Файл: Финансы бюджетных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
- децентрализация управления всей лечебно – профилактической деятельности путем передачи основных прав по созданию и использо- ванию фондов медицинского страхования территориям;
- повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;
- расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здра- воохранения, усиление их социальной и экономической ответственно- сти за конечные результаты работы;
- создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицин- ского обслуживания;
- создание материальной заинтересованности у предприятий и гра- ждан в улучшении условий труда, природоохранной деятельности, сни- жения заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.
К источникам финансовых ресурсов здравоохранения в РФ отно- сятся:
- бюджетные средства,
- взносы работодателей на ОМС,
- средства населения,
- средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно – профилактических учреждений.
Наиболее важными направлениями расходования средств являются:
- финансирование целевых программ,
- финансирование научных исследований и подготовки кадров;
- субсидирование территорий с целью выравнивания условий ока- зания медицинской помощи населению по ОМС;
- оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирование служб скорой помощи;
- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально – значимых заболеваниях.
При этом за счет федерального бюджета финансируются круп- нейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значе- ния, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
Из региональных бюджетов финансируются республиканские, об- ластные медицинские учреждения, противоэпидемиологические меро- приятия и др..
По каналам местных бюджетов финансируется массовая сеть ле- чебно – профилактических учреждений – больниц, поликлиник, амбула- торий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

28
Рассмотрим условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи в РФ.
Финансирование здравоохранении осуществляется на основе при- нимаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью. Базовая программа государственных гарантий включает в себя:
1) перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населе- нию бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
2) базовую программу ОМС;
3) нормативные показатели объема медицинской помощи, оказы- ваемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
4) подушевой норматив, используемый для финансирования здра- воохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бес- платной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нор- мативными показателями ее объема.
Финансирование государственных гарантий осуществляется:
- из средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
- из средств фондов ОМС;
- из других источников поступления средств в здравоохранение.
К другим источникам поступления средств в здравоохранение от- носятся:
- средства населения – важнейший источник финансирования здра- воохранения. Объемы данных средств превышают объемы государст- венных расходов на здравоохранение;
- средства ведомств и предприятий – существенный источник ас- сигнований, направляемых в здравоохранение. Направляются средства на содержание принадлежащих ведомствам и предприятиям амбулатор- ных учреждений и больниц.
Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников.
Во-первых, это средства федерального бюджета
Во-вторых, многие государственные и негосударственные пред- приятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финанси- руемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем средств направляется коммерческими организациями государст- венным медицинским учреждениям за предоставляемые ими медицин- ские услуги.
Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждае- мыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной меди- цинской помощи в расчете на 1000 человек.
Объем финансовых ресурсов зависит от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.


29
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг отражают:
- стоимость одного дня лечения в больнице;
- стоимость одного посещения в поликлинике;
- стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;
- стоимость одного койко – дня.
При этом финансовые нормативы рассчитываются с учетом:
- результатов анализа расходования бюджетных средств за преды- дущий период;
- индексов – дефляторов на планируемый период;
- территориальных коэффициентов удорожания, установленных
Минэкономразвития РФ.
Объем средств на выполнение Программы государственных гаран- тий в расчете на душу населения (Сд) рассчитывается по формуле:
н
оамс
из
св
ов
оп
чд
скдс
оксд
скд
окд
д
Ч
С
С
1000
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
Н
C
, где Н
окд
– норматив числа койко – дней, проведенных в стационаре в год на 1000 чел. населения;
Н
скд
– норматив средних финансовых затрат на один койко – день в стационарах;
Н
окдс
– норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 чел. населения;
Н
скдс
– норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре;
Н
оп
– норматив числа врачебных посещений в год на 1000 чел. на- селения;
Н
чп
– норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение;
Н
ов
– норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на
1000 чел. населения;
Н
св
– норматив финансовых затрат на один вызов скорой медицин- ской помощи;
С
из
– затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения;
С
аомс
– административные затраты системы ОМС;
Ч
н
– численность населения.
Общий размер финансовых ресурсов, которые нужны для реализа- ции Программы, определяется по формуле:
Ч
C
С
д
о
, где Со – затраты на реализацию программы;
Ч – численность населения.

30
Следует отметить, что планирование государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муни- ципальном уровнях и в медицинских учреждениях с учетом потребно- стей в услугах здравоохранения согласно соответствующему уровню.
Вопросы для самопроверки
1. Каково экономическое и социальное значение здравоохранения?
2. Какие существуют в настоящее время мировые модели финанси- рования системы здравоохранения.
3. Каковы цели введения обязательного медицинского страхования в РФ?
4. Что является источником финансовых ресурсов здравоохранения в РФ?
5. Как реализуется принцип бюджетного федерализма при рефор- мировании системы здравоохранения?
6. В чем заключается смысл нормативной основы финансирования учреждений здравоохранения?
7. От чего зависит объем финансовых ресурсов учреждений здра- воохранения?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.
Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / под ред. Д.А. Панков. – М.: ООО «Новое знание»,
2003.
Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйствен- ной деятельности в бюджетных организациях и научных учреждениях: учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Фе- дерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1, ред. 29.12.2006 г.


31
1   2   3   4   5   6

Тема 7. ФИНАНСЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Жилищно – коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей деятельности человека.
Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
- жилищное хозяйство;
- водопроводно – канализационное хозяйство;
- топливно – энергетическое хозяйство;
- городской пассажирский транспорт;
- гостиницы;
- благоустройство населенных мест.
Особенностями финансов жилищно-коммунальных предприятий яв- ляются:
1. Смешанный состав финансовых источников:
- бюджетные средства;
- средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
- средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищ- но – коммунальных объектов.
2. Продукция и услуги ЖКХ потребляются по месту их производ- ства.
3. Несут социальную нагрузку, а их производители являются моно- полистами, поэтому цены на услуги не формируются под воздействием рынка и требуют регулирования, отчего возникает проблема низко рен- табельности и убыточности предприятий ЖКХ.
4. Высокий удельный вес основных средств в активах, что ведет к большим размерам амортизационных отчислений, которые отражаются на себестоимости продукции и на прибыли коммунальных хозяйств.
5. Производство продукции по времени почти совпадает с потреб- лением, что является причиной низкой оборачиваемости оборотных средств и повышению потребности в них.
6. Общественный характер коммунальных услуг, низкий уровень платежеспособности населения, что является причиной финансовой зависимости от бюджета.
7. Главные потребители услуг коммунальных предприятий – бюд- жетные организации, недофинансирование которых ведет к увеличению дебиторской задолженности у коммунальных хозяйств и увеличению потребности у них в реальных оборотных средствах.
8. Сезонность производимых в отрасли ремонтных работ (обычно в летнее время), в связи с чем возникает временной разрыв между посту- плением доходов и финансированием расходов, для покрытия которого

32 возникает необходимость создания фонда денежных средств или ис- пользования дополнительных краткосрочных кредитов, что в свою оче- редь осложняет финансовое положение организаций.
Отражая роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ, следует отметить, чтодорожное хозяйство, озелене- ние, освещение, уборка территорий населенных мест полностью финан- сируются за счет бюджетных ассигнований, водопроводно – канализа- ционное хозяйство получают средства бюджета на капитальные вло-
жения, а городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления требуют выделения бюджетных дота-
ций.
Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только
из территориальных бюджетов: около 30% – из региональных бюдже- тов и 70 % – из местных.
Источниками доходов при этом являются:
- квартирная плата,
- арендная плата,
- сборы с арендаторов на эксплутационные расходы,
- прочие доходы.
Финансовое планирование ведется на основе сметы доходов и рас- ходов, при расчете показателей доходной части которой используются объемные показатели жилого и нежилого фонда и принятые тарифы за пользование ими.
Расчет необходимых финансовых затрат основан на системе норм и нормативов, что обеспечивает возможность определения того уровня работ, который соответствует предусмотренным правилам и нормам технической эксплуатации, технологической схеме обслуживания и ре- монта объектов жилищного фонда.
Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:
- на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению ус- луги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги),
- на капитальные вложения (водопроводно – канализационное хо- зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.),
- на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).
Финансирование предприятий жилищно – коммунального хозяйст- ва осуществляется на основе финансовых смет (бюджетирование), в состав которых входят:
- смета реализации продукции;
- план производства продукции;
- смета прямых затрат на оплату сырья, материалов;
- смета прямых затрат на оплату труда;


33
- смета переменных накладных расходов;
- смета административных и коммерческих расходов;
- смета себестоимости продукции;
- отчет о прибылях и убытках;
- кассовый план;
- прогнозный балансовый отчет.
Задачами финансовых планов организации являются:
1) определение основных финансовых показателей предприятий на плановый период;
2) увязка финансовых показателей с производственными и коммер- ческими;
3) выявление резервов увеличения доходов и прибыли организации;
4) определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Рассмотрим финансовое планирование в составе бизнес-плана.
В бизнес-плане отражаются все стороны производственной, ком- мерческой деятельности организации, ее финансовые результаты.
I раздел. Резюме (выводы): содержит цели проекта, размер требуе- мых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.
II раздел. Основная часть включает подразделы: описание вида дея- тельности, описание продукции (услуги), оценка отрасли, рынок, марке- тинг, план производства, организационный план, юридический план, анализ рисков, финансовый план.
Финансовый план включает в себя:
- прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг);
- план доходов и расходов;
- план денежных поступлений и выплат;
- баланс активов и пассивов;
- план по источникам и использованию средств;
- расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).
Точка самоокупаемости (безубыточности) – это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю, а суммарный объем продаж совпадает с суммой постоян- ных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.
III раздел. Стратегия финансирования.
Объектами финансового планирования являются:
- выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;
- ассигнования из бюджета;
- амортизационные отчисления;
- объем оборотных активов и их прирост;
- ресурсы в капитальном строительстве;

34
- платежи в бюджет;
- взносы во внебюджетные фонды.
Перспективный финансовый план составляется на длительный срок, содержит оценки основных финансовых показателей в перспективе.
Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой и обеспечивает увязку производственных и финансовых по- казателей деятельности организаций.
Оперативные финансовые планы включают составление платежно- го, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.
В настоящее время сфера ЖКХ в России находится в состоянии ре-
формирования, основная нагрузка по осуществлению которого лежит на
Правительстве РФ.
При этом выделяются два основных этапа реформирования:
I этап. Реализация мер, направленных на повышение эффективно- сти использования затрат на содержание ЖКХ, в частности, формиро- вание системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более совершенной и экономичной, сис- темы обслуживания ЖКХ.
II этап. Осуществление мер, обеспечивающих постепенный пере- ход ЖКХ на полное финансирование с учетом реальной экономической ситуации в стране, низкого уровня доходов основной массы населения.
При реализации реформы для населения предусматриваются опреде- ленные лимиты затрат на ЖКХ.
Вопросы для самопроверки
1. Какие подотрасли входят в состав отрасли ЖКХ?
2. В чем заключаются особенности источников финансовых ре- сурсов ЖКХ?
3. В какой форме и на какие цели поступают бюджетные средства в систему ЖКХ?
4. Какие существуют резервы экономии финансовых ресурсов в системе ЖКХ?
5. Что является объектом планирования в коммунальных органи- зациях?
6. Каков состав показателей сметы доходов и расходов жилищной организации?
7. Как ведется финансовое планирование в коммунальных органи- зациях?
Литература
Финансы бюджетных организаций: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. –
М.: Вузовский учебник, 2006.