Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»

кафедра военной медицины и медицины катастроф


Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»
Специальность 31.05.03 «Стоматология»

ДОНЕЦК - 2018

УДК 614.8:616.31(075.8)

ББК 51.1(2)23:56.6я7

М54

Авторы: Степанюк А.В., Мамедов В.Ш., Щербина Ю.Г., Лашин В.Я., Литвиненко Е.П., Тулупов О.А., Чуркин Д.В.

Рецензенты:

Ластков Дмитрий Олегович, д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены и экологии, проректор по научной работе Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Бутева Лариса Васильевна, к.мед.н., доцент, методист учебно-методического отдела Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.


Рекомендовано Ученым советом ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М. ГОРЬКОГО

(Протокол №7 от 25.10.2018 г.)
Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ» Специальность 31.05.03 «Стоматология» / [Степанюк А.В., Мамедов В.Ш., Щербина Ю.Г., Лашин В.Я., Литвиненко Е.П., Тулупов О.А., Чуркин Д.В.] – Донецк, ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М.ГОРЬКОГО, 2018.- 174с.

© Коллектив авторов, 2018

© ГОО ВПО ДОННМУ

ИМ.М.ГОРЬКОГО, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………4-8
Тема 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. .…………………………………………………………………9-17

Тема 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
……………………………………………………………………………………….18-23


Тема 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ДЕСМУРГИЯ.

………………………………………………………………………………………..24-33

Тема 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ……………………………………………34-41

Тема 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. ….42-47

Тема 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. ……………………………………..48-81

Тема 7. КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ. ……………82-101

Тема 8. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ……………………………………………………………………….102-110

Тема 9. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ. …………………………………………111-120

Тема 10. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ….121-131

Тема 11. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕНМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ……………………………………………………………………….132-138

Тема 12. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

………………………………………………………………………………………..139-148

Тема 13. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ……………………………………………………………………...149-156

Тема 14. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ……………………………………………….157-164



Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ. …………………………….165-174

ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается по­стоянно существующим и действующим опасностям. С момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью человека. Пе­речень опасностей, которым подвергается человек на протяже­нии своей жизни, весьма значителен. Только негативных факто­ров, воздействующих на человека, насчитывается более 100 ви­дов.

Поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности — главная задача для личности, нации, государства, всего мирового сообщества. При этом следует учитывать, что абсолютной без­опасности не бывает. В то же время существующие потенциаль­ные опасности не означают, что они неотвратимо реализуются. Кроме того, в случае реализации той или иной потенциальной опасности они могут повлечь за собой, в зависимости от люд­ских действий, различные по масштабам последствия. Для про­филактики опасностей и защиты от них, выработки надлежаще­го мировоззрения и поведения людей служит наука безопасность жизнедеятельности.

Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Более того, они угрожают и всему человечеству. И не в силах науки из­бавить человека и общество от существующих опасностей. Задача науки безопасность жизнедеятельности — снизить потенциаль­ный уровень опасностей и уменьшить последствия от их дейст­вий. Можно сказать, что задача науки безопасность жизнедея­тельности состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а чтобы на основе изучения общих проблем опасностей выработать такие рекомендации, которые позволят достичь приемлемого уровня безопасности, т. е. такого, с которым можно смириться.

Иными словами, безопасность жизнедеятельности разрабатывает рекомендации по уменьшению вероятности реа­лизации опасностей и снижению уровня от их действий до до­пустимых значений, т. е. такие рекомендации, которые хоть и не позволяют полностью обезопасить человека и общество от суще­ствующих опасностей, но способствуют тому, что последствия от этих опасностей будут значительно меньше, чем если бы эти ре­комендации не были разработаны и реализованы.

Таким образом, областью изучения науки безопасность жиз­недеятельности является весь спектр опасностей, которым под­вергается человек и общество, взаимодействующие со средой обитания.


Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших).

Медицина катастроф занимается не только оказанием неотложной медицинской помощи, в её сферу деятельности входит и помощь при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, анализ возникших ситуаций, помощь в своевременном оповещении населения и предоставление рекомендаций для оптимальных действий в момент чрезвычайной ситуации.

Медицина катастроф использует новейшие технические средства, и поэтому действия этой службы всегда отличались скоростью реагирования и своевременным оказанием помощи населению. Этот вид медицины имеет широкое распространение, что помогает добиться качественных результатов при спасении человеческих жизней и устранении последствий катастроф.

В современное время возникновение чрезвычайных ситуаций случается достаточно часто, и поэтому развитие медицины катастроф становится все более актуальным. Ведь именно от мгновенного реагирования медицинских бригад, и от своевременного оказания необходимой помощи зависит человеческая жизнь. 
ЦЕЛИ МОДУЛЯ
Уметь:

  • применять законы и другие нормативные акты ДНР в целях защиты здоровья человека;

  • применять методы, которые применяются при решении задач обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • оценивать потенциальную и реальную опасности; определять опасности по природе происхождения, по природе действия, по уровню локализации, по вызываемым последствиям, по виду наносимого ущерба, по сфере проявления, по характеру воздействия;

  • трактовать нормативные и правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

  • определять факторы окружающей среды и их влияние на человека;

  • отличать опасности, формируемые в процессе трудовой деятельности; использовать средства защиты БЖД;

  • применять методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;

  • выявлять характеристики основных угроз жизни и здоровью медицинских работников (факторы физической, химической и биологической природы, психофизиологические факторы);

  • выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников;

  • оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников;

  • выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;

  • применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;

  • обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненным работникам;

  • оценивать выраженность и влияние каждого из структурных компонентов здорового образа жизни, уметь разрабатывать рекомендации, направленные на достижение необходимого уровня ЗОЖ;

  • выявлять и актуализировать вредные факторы питания, уметь разрабатывать рекомендации направленные на оздоровление рациона питания;

  • выявлять и актуализировать факторы, ведущие к развитию наследственных и врожденных заболеваний, планировать и реализовывать мероприятия, направленные на снижение уровня врожденных и наследственных заболеваний;

  • интерпретировать основные положения нормативных правовых документов по оказанию первой помощи;

  • оценивать состояния по оказанию первой помощи;

  • проводить мероприятия по оказанию первой помощи;

  • применять средства при оказании первой помощи;

  • оказывать первую помощь при ранениях и кровотечениях;

  • проводить искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца;

  • заподозрить у пострадавшего перелом, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при переломах;

  • заподозрить у пострадавшего вывих, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при вывихах;

  • проводить транспортную иммобилизацию при травмах с использованием стандартных шин, нестандартных шин и подручных средств;

  • определять угрозу развития синдрома длительного сдавливания у пострадавшего, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при синдроме длительного сдавливания;

  • применять методы транспортировки пострадавшего, в том числе и применением и без применения специальных средств;

  • определить состояния при ожогах, отморожениях, асфиксии, утоплении, электротравме, отравлениях, укусах змей и насекомых, и других неотложных состояниях (обмороке, инсультах, инфарктах);

  • оказывать первую помощь;

  • выявлять, оценивать и предотвращать воздействие вредных и опасных факторов пожаров; реализовывать мероприятия, необходимые для прекращения горения;

  • использовать первичные средства пожаротушения;

  • планировать и выполнять взаимодействие со службами экстренной помощи при пожарах; определять и проводить мероприятия по эвакуации населения и материальных ценностей из очага горения;

  • применять нормативно-правовые акты, определяющие организацию и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС; интерпретировать основные понятия, определения, классификация, медико-санитарные последствия ЧС;

  • определять поражающие факторы ЧС; режимы функционирования ЧС;

  • применять нормативно - правовые основы функционирования службы медицины катастроф;

  • распределять формирования и учреждения ГСМК по видам помощи.

  • определять перечень лечебно-профилактических и лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании различных видов медицинской помощи при ЧС;

  • проводить медицинскую сортировку раненых и больных по имитационным талонам с заполнением первичной медицинской карточки (форма 100).

  • оценить санитарно-эпидемиологическое состояние района ЧС, используя справочную литературу;

  • использовать полученные знания приподготовке и организации работы лечебно- профилактических учреждений в чрезвычайных ситуациях;

  • применить полученные знания при отработке вопросов организации обеспечения медицинским имуществом;

  • проводить медицинскую сортировку применительно к оценке психического состояния; провести лечения при наличии признаков стрессового расстройства;

  • применить инструкцию по выполнению первой психологической помощи;

  • применить рекомендации по безопасности и поведению медицинского работника во внутренних вооруженных конфликтах:



Владеть:

  • применением на практике законодательных, нормативных и правовых актов;

  • базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности;

  • определением опасности по природе происхождения, по природе действия, по уровню локализации, по вызываемым последствиям, по виду наносимого ущерба, по сфере проявления, по характеру воздействия;




  • навыками применения действующих нормативно-правовых актах о безопасности жизнедеятельности и применять их в конкретных практических ситуациях;

  • методами определять факторы окружающей среды и их влияние на человека;

  • навыками отличать опасности формируемые в процессе трудовой деятельности;

  • методом использовать средства защиты БЖД;

  • применением на практике законодательные, нормативные и правовые акты;

  • базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности;

  • навыками выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников, оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников; навыками выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов; способами обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;

  • методами обеспечивающие соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненным работникам;

  • алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов;

  • оценками состояния общественного здоровья;

  • способностью разрабатывать рекомендации, направленные на достижение необходимого уровня ЗОЖ;

  • способностью выявлять и актуализировать вредные факторы питания;

  • способностью разрабатывать рекомендации направленные на оздоровление рациона питания;

  • необходимой психологической и эмоциональной подготовкой;

  • способностью определить перечень состояний, при которых оказывается первая помощь;

  • навыками провести мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи;

  • навыками провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни;

  • навыками провести мероприятия по проведению СЛР до появления признаков жизни;

  • навыками провести мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;

  • навыками провести мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения;

  • навыками провести мероприятия по подробному осмотру пострадавшего;

  • навыками использования табельных и подручных средств оказания первой помощи (аптечка индивидуальная АИ-2, пакет перевязочный индивидуальный (ППИ типа АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-8А);

  • методами остановки наружного кровотечения;

  • техникой наложения бинтовых повязок на различные части тела;

  • приемами проведения искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца;

  • способностью заподозрить у пострадавшего перелом;

  • навыками по оказанию первой помощи при переломах, вывихах, приемами проводить транспортную иммобилизацию при травмах с использованием стандартных шин, нестандартных шин и подручных средств;

  • комплексом мероприятий по оказанию первой помощи при синдроме длительного сдавливания;

  • способностью применять методы транспортировки пострадавшего, в том числе с применением и без применения специальных средств;

  • навыками определить состояния при ожогах, отморожениях, асфиксии, утоплении, электротравме, отравлениях, укусах змей и насекомых, и других неотложных состояниях (обмороке, инсультах, инфарктах);

  • оказывать первую помощь;