Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 689

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/

НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. Чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, аварии, террористические акты и т.п.) создают неблагоприятную обстановку, опасную для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. К каким психотравмирующим факторам относится ураган?

  1. Cоциальные

  2. *Природные

  3. Биологические

  4. Физические

  5. Техногенные

2. В городе N произошёл масштабный пожар, повлёкший за собой гибель большого количества людей. К каким психотравмирующим факторам относится пожар?

  1. Природные

  2. Социальные

  3. *Техногенные

  4. Физические

  5. Биологические

3. Произошёл масштабный взрыв на химическом заводе, повлёкший за собой гибель большого количества людей. Какой это психотравмирующий фактор?

  1. Природные

  2. Социальные

  3. *Техногенные

  4. Физические

  5. Биологические


Тема 4. Независимо от степени сложности выделяют четыре стадии развития ЧС. Стадии:

  1. *Стадия зарождения, стадия инициирования, стадия кульминации, стадия затухания

  2. Стадия зарождения, стадия разгара, стадия затухания

  3. Начальная стадия, стадия развития, стадия затухания

  4. Стадия зарождения, стадия кульминации, стадия затухания

  5. Стадия возгорания, стадия развития, стадия кульминация, стадия затухания

5. Землетрясение, произошедшее в городе N, унесло огромное количество жизней. На какой стадии развития ЧС происходит наиболее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов ЧС?

  1. Стадия зарождения

  2. *Стадия инициирования

  3. Стадия кульминации

  4. Стадия затухания

  5. Стадия развития

6. Во время масштабного пожара в городе произошло землетрясение, что значительно увеличило количество пострадавших. Какой по степени сложности очаг поражения:

  1. Простой

  2. *Сложный

  3. Двойной

  4. Смешанный

  5. Групповой

7. Психическое состояние человека определяется переживанием угрозы, сопровождающееся психическим напряжением, мобилизацией психофизиологических резервов, обострение восприятия. В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния. Длительность данного периода от 3 до 5 часов. Какой это период:

  1. *Острый эмоциональный шок

  2. Психофизиологическая активация

  3. Психофизиологическая демобилизация

  4. Острая фаза стресса

  5. Стадия развития

8. Какие реактивные расстройства психики могут возникнуть у человека, который был свидетелем масштабного пожара, повлекшего за собой гибель людей?

  1. *Реактивные острые психозы

  2. Астенический невроз

  3. Чувство тревоги

  4. Снижение работоспособности

  5. Головная боль

9. После перенесённого землетрясение, у человека развилось аффективно-шоковая реакция сопровождающаяся ступором. Отметил появление суицидальных мыслей. В какую группу пострадавших следует его определить при проведении медицинской сортировки:

  1. *1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  5. 5

10. На место крупного пожара выехала врачебно-сестринская бригада. Выберите критерии для проведения медицинской сортировки:



  1. * Состояние сознания, наличие двигательных расстройств, особенности эмоционального состояния.

  2. Состояние сознания, пол, возраст.

  3. Состояние сознания, наличие двигательных расстройств.

  4. Наличие двигательных расстройств, анафилактический шок, травма

  5. Особенности эмоционального состояния, страх, состояние сознания.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.

В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.

Приложение 1

Граф логической структуры темы

«ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»








Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Предполагают, что наиболее вероятным типом военных конфликтов, представляющих угрозу безопасности России в обозримом будущем, будут пограничные межгосударственные и внутренние вооружённые конфликты и локальные войны.

Характерен для современных вооружённых конфликтов тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях войну, как правило, не объявляют, военное положение в государствах, вовлечённых в конфликт, не вводят, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводят. Иначе говоря, отсутствует чёткий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой, по сути дела, идёт война.


Совершенствование вооружений, широкое использование минно-взрывных средств в локальных войнах и вооружённых конфликтах вызвали появление массовых потерь среди населения, сопровождающихся высоким уровнем смертности и инвалидности среди поражённых.

Так, по опубликованным данным, в результате налётов на Югославию только в первые 2 месяца войны погибли около 1200 человек и несколько тысяч ранены. Причём соотношение потерь среди военнослужащих и гражданского населения составило 1:15.

Для сравнения заметим, что во время войны США во Вьетнаме на одного убитого военнослужащего приходилось 10 погибших мирных жителей. В годы Первой мировой войны потери среди населения составили 5 % всех безвозвратных потерь, во Вторую мировую войну - 48 %, во время войны в Корее - 84 %.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь использовать свои права и обязанности в вооруженном конфликте.
Конкретные цели. Уметь:

  1. определять основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера.

  2. выделять медицинские силы и средства.

  3. проводить медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения.

  4. применять права и обязанности медицинского персонала в вооружённых конфликтах.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы


  1. Условия и основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера.

  2. Медицинские силы и средства.

  3. Медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения.

  4. Права и обязанности медицинского персонала в вооружённых конфликтах.

  5. Обязанности медицинского персонала.

  6. Права медицинского персонала.


Граф логической структуры темы (см.Приложение1).

Источники информации:
а) Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.

2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.

3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.

б) Дополнительная литература:


1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.

1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.

2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.

М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru

1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru

4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»

Адрес: http://www.polpred.com/

5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Сколько этапов включает в себя ЛЭО:

  1. 1

  2. *2

  3. 3

  4. 4

  5. 5

2. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Выберите каким этапом являются отряды первой медицинской помощи и медицинские подразделения войск:

  1. *Первый этап

  2. Второй этап

  3. Основной этап

  4. Начальный этап

  5. Этапом развития медицинской помощи в условиях войны

3. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Выберите каким этапом служат лечебные учреждения больницы:

  1. Первый этап

  2. *Второй этап

  3. Основной этап

  4. Начальный этап

  5. Этапом развития медицинской помощи в условиях войны