Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 690

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • определением, оценивать и предотвращать воздействие вредных и опасных факторов пожаров;

  • навыками реализовывать мероприятия, необходимые для прекращения горения;

  • методами использовать первичные средства пожаротушения;

  • методиками планировать и выполнять взаимодействие со службами экстренной помощи при пожарах;

  • определять и проводить мероприятия по эвакуации населения и материальных ценностей из очага горения;

  • знаниями нормативно-правовой базы организации и осуществления врачебной деятельности в ДНР, знание особенностей административного права в ДНР в области здравоохранения и фармации.


Тема 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Труд медицинских работников относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Как правило, профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп.

Актуальность в том, что мы с Вами должны систематизировать знания о профессиональной вредности в здравоохранении, безопасности пациента и оказываемых медицинских услуг.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь обеспечить безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях с учетом применением на практике законодательных, нормативных и правовых актов


Исходный (базисный) уровень умений

Конкретные цели-умения

Уметь:

1.Прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на основные теоретические положения, а также научно обосновывать наблюдаемые явления.

2.Прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений.

Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс)
1. Применять основные понятия, законы и принципы биологической науки для объяснения процессов и явлений живой природы.

2.Использовать методы изучения наследственности человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецо­вый метод).

Дисциплина – Медицинской биологии (1курс)


1.Применять методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.
2.Выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников физической, химической и биологической и психофизиологической природы.
3.Оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников.
4.Применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ
Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс)
1. В системе 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г). (∆Н<0) установилось равновесие. Укажите параметр, изменением которого можно сместить равновесие в сторону образования SO3.

  1. Уменьшением концентрации о2

  2. *Понижением температуры

  3. Повышением температуры

  4. Понижением давления

  5. Добавлением катализатора


2. В живых системах присутствуют вещества, представляющие собой специфические белки, которые выполняют каталитические функции. Определите название этих веществ.

  1. Промоторы

  2. Ингибиторы

  3. Коферменты

  4. *Ферменты

  5. Реактиваторы

3. При проведении реакции нейтрализации натрия гидроксида серной кислотой выделилось значительное количество теплоты. Укажите, с точки зрения термодинамики, название данного процесса:

A. Эндотермический

B. Адиабатный

C. *Экзотермический

D. Равновесный

E. Изотермический

4. Вещества, на поверхности которых происходит адсорбция ядов, широко применяются в медицинской практике. Укажите такое вещество.

А. Перманганат калия

В. Пероксид водорода

С. *Активированный уголь

D. Соляная кислота

Е. Уксусная кислота

5. Пропанол–2 можно получить из ацетона. Укажите реагент, который необходимо использовать для проведения данной реакции:



  1. CH3OH

  2. CH3I

  3. HCN

  4. 2 (Ni)

  5. HCOH

6. Пировиноградная кислота является промежуточным продуктом превращения глюкозы в организме. Укажите продукт восстановления данной кислоты в тканях организма человека:



  1. *Молочная кислота

  2. Этиловый спирт

  3. Уксусная кислота

  4. Ацетон

  5. Пропаналь

7. Укажите реагент, с помощью которого можно получить из пропановой кислоты ее метиловый эфир:



CH3–COСl



CH3–O–CH3



CH3–CHO



CH3–COOH



*CH3–OH


Дисциплина – Медицинской биологии (1курс)
1.  Во избежание риска заражения энтеробиозом необходимо:


A. Термически обрабатывать свинину;

B. * Соблюдать правила личной гигиены;

C. Термически обрабатывать рыбу;

D. Употреблять в пищу мясо, прошедшее ветеринарный конроль;

E. Термически обрабатывать говядину.
2. Метод изучения наследственности человека, позволяющий изучать влияние условий среды на развитие признаков:

  1. Гибридологический;

  2. Цитогенетический;

  3. Генеалогический;

  4. * Близнецовый;

  5. Палеонтологический.

3. Повреждающие факторы периода внутриутробного развития, приводящие к возникновению уродств, называются:

  1. Канцерогенными;

  2. Мутагенными;

  3. * Тератогенными;

  4. Вредными;

  5. Летальными.


4. Механизм передачи кишечных инфекций, гельминтозов, осуществляемый при непосредственном контакте с больным, либо через зараженные предметы окружающей обстановки называется:

  1. Фекально-оральный;

  2. Трансмиссивный;

  3. Воздушно-капельный;

  4. Трансфузионный;

  5. * Контактно-бытовой.

5. К биологическим тератогенным факторам относят:

  1. * Вирусы гриппа, краснухи, герпеса, ЦМВ, ВПЧ;

  2. Пестициды, гербициды

  3. Ионизирующее излучение, радиация

  4. Лекарственные препараты

  5. Консерванты.


6. Для определения характера наследования признака у человека анализируются:

  1. Кариотипы соматических клеток;

  2. * Родословные людей;

  3. Морфологические признаки;

  4. Особенности строения хромосом;

  5. Биохимические показатели крови.

ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ УМЕНИЙ

Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс)
а) Основная литература:

1. Медицинская химия [Текст] : учебник / В. А. Калибабчук, Л. И. Грищенко, В. И. Галинская и др. - К. : Медицина, 2008. – 400 с.

2. Биоорганическая химия : учеб.пособие / уклад. А. Г. Матвиенко ; Донецкий мед.ун-т. - Донецк, 2013. - 205 с.

3. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. Г. Матвиенко [и др.]; Донецкий мед. ун-т. Каф.фарм. и мед. химии. - Донецк, 2013. - 1 электрон.опт. диск (CD-R) : цв. 12 см. : ил.

4. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков, С. Э. Зурабян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431887.html


б) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Информационно образовательная среда. Донецкий национальный

медицинский университет им. М.Горького https://distance.dnmu.ru

  1. ЭБС ДонНМУhttp://katalog.dnmu.ru

  2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

  3. ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

  4. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http:// elibrary.ru

  5. ЭБС Российского университета дружбы народов

  6. http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web


Дисциплина – Медицинской биологии (1курс)
Обязательная литература:

1. Биология. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. Н. Ярыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2. Биология. В 2 т. Т. 2 : учебник / под ред. В. Н. Ярыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

3. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учебник для вузов / А.П. Пехов. - 3-е изд., стереотип. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы


  1. Законодательные, нормативные и правовые акты безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

  2. Безопасность медицинского труда.

  3. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.

  4. Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях.

  5. Безопасность медицинских услуг. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов.

  6. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.



Граф логической структуры темы (Приложение 1).

Источники информации:
а) Основная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

  2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

  3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

  2. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

  3. Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

  4. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: