Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
определением, оценивать и предотвращать воздействие вредных и опасных факторов пожаров; -
навыками реализовывать мероприятия, необходимые для прекращения горения; -
методами использовать первичные средства пожаротушения; -
методиками планировать и выполнять взаимодействие со службами экстренной помощи при пожарах; -
определять и проводить мероприятия по эвакуации населения и материальных ценностей из очага горения; -
знаниями нормативно-правовой базы организации и осуществления врачебной деятельности в ДНР, знание особенностей административного права в ДНР в области здравоохранения и фармации.
Тема 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Труд медицинских работников относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Как правило, профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп.
Актуальность в том, что мы с Вами должны систематизировать знания о профессиональной вредности в здравоохранении, безопасности пациента и оказываемых медицинских услуг.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь обеспечить безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях с учетом применением на практике законодательных, нормативных и правовых актов
Исходный (базисный) уровень умений | Конкретные цели-умения |
Уметь: | |
1.Прогнозировать результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на основные теоретические положения, а также научно обосновывать наблюдаемые явления. 2.Прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений. Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс) 1. Применять основные понятия, законы и принципы биологической науки для объяснения процессов и явлений живой природы. 2.Использовать методы изучения наследственности человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод). Дисциплина – Медицинской биологии (1курс) | 1.Применять методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях. 2.Выявлять угрозы, негативно влияющие на здоровье медицинских работников физической, химической и биологической и психофизиологической природы. 3.Оценивать риск и последствия факторов, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников. 4.Применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ-УМЕНИЙ
Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс)
1. В системе 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г). (∆Н<0) установилось равновесие. Укажите параметр, изменением которого можно сместить равновесие в сторону образования SO3.
-
Уменьшением концентрации о2 -
*Понижением температуры -
Повышением температуры -
Понижением давления -
Добавлением катализатора
2. В живых системах присутствуют вещества, представляющие собой специфические белки, которые выполняют каталитические функции. Определите название этих веществ.
-
Промоторы -
Ингибиторы -
Коферменты -
*Ферменты -
Реактиваторы
3. При проведении реакции нейтрализации натрия гидроксида серной кислотой выделилось значительное количество теплоты. Укажите, с точки зрения термодинамики, название данного процесса:
A. Эндотермический
B. Адиабатный
C. *Экзотермический
D. Равновесный
E. Изотермический
4. Вещества, на поверхности которых происходит адсорбция ядов, широко применяются в медицинской практике. Укажите такое вещество.
А. Перманганат калия
В. Пероксид водорода
С. *Активированный уголь
D. Соляная кислота
Е. Уксусная кислота
5. Пропанол–2 можно получить из ацетона. Укажите реагент, который необходимо использовать для проведения данной реакции:
-
CH3OH -
CH3I -
HCN -
*Н2 (Ni) -
HCOH
6. Пировиноградная кислота является промежуточным продуктом превращения глюкозы в организме. Укажите продукт восстановления данной кислоты в тканях организма человека:
|
-
*Молочная кислота -
Этиловый спирт -
Уксусная кислота -
Ацетон -
Пропаналь
7. Укажите реагент, с помощью которого можно получить из пропановой кислоты ее метиловый эфир:
| CH3–COСl |
| CH3–O–CH3 |
| CH3–CHO |
| CH3–COOH |
| *CH3–OH |
Дисциплина – Медицинской биологии (1курс)
1. Во избежание риска заражения энтеробиозом необходимо:
A. Термически обрабатывать свинину;
B. * Соблюдать правила личной гигиены;
C. Термически обрабатывать рыбу;
D. Употреблять в пищу мясо, прошедшее ветеринарный конроль;
E. Термически обрабатывать говядину.
2. Метод изучения наследственности человека, позволяющий изучать влияние условий среды на развитие признаков:
-
Гибридологический; -
Цитогенетический; -
Генеалогический; -
* Близнецовый; -
Палеонтологический.
3. Повреждающие факторы периода внутриутробного развития, приводящие к возникновению уродств, называются:
-
Канцерогенными; -
Мутагенными; -
* Тератогенными; -
Вредными; -
Летальными.
4. Механизм передачи кишечных инфекций, гельминтозов, осуществляемый при непосредственном контакте с больным, либо через зараженные предметы окружающей обстановки называется:
-
Фекально-оральный; -
Трансмиссивный; -
Воздушно-капельный; -
Трансфузионный; -
* Контактно-бытовой.
5. К биологическим тератогенным факторам относят:
-
* Вирусы гриппа, краснухи, герпеса, ЦМВ, ВПЧ; -
Пестициды, гербициды -
Ионизирующее излучение, радиация -
Лекарственные препараты -
Консерванты.
6. Для определения характера наследования признака у человека анализируются:
-
Кариотипы соматических клеток; -
* Родословные людей; -
Морфологические признаки; -
Особенности строения хромосом; -
Биохимические показатели крови.
ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ УМЕНИЙ
Дисциплина–Фармацевтической и медицинской химии (1курс)
а) Основная литература:
1. Медицинская химия [Текст] : учебник / В. А. Калибабчук, Л. И. Грищенко, В. И. Галинская и др. - К. : Медицина, 2008. – 400 с.
2. Биоорганическая химия : учеб.пособие / уклад. А. Г. Матвиенко ; Донецкий мед.ун-т. - Донецк, 2013. - 205 с.
3. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А. Г. Матвиенко [и др.]; Донецкий мед. ун-т. Каф.фарм. и мед. химии. - Донецк, 2013. - 1 электрон.опт. диск (CD-R) : цв. 12 см. : ил.
4. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков, С. Э. Зурабян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431887.html
б) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Информационно образовательная среда. Донецкий национальный
медицинский университет им. М.Горького https://distance.dnmu.ru
-
ЭБС ДонНМУhttp://katalog.dnmu.ru -
ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/ -
ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ -
Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http:// elibrary.ru -
ЭБС Российского университета дружбы народов -
http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
Дисциплина – Медицинской биологии (1курс)
Обязательная литература:
1. Биология. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. Н. Ярыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
2. Биология. В 2 т. Т. 2 : учебник / под ред. В. Н. Ярыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
3. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учебник для вузов / А.П. Пехов. - 3-е изд., стереотип. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
-
Законодательные, нормативные и правовые акты безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях. -
Безопасность медицинского труда. -
Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников. -
Система охраны труда и техники безопасности в медицинских организациях. -
Безопасность медицинских услуг. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов. -
Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.
Граф логической структуры темы (Приложение 1).
Источники информации:
а) Основная литература:
-
Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил. -
Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил. -
Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
-
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414. -
Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с. -
Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И. -
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: