Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»
кафедра военной медицины и медицины катастроф
Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»
Специальность 31.05.03 «Стоматология»
ДОНЕЦК - 2018
УДК 614.8:616.31(075.8)
ББК 51.1(2)23:56.6я7
М54
Авторы: Степанюк А.В., Мамедов В.Ш., Щербина Ю.Г., Лашин В.Я., Литвиненко Е.П., Тулупов О.А., Чуркин Д.В.
Рецензенты:
Ластков Дмитрий Олегович, д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены и экологии, проректор по научной работе Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Бутева Лариса Васильевна, к.мед.н., доцент, методист учебно-методического отдела Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Рекомендовано Ученым советом ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М. ГОРЬКОГО
(Протокол №7 от 25.10.2018 г.)
Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ» Специальность 31.05.03 «Стоматология» / [Степанюк А.В., Мамедов В.Ш., Щербина Ю.Г., Лашин В.Я., Литвиненко Е.П., Тулупов О.А., Чуркин Д.В.] – Донецк, ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М.ГОРЬКОГО, 2018.- 174с.
© Коллектив авторов, 2018
© ГОО ВПО ДОННМУ
ИМ.М.ГОРЬКОГО, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………4-8
Тема 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. .…………………………………………………………………9-17
Тема 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
……………………………………………………………………………………….18-23
Тема 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ДЕСМУРГИЯ.
………………………………………………………………………………………..24-33
Тема 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ……………………………………………34-41
Тема 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ.ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. ….42-47
Тема 6. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И ОСТРЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ. ……………………………………..48-81
Тема 7. КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ КАК ПРИЧИНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЙ. ……………82-101
Тема 8. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ……………………………………………………………………….102-110
Тема 9. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ. …………………………………………111-120
Тема 10. ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. ….121-131
Тема 11. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕНМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ……………………………………………………………………….132-138
Тема 12. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
………………………………………………………………………………………..139-148
Тема 13. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ……………………………………………………………………...149-156
Тема 14. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ……………………………………………….157-164
Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ. …………………………….165-174
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям. С момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью человека. Перечень опасностей, которым подвергается человек на протяжении своей жизни, весьма значителен. Только негативных факторов, воздействующих на человека, насчитывается более 100 видов.
Поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности — главная задача для личности, нации, государства, всего мирового сообщества. При этом следует учитывать, что абсолютной безопасности не бывает. В то же время существующие потенциальные опасности не означают, что они неотвратимо реализуются. Кроме того, в случае реализации той или иной потенциальной опасности они могут повлечь за собой, в зависимости от людских действий, различные по масштабам последствия. Для профилактики опасностей и защиты от них, выработки надлежащего мировоззрения и поведения людей служит наука безопасность жизнедеятельности.
Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Более того, они угрожают и всему человечеству. И не в силах науки избавить человека и общество от существующих опасностей. Задача науки безопасность жизнедеятельности — снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Можно сказать, что задача науки безопасность жизнедеятельности состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а чтобы на основе изучения общих проблем опасностей выработать такие рекомендации, которые позволят достичь приемлемого уровня безопасности, т. е. такого, с которым можно смириться.
Иными словами, безопасность жизнедеятельности разрабатывает рекомендации по уменьшению вероятности реализации опасностей и снижению уровня от их действий до допустимых значений, т. е. такие рекомендации, которые хоть и не позволяют полностью обезопасить человека и общество от существующих опасностей, но способствуют тому, что последствия от этих опасностей будут значительно меньше, чем если бы эти рекомендации не были разработаны и реализованы.
Таким образом, областью изучения науки безопасность жизнедеятельности является весь спектр опасностей, которым подвергается человек и общество, взаимодействующие со средой обитания.
Медицина катастроф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших).
Медицина катастроф занимается не только оказанием неотложной медицинской помощи, в её сферу деятельности входит и помощь при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, анализ возникших ситуаций, помощь в своевременном оповещении населения и предоставление рекомендаций для оптимальных действий в момент чрезвычайной ситуации.
Медицина катастроф использует новейшие технические средства, и поэтому действия этой службы всегда отличались скоростью реагирования и своевременным оказанием помощи населению. Этот вид медицины имеет широкое распространение, что помогает добиться качественных результатов при спасении человеческих жизней и устранении последствий катастроф.
В современное время возникновение чрезвычайных ситуаций случается достаточно часто, и поэтому развитие медицины катастроф становится все более актуальным. Ведь именно от мгновенного реагирования медицинских бригад, и от своевременного оказания необходимой помощи зависит человеческая жизнь.
ЦЕЛИ МОДУЛЯ
Уметь:
-
применять законы и другие нормативные акты ДНР в целях защиты здоровья человека; -
применять методы, которые применяются при решении задач обеспечения безопасности жизнедеятельности; -
оценивать потенциальную и реальную опасности; определять опасности по природе происхождения, по природе действия, по уровню локализации, по вызываемым последствиям, по виду наносимого ущерба, по сфере проявления, по характеру воздействия; -
трактовать нормативные и правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности; -
определять факторы окружающей среды и их влияние на человека; -
отличать опасности, формируемые в процессе трудовой деятельности; использовать средства защиты БЖД; -
применять методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека; -
выявлять характеристики основных угроз жизни и здоровью медицинских работников (факторы физической, химической и биологической природы, психофизиологические факторы); -
выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников; -
оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников; -
выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов; -
применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала; -
обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненным работникам; -
оценивать выраженность и влияние каждого из структурных компонентов здорового образа жизни, уметь разрабатывать рекомендации, направленные на достижение необходимого уровня ЗОЖ; -
выявлять и актуализировать вредные факторы питания, уметь разрабатывать рекомендации направленные на оздоровление рациона питания; -
выявлять и актуализировать факторы, ведущие к развитию наследственных и врожденных заболеваний, планировать и реализовывать мероприятия, направленные на снижение уровня врожденных и наследственных заболеваний; -
интерпретировать основные положения нормативных правовых документов по оказанию первой помощи; -
оценивать состояния по оказанию первой помощи; -
проводить мероприятия по оказанию первой помощи; -
применять средства при оказании первой помощи; -
оказывать первую помощь при ранениях и кровотечениях; -
проводить искусственную вентиляцию легких и наружный массаж сердца; -
заподозрить у пострадавшего перелом, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при переломах; -
заподозрить у пострадавшего вывих, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при вывихах; -
проводить транспортную иммобилизацию при травмах с использованием стандартных шин, нестандартных шин и подручных средств; -
определять угрозу развития синдрома длительного сдавливания у пострадавшего, знать комплекс мероприятий по оказанию первой помощи при синдроме длительного сдавливания; -
применять методы транспортировки пострадавшего, в том числе и применением и без применения специальных средств; -
определить состояния при ожогах, отморожениях, асфиксии, утоплении, электротравме, отравлениях, укусах змей и насекомых, и других неотложных состояниях (обмороке, инсультах, инфарктах); -
оказывать первую помощь; -
выявлять, оценивать и предотвращать воздействие вредных и опасных факторов пожаров; реализовывать мероприятия, необходимые для прекращения горения; -
использовать первичные средства пожаротушения; -
планировать и выполнять взаимодействие со службами экстренной помощи при пожарах; определять и проводить мероприятия по эвакуации населения и материальных ценностей из очага горения; -
применять нормативно-правовые акты, определяющие организацию и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий ЧС; интерпретировать основные понятия, определения, классификация, медико-санитарные последствия ЧС; -
определять поражающие факторы ЧС; режимы функционирования ЧС; -
применять нормативно - правовые основы функционирования службы медицины катастроф; -
распределять формирования и учреждения ГСМК по видам помощи. -
определять перечень лечебно-профилактических и лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании различных видов медицинской помощи при ЧС; -
проводить медицинскую сортировку раненых и больных по имитационным талонам с заполнением первичной медицинской карточки (форма 100). -
оценить санитарно-эпидемиологическое состояние района ЧС, используя справочную литературу; -
использовать полученные знания приподготовке и организации работы лечебно- профилактических учреждений в чрезвычайных ситуациях; -
применить полученные знания при отработке вопросов организации обеспечения медицинским имуществом; -
проводить медицинскую сортировку применительно к оценке психического состояния; провести лечения при наличии признаков стрессового расстройства; -
применить инструкцию по выполнению первой психологической помощи; -
применить рекомендации по безопасности и поведению медицинского работника во внутренних вооруженных конфликтах:
Владеть:
-
применением на практике законодательных, нормативных и правовых актов; -
базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности; -
определением опасности по природе происхождения, по природе действия, по уровню локализации, по вызываемым последствиям, по виду наносимого ущерба, по сфере проявления, по характеру воздействия;
-
навыками применения действующих нормативно-правовых актах о безопасности жизнедеятельности и применять их в конкретных практических ситуациях; -
методами определять факторы окружающей среды и их влияние на человека; -
навыками отличать опасности формируемые в процессе трудовой деятельности; -
методом использовать средства защиты БЖД; -
применением на практике законодательные, нормативные и правовые акты; -
базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности; -
навыками выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников, оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников; навыками выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов; способами обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала; -
методами обеспечивающие соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненным работникам; -
алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов; -
оценками состояния общественного здоровья; -
способностью разрабатывать рекомендации, направленные на достижение необходимого уровня ЗОЖ; -
способностью выявлять и актуализировать вредные факторы питания; -
способностью разрабатывать рекомендации направленные на оздоровление рациона питания; -
необходимой психологической и эмоциональной подготовкой; -
способностью определить перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; -
навыками провести мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи; -
навыками провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни; -
навыками провести мероприятия по проведению СЛР до появления признаков жизни; -
навыками провести мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей; -
навыками провести мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения; -
навыками провести мероприятия по подробному осмотру пострадавшего; -
навыками использования табельных и подручных средств оказания первой помощи (аптечка индивидуальная АИ-2, пакет перевязочный индивидуальный (ППИ типа АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-8А); -
методами остановки наружного кровотечения; -
техникой наложения бинтовых повязок на различные части тела; -
приемами проведения искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца; -
способностью заподозрить у пострадавшего перелом; -
навыками по оказанию первой помощи при переломах, вывихах, приемами проводить транспортную иммобилизацию при травмах с использованием стандартных шин, нестандартных шин и подручных средств; -
комплексом мероприятий по оказанию первой помощи при синдроме длительного сдавливания; -
способностью применять методы транспортировки пострадавшего, в том числе с применением и без применения специальных средств; -
навыками определить состояния при ожогах, отморожениях, асфиксии, утоплении, электротравме, отравлениях, укусах змей и насекомых, и других неотложных состояниях (обмороке, инсультах, инфарктах); -
оказывать первую помощь;