Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Сущность и значение инновационной деятельности на примере ооо Альтрнатива.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическая сущность понятия инноваций и инновационной деятельности
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «АЛЬТЕРНАТИВА»
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «АЛЬТЕРНАТИВА»
3.Оценка эффективности инновационного проекта ООО «АЛЬТЕРНАТИВА»
Рисунок 3.1 – Прогноз объемов продаж инновационной продукции ООО «АЛЬТЕРНАТИВА» на 2013-2016 годы
1.
Инновации можно классифицировать, или подразделять на конкретные группы по определенным признакам. Различают инновации: технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические; социокультурные, государственно-правовые и т.д. То есть инновации могут возникнуть и возникают во всех видах человеческой деятельности, охватывать все сферы общества. При этом исходными и наиболее глубоко изученными являются технологические инновации различных уровней2:
- эпохальные, лежащие в основе становления нового технологического способа производства;
- базисные – инновации, направленные на освоение новых поколений техники (технологии), служащие импульсом для смены технологических укладов и поколений техники (технологий);
- улучшающие, позволяющие с помощью новых моделей техники и модификаций технологии распространять новые поколения, осваивать новые рынки;
- псевдоинновации – служат продлению срока жизни устаревших поколений техники (технологии), когда их потенциал в основном уже исчерпан.
Технологические инновации служат основой экологических инноваций – более эффективных способов использования сил природы и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду, собственности и экономических инноваций, вызывающих перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства. Инновации в социально-политической и государственно-правовой сфере ведут к переменам в социальной стратификации, составе и соотношении классов и других социальны групп, в системе государственных и правовых институтов. Вершиной пирамиды инноваций являются социокультурные инновации – в науке, культуре, образовании, этике, идеологии. Они служат источником инновационного обновления (научные открытия, изобретения) и в то же время его исходом, формируя новый социокультурный строй или очередной этап в его развитии.
В зависимости от технологических параметров (предмету и сфере приложения) инновации подразделятся на1:
- продуктовые – подразумевающие применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов;
- рыночные – предполагающие открытие новых сфер применения продукта
, а также позволяющие реализовать услугу на новых рынках;
- процессные – означающие новые методы организации производства (новые технологии), управленческие процессы.
По типу новизны для рынка инновации делятся на2:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По стимулу появления (источнику) выделяют:
- инновации, вызванные развитием науки и техники;
- инновации, вызванные потребностями производства;
- инновации, вызванные потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) выделяют:
- инновации на входе предприятия, предполагающие целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и т.д.;
- инновации на выходе предприятия, предполагающие целевые качественные или количественные изменения изделия, услуги, технологии, информации и т.д.;
- инновации системной структуры предприятия, предполагающие целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения.
По причине возникновения:
- реактивные – обеспечивающие выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести с ним конкурентную борьбу;
- стратегические – внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру удовлетворяемых потребностей:
- ориентированные на существующие потребности – действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично;
- потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.д.
Несмотря на различные классификации инноваций, непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. При этом следует отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.д.), незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов, от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускающихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
Как экономическая категория инновация отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль инновации играют в повышении конкурентоспособности предприятий.
В целом, можно выделить три основные функции инновации1:
1) Воспроизводственная. Эта функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл данном функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
2) Инвестиционная. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли, полученной от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
3) Стимулирующая. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой деятельности. Прибыль является стимулом для предпринимателя при внедрении инноваций, побуждая его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это и составляет содержание стимулирующей функции инновации.
В целом инновационный процесс, представляющий собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшему распространению результатов, включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса(рис.1.1.):
Рисунок 1.1 – Структура инновационного процесса
- инициация инновации, представляющая собой выбор цели инновации, постановку задач, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование, материализация идеи, то есть превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.);
- маркетинг инновации, то есть изучение спроса на новый продукт, определение объема выпуска продукта, определение потребительских свойств и товарных характеристик
, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок ;
- выпуск (производство) инновации;
- реализации инновации;
- продвижение инновации, представляющее собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса реализации и т.д.);
- оценка экономической эффективности инновации;
- диффузия (распространение инновации) на новые регионы, новые рынки.
Как правило, внедрение инноваций является результатом необычных усилий. При внедрении новшеств для достижения успеха обычно приходится проходить серьезную критику и преодолевать существенные препятствия, для чего требуются давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность. Так, среди факторов, препятствующих инновационной деятельности, можно выделить следующие:
- экономические, технологические – недостаток средств дя финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства;
- политические, правовые – ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства;
- социально-психологические, культурные – сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;
- организационно-управленческие – устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
Как бизнес-процесс инновационная деятельность включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданием предприятия (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Основные стадии инновационного процесса
Внедрение инноваций в конечном итоге способствует созданию условий для повышения эффективности производства и обеспечения расширенного воспроизводства в регионе. Поскольку именно инновации являются приоритетным направлением в решении производственных, экономических и социальных проблем экономики, сегодня необходимо создавать максимально благоприятные условия для активизации инновационной деятельности в регионе. Государству при этом принадлежит функция экономического регулирования инновационных процессов при помощи разработанной инновационной политики, целью которой является превращение результатов научных исследований в новые приемы и технологии, использование которых непосредственно в производстве позволит существенно улучшить его экономические показатели.
Особенно актуальной становится функция государственного регулирования инновационных процессов в современных условиях – при переходе России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития1. При этом сложность такого перехода вызвана, в первую очередь, тем, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества России.
Решить эту задачу возможно лишь путем структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, предполагающей:
- формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
- формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
- создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
Инновации можно классифицировать, или подразделять на конкретные группы по определенным признакам. Различают инновации: технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические; социокультурные, государственно-правовые и т.д. То есть инновации могут возникнуть и возникают во всех видах человеческой деятельности, охватывать все сферы общества. При этом исходными и наиболее глубоко изученными являются технологические инновации различных уровней2:
- эпохальные, лежащие в основе становления нового технологического способа производства;
- базисные – инновации, направленные на освоение новых поколений техники (технологии), служащие импульсом для смены технологических укладов и поколений техники (технологий);
- улучшающие, позволяющие с помощью новых моделей техники и модификаций технологии распространять новые поколения, осваивать новые рынки;
- псевдоинновации – служат продлению срока жизни устаревших поколений техники (технологии), когда их потенциал в основном уже исчерпан.
Технологические инновации служат основой экологических инноваций – более эффективных способов использования сил природы и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду, собственности и экономических инноваций, вызывающих перемены в формах организации производства и управления им, обращении произведенных продуктов, ценового, финансово-кредитного, денежного механизмов и способствующих повышению эффективности воспроизводства. Инновации в социально-политической и государственно-правовой сфере ведут к переменам в социальной стратификации, составе и соотношении классов и других социальны групп, в системе государственных и правовых институтов. Вершиной пирамиды инноваций являются социокультурные инновации – в науке, культуре, образовании, этике, идеологии. Они служат источником инновационного обновления (научные открытия, изобретения) и в то же время его исходом, формируя новый социокультурный строй или очередной этап в его развитии.
В зависимости от технологических параметров (предмету и сфере приложения) инновации подразделятся на1:
- продуктовые – подразумевающие применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов;
- рыночные – предполагающие открытие новых сфер применения продукта
, а также позволяющие реализовать услугу на новых рынках;
- процессные – означающие новые методы организации производства (новые технологии), управленческие процессы.
По типу новизны для рынка инновации делятся на2:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По стимулу появления (источнику) выделяют:
- инновации, вызванные развитием науки и техники;
- инновации, вызванные потребностями производства;
- инновации, вызванные потребностями рынка.
По месту в системе (на предприятии, в фирме) выделяют:
- инновации на входе предприятия, предполагающие целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и т.д.;
- инновации на выходе предприятия, предполагающие целевые качественные или количественные изменения изделия, услуги, технологии, информации и т.д.;
- инновации системной структуры предприятия, предполагающие целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения.
По причине возникновения:
- реактивные – обеспечивающие выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести с ним конкурентную борьбу;
- стратегические – внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру удовлетворяемых потребностей:
- ориентированные на существующие потребности – действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично;
- потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.д.
Несмотря на различные классификации инноваций, непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. При этом следует отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.д.), незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов, от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускающихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
Как экономическая категория инновация отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль инновации играют в повышении конкурентоспособности предприятий.
В целом, можно выделить три основные функции инновации1:
1) Воспроизводственная. Эта функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл данном функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
2) Инвестиционная. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли, полученной от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
3) Стимулирующая. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой деятельности. Прибыль является стимулом для предпринимателя при внедрении инноваций, побуждая его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это и составляет содержание стимулирующей функции инновации.
В целом инновационный процесс, представляющий собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшему распространению результатов, включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса(рис.1.1.):
Рисунок 1.1 – Структура инновационного процесса
- инициация инновации, представляющая собой выбор цели инновации, постановку задач, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование, материализация идеи, то есть превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.);
- маркетинг инновации, то есть изучение спроса на новый продукт, определение объема выпуска продукта, определение потребительских свойств и товарных характеристик
, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок ;
- выпуск (производство) инновации;
- реализации инновации;
- продвижение инновации, представляющее собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса реализации и т.д.);
- оценка экономической эффективности инновации;
- диффузия (распространение инновации) на новые регионы, новые рынки.
Как правило, внедрение инноваций является результатом необычных усилий. При внедрении новшеств для достижения успеха обычно приходится проходить серьезную критику и преодолевать существенные препятствия, для чего требуются давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность. Так, среди факторов, препятствующих инновационной деятельности, можно выделить следующие:
- экономические, технологические – недостаток средств дя финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства;
- политические, правовые – ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства;
- социально-психологические, культурные – сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;
- организационно-управленческие – устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
Как бизнес-процесс инновационная деятельность включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданием предприятия (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Основные стадии инновационного процесса
Внедрение инноваций в конечном итоге способствует созданию условий для повышения эффективности производства и обеспечения расширенного воспроизводства в регионе. Поскольку именно инновации являются приоритетным направлением в решении производственных, экономических и социальных проблем экономики, сегодня необходимо создавать максимально благоприятные условия для активизации инновационной деятельности в регионе. Государству при этом принадлежит функция экономического регулирования инновационных процессов при помощи разработанной инновационной политики, целью которой является превращение результатов научных исследований в новые приемы и технологии, использование которых непосредственно в производстве позволит существенно улучшить его экономические показатели.
Особенно актуальной становится функция государственного регулирования инновационных процессов в современных условиях – при переходе России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития1. При этом сложность такого перехода вызвана, в первую очередь, тем, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества России.
Решить эту задачу возможно лишь путем структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, предполагающей:
- формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
- формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
- создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;