мар- кетинга КГУ, 1996.
13
Тема 3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Финансовые ресурсы бюджетных организаций – материальная ос- нова финансовых отношений, складывающихся в бюджетных организа- ций, совокупность денежных средств в оперативном управлении орга- низации. К ним относятся:
- средства бюджетов разных уровней;
- средства государственных внебюджетных фондов;
- поступления от осуществления предпринимательской деятельности.
Финансовые ресурсы бюджетных организаций используются:
1) в вышестоящем органе управления при распределении средств нижестоящим учреждениям путем дробления на ряд фондов по терри- ториальному и целевому признакам;
2) в низовом учреждении путем распределения средств по целе- вому назначению и производства расходов, связанных с его функцио- нальной деятельностью.
Особенности финансовых ресурсов:
- расходы бюджетных организаций часто совпадают во времени и объеме с расходами финансирующего бюджета и внебюджетного фонда;
- кроме использования бюджета существует формирование отрас- левых ресурсов;
- собственные внебюджетные средства, которые представлены различными видами поступлений от предпринимательской деятельности
(предпринимательская деятельность – любая приносящая доходы (за ис- ключением бюджетного финансирования) деятельность, в том числе по профилю бюджетной организации).
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с оп- ределенными принципами:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, то есть бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования, эффект которой проявляется в решении различных задач социально – экономиче- ского развития страны и в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований, то есть бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета на заранее обусловленные цели;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения произ- водственных и других показателей и с учетом использования ранее от- пущенных ассигнований, что позволяет финансовым органам осуществ- лять действенный и эффективный контроль за деятельностью предпри- ятий, организаций и учреждений;
14 4) безвозвратность бюджетного финансирования;
5) бесплатность бюджетного финансирования, то есть выделение бюджетных средств без уплаты государству каких – либо доходов в ви- де процента или других видов оплаты ассигнований.
Способы бюджетного финансирования делятся на:
- финансирование по системе «нетто – бюджет» – способ предос- тавления бюджетных денежных средств на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
- финансирование по системе «брутто – бюджет» применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании, путем предоставления бюджетных средств на все ви- ды расходов, связанных как текущим содержанием, так и с расширени- ем деятельности бюджетных организаций.
При этом к формам бюджетного финансирования относятся:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений,
- выделение средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняе- мых физическими и юридическими лицами по государственным и му- ниципальным контрактам,
- трансферты населению,
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.
Процесс санкционирования расходов бюджета включает в себя че- тыре этапа:
1 Этап. Составление и утверждение бюджетной росписи.
Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную рос- пись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает по- рядок ее использования и доводит годовой объем бюджетных ассигно- ваний и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.
2 Этап. Утверждение и доведение до распорядителей и получате- лей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, ли- митах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов.
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных доводятся главны- ми распорядителями до распорядителей и получателей средств в форме уведомлений и не дают права бюджетной организации на расходование бюджетных средств.
Бюджетная организация после получения уведомления о бюджет- ных ассигнованиях обязана составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов, которая утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных ассигнований.
Получатели средств бюджета представляют утвержденные в уста- новленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствую- щий орган казначейства для контроля за расходованием средств.
15
3 Этап. Принятие денежных обязательств получателями бюджет- ных средств
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утверждений сметы доходов и расходов могут прини- мать обязательства по расходованию средств бюджета путем составле- ния платежных и иных документов
4 Этап. Подтверждение и выверка исполнения денежных обяза- тельств.
Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получа- телем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и посту- пившему на его лицевой счет финансированию.
Орган казначейства может отказаться подтвердить принятые де- нежные обязательства только:
- при несоответствии принятых денежных обязательств требова- ниям, предъявляемым к платежным и иным документам, необходимым для совершения расходования средств;
- при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджет- ных обязательств;
- при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвер- жденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- при блокировке расходов.
Блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств. Дана мера воздейст- вия на бюджетную организацию возможна в случаях
- если бюджетные ассигнования в соответствии с Законом о бюд- жете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на вы- полнение определенных условий, но к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти оказались невыполненными;
- если выявлено нецелевое использование бюджетных средств.
