Файл: Финансы бюджетных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Элементами функциональной классификации расходов бюджетов
РФ являются:
1) разделы классификации:
- государственное управление и местное самоуправление,
- судебная власть,
- международная деятельность,
- национальная оборона,
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности,
- фундаментальные исследования и содействие научно – техниче- скому прогрессу,
- промышленность, энергетика и строительная индустрия,
- сельское хозяйство и рыболовство,
- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гид- рометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология,
- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика,
- развитие рыночное инфраструктуры,
- жилищно – коммунальное хозяйство, градостроительство,
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуа- ций и стихийных бедствий,
- образование,
- культура и искусство, кинематография,
- средства массовой информации,
-здравоохранение и физическая культура,
- социальная политика,
- обслуживание и погашение государственного долга,
- пополнение государственных запасов и резервов,
- региональное развитие,
- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение меж- дународных договоров,
- прочие расходы.
2) подразделы функциональной классификации расходов (конкрети- зируют направления бюджетных ассигнований в определенной области).
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ включает в себя несколько уровней.
1) Категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы);
2) Предметная статья (закупка товаров и оплата услуг, выплата процентов, субсидии и текущие трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приоб- ретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты, предоставление бюджетных ссуд);
3) Подстатья (оплата труда рабочих и служащих, приобретение обо- рудования и предметов длительного пользования);

20 4) Элемент расходов (основной оклад гражданских служащих, при- обретение непроизводственного оборудования и предметов длительно пользования для государственных учреждений).
Уровни ведомственной классификации позволяют классифицировать расходы по прямым получателям: а) первый уровень – перечень прямых получателей средств из феде- рального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код); б) второй уровень – классификация целевых статей расходов, отра- жающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определен- ным разделам и подразделам функциональной классификации расходов, например:
- содержание депутатов Государственной Думы и их помощников,
- обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ; закупки вооружения и военной техники,
- проведение статистических обследований, переписей и др.; в) третий уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.
Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на составлении различных смет.
Индивидуальные – сметы для отдельного учреждения или для про- ведения отдельного мероприятия.
Общие – сметы для группы однотипных учреждений или меро- приятий.
Сводные – сметы, объединяющие индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, то есть сметы в целом по ведомству.
Сметы расходов на централизованные мероприятия – сметы раз- рабатываемые ведомствами для финансирования и мероприятий, осу- ществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).
В планировании расходов бюджетных организаций используются следующие методы:
1. Программно – целевой – планирование выделения средств в со- ответствии с утвержденными целевыми программами на основе сметно- го порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет лежат объемные показатели деятельности.
2. Нормативный метод – составление смет на основе установлен- ных в законодательном порядке норм:
- обязательные нормы – устанавливаются правительством или тер- риториальными органами власти;
- факультативные нормы – устанавливаются ведомствами;


21
- простые нормы – для отдельных видов расходов;
- укрупненные нормы – устанавливаются для совокупности расхо- дов или для учреждения в целом.
Вопросы для самопроверки
1. В чем значение бюджетной классификации?
2. По каким признакам группируются расходы в бюджетной класс- сификации?
3. К какому уровню ведомственной классификации относится пе- речень прямых получателей средств из федерального бюджета?
4. Что относится к текущим расходам бюджетных организаций?
5. На чем основано финансовое планирование в бюджетных орга- низациях?
6. В чем смысл нормативного планирования в бюджетных органи- зациях?
7. Какие сметы называются сводными?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Приложение № 1 к Приказу МФ РФ от 27.08.2004 г. № 72н «Об ут- верждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации
РФ при составлении бюджетов всех уровней».

22
1   2   3   4   5   6

Тема 5. ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,
НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
Благосостояние страны, ее конкурентоспособность во многом зави- сит от уровня подготовки кадров, которые определяется качеством на- циональной системы образования.
Образовательные учреждения классифицируются по следующим признакам:
1) по содержанию:
- общеобразовательные (дошкольное, начальное, общее, основное общее, среднее (полное) общее образование),
- профессиональные (начальное, среднее, высшее, послевузовское
(аспирантура) образование);
2) по организационно – правовым формам:
- государственные, муниципальные, негосударственные (частные учреждения общественных и религиозных организаций, объединений).
Образование относится к сфере продуктивных вложений, так как источниками финансового обеспечения расходов на образование в РФ являются: а) средства бюджетов разных уровней; б) дополнительные средства, полученные в результате:
- предпринимательской деятельности самого образовательного уч- реждения (доход от сдачи в аренду свободных помещений, от внедре- ния платных образовательных услуг),
- взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способ- ными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образо- вательного учреждения, либо выступать спонсорами,
- взаимодействия с международными организациями, передающи- ми учреждениям образования средства как на безвозмездной основе в виде благотворительности), так и на осуществление программ междуна- родного сотрудничества.
Затраты на общеобразовательные школы и образование в целом де- лятся на: а) текущие: на заработную плату с начислениями; на канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей; на командировки и служебные разъезды; на оплату услуг связи; на оплату содержания помещений; на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; на производственную практику; на приобретение ма- териалов для учебных лабораторных занятий, учебных пособий; транс- портные и другие расходы.

23 б) капитальные: на содержание зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, мебели, капитальный и текущий ремон- ты; расходы социального характера: на питание учащихся, подвоз их к школе, оплату коммунальных услуг учителям сельских школ и т.д.
Планирование расходов общеобразовательных школ в РФ осуще-
ствляется на основе федерального норматива бюджетного финансиро- вания, который является отражением нормативной стоимости реализа- ции государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обу- чающегося (воспитанника). При его расчете не учитываются расходы: 1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие); 2) долгосрочные (капитальные) расходы, финан- сирование которых происходит дополнительно к нормативу.
ФМО
ФОТ
ФН
, где ФН – федеральный норматив бюджетного финансирования;
ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисле- ния на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздатель- скую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педа- гогических работников;
ФМО – учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы.
Исчисление норматива бюджетного финансирования на одного
учащегося общеобразовательной школы включает в себя три этапа.
Первый этап – подготовка исходных данных по общеобразова- тельной школе, а именно:
- определение количества учащихся, норм комплектности классов, групп продленного дня и педагогических ставок по состоянию на 1 ян- варя планируемого года. При этом общая численность штатных единиц по всем группам персонала исчисляется не по расчетному количеству классов и групп продленного дня, а в соответствии с нормой 25 человек в классе. Для определения количества ставок, приходящихся на одного обучающегося по каждой группе персонала, количество ставок по каж- дой группе персонала делится на общее число учащихся в школе.
Второй этап – это расчет средств на оплату труда, основой кото- рого по каждой группе персонала служит средний разряд по ЕТС. При формировании структуры фонда заработной платы исчисляется тариф- ная и надтарифная ее части в процентном отношении по каждой группе.
Тарифная часть регламентирована государством ЕТС. Надтарифная часть включает поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки


24 за выполнение дополнительных функций (заведование учебными каби- нетами, классоное руководство и др.); стимулирующие выплаты (за ка- чество, интенсивность и напряженность труда, за экономию финансо- вых средств и др.) Позволяет формировать повышенную ставку (тариф- ная + надтарифная).
Третий этап заключается в определении федерального норматива бюджетного финансирования на базе расчетов средств, приходящихся на одного обучающегося.
При планировании и финансировании расходов профессионального
и высшего профессионального образования основным показателем для определения объема расходов по смете – количество обучающихся в учреждении, при этом дополнительно учитываются расходы на выплату стипендий.
Особенности финансирования научных организаций.
Финансирование Российской академии наук (РАН), ее региональ- ных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет фе- дерального бюджета и иных, не запрещенных законодательством РФ источников.
Бюджетное финансирование фундаментальных научных исследо- ваний осуществляется:
1) институциональным способом (средства выделяются на содер- жание всей научной организации в соответствии с принятой к финанси- рованию сметой);
2) программно – целевым, селективным способом (строго целевое финансирование отдельной темы).
Финансовая особенность учреждений культуры, финансируемой из средств госбюджета, – обладание значительным коммерческим потен- циалом.
Сумма бюджетных средств на нужды культуры определяется:
- на основе норм бюджетного финансирования;
- на основе процента от суммы национального дохода, создаваемо- го в регионе;
- исходя из заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
Бюджетные ассигнования выделяются по целевому назначению и направляются на финансирование капитальных вложений, для реализа- ции целевых и тематических программ, социально – творческих заказов.
Перечень объектов, финансируемых из бюджета, устанавливается постановлением Правительства РФ (музеи, библиотеки, театры, имею- щие особую культурную значимость для России). Таким же образом устанавливается перечень объектов культуры, финансируемых из бюд- жетов субъектов РФ. Основная сеть государственных учреждений куль- туры, финансируется за счет муниципальных бюджетов.

25
Кроме того, финансирование деятельности объектов культуры осу- ществляется за счет оказания платных услуг населению, получения средств от предприятий по целевым заказам, добровольных пожертвова- ний, субсидий, средств, полученных по завещанию, благотворительных взносов, поступлений от реализации излишнего оборудования и некото- рых др. источников.
От предпринимательской деятельности поступает незначительная доля доходов, которые учитываются отдельно от бюджетных и внебюд- жетных средств.
Вопросы для самопроверки
1. По каким признакам классифицируются образовательные учре- ждения?
2. Какие источники средств образовательных учреждений называ- ются дополнительными?
3. Какова роль федерального бюджета в финансировании учреж- дений образования?
4. Что включают в себя этапы исчисления норматива бюджетного финансирования на одного учащегося?
5. Какими способами осуществляется финансирование фундамен- тальных научных исследований в научных организациях?
6. Какие учреждения относятся к сфере культуры?
7. В чем выражается прямое финансирование объектов культуры?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, ред. от
01.12.2007 г.


26
Тема 6. ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Здравоохранение – одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.
Оберегая и восстанавливая здоровье человека, здравоохранение способствует:
- снижению заболеваемости, росту производительности труда, про- длению трудоспособного периода трудящихся;
- снижению уровня смертности и инвалидности, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния на- рода.
Отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, например, в профилактику сердечно – сосудистых заболеваний составляет 3-4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний – более 100 рублей. По- этому не вызывает сомнения тот факт, что развитие экономики напря- мую зависит от развития здравоохранения и наоборот.
В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Для каждого из них в общем объеме средств, выде- ляемых обществом на здравоохранение предопределяет модель финан- сирования отрасли.
1. Бюджетно – страховая модель. Финансирование осуществляет- ся из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств.
Это наиболее распространенная модель, используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
2. Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
3. Предпринимательская модель. Финансовое обеспечение осуще- ствляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями ме- дицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
В Российской Федерации в связи с переходом к рыночной эконо- мике в 90–х годах двадцатого столетия возникла необходимость полно- го реформирования системы здравоохранения. В 1991 году был принят
Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР», в соот- ветствии с которым в стране была введена система обязательного меди- цинского страхования (ОМС) граждан, которая призвана обеспечивать интересы населения в охране здоровья.
Основными целями введения ОМС являются:
- расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов, и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;