Изменения в бюджетную роспись могут быть внесены по следую- щим основаниям:
- в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;
- путем уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назна- чению;
- в случае образования в ходе исполнения бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов
РФ, при этом главные распорядители представляют в Минфин России
16 обязательство о недопущении кредиторской задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым умень- шаются лимиты бюджетных обязательств (лимиты бюджетных обяза- тельств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия).
Кроме бюджетного финансирования организации имеют право на собственные средства. Цель процесса формирования собственных средств – обеспечить профильную и хозяйственно – эксплутационную деятельность бюджетной организации. При этом собственные средства бюджетной организации должны быть использованы по видам и на- правлениям расходов, предусмотренных бюджетной классификацией.
Источники собственных средств:
1) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;
2) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3) целевые средства от юридических и физических лиц;
4) другие поступления.
Группировка собственных средств согласно генеральному разре- шению на открытие в органах Федерального казначейства лицевого сче- та по учету этих средств включает в себя следующие виды поступлений.
1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетных организаций, соответствующей ее профилю.
2. Средства от производственной деятельности мастерский, опыт- ных участков, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других подразделений бюджетных организаций, не имеющих статуса юридического лица.
3. Средства от оказания платных услуг по хозяйственным догово- рам.
4. Доходы от предпринимательской деятельности: торговли покуп- ными товарами, оборудованием; оказания посреднических услуг; доле- вого участия в деятельности других организаций; приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг (дивиденды, проценты, начисления и процентов по депозитным счетам и вкладам).
5. Поступления от внереализацонных операций, непосредственно не связанных с собственным производством и реализацией, предусмот- ренных уставом продукции, работ, услуг.
6. Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и
(или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) ино- странных юридических лиц.
7. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежи- тиях, в том числе гостиничного типа; содержание детей в детских до- школьных учреждениях и школах – интернатах.
17 8. Средства за выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и оказание услуг по договорам)государственным контрактам); по грантам на проведение научно – исследовательских ра- бот.
9. Доходы от услуг связи.
Кроме этого, поступают: целевые средства из бюджетов других уровней, от министерств и ведомств, от внебюджетных государствен- ных фондов; средства от реализации имущества, от сдачи драгметаллов, лома цветных и черных металлов, других видов деятельности, на кото- рые получены лицензии и сертификаты, и которые не противоречат ус- таву бюджетной организации, законодательным и нормативным актам.
Вопросы для самопроверки
1. Что является «финансовыми ресурсами» бюджетной организа- ции?
2. Какие принципы лежат в основе бюджетного финансирования?
2. В чем заключается смысл финансирования по системе «брутто- бюджет»?
3. Какие существуют формы бюджетного финансирования?
4. В чем заключается содержание второго этапа санкционирования расходов бюджета?
5. В каких случаях происходит блокировка расходов бюджета?
6. На каких основаниях могут быть внесены изменения в бюджет- ную роспись?
7. Что является источником собственных средств бюджетных ор- ганизаций?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
18
Тема 4. РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ
В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация – это группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифро- ванных в установленном порядке, принципы которой определяются со- циально – экономическим содержанием бюджетных доходов и расхо- дов, структурой народного хозяйства и системой управления.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что она:
- позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресур- сов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов;
- благодаря сопоставлению плановых и отчетных данных, сравне- ние и анализу соответствующих показателей дает возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов;
- облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений, территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики различных расходов или степени удовлетворения каких – либо потребностей;
- создает условия для объединения смет и бюджетов в общие сво- ды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает кон- троль за исполнением бюджета, за полнотой и своевременной аккуму- ляцией средств, за использованием их по целевому назначению;
- дает возможность сопоставления доходов с расходами по отчетам об исполнении бюджета.
- формирует основу для единого методологического подхода к со- ставлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюд- жетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.
Согласно закону о бюджетной классификации она включает в себя:
- функциональную классификацию, т.е. группировку расходов бюд- жетов всех уровней, отражающая направления финансов на выполнение основных функций государства и состоящая из двух уровней (разделов и подразделов);
- экономическую классификацию, что является группировкой рас- ходов бюджетов всех уровней, отражающая их экономическое содержа- ние;
-ведомственную классификацию, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из феде- рального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и ви- дам расходов.