Файл: Методические указания для студентов к самостоятельной подготовке к практическим занятиям по дисциплине безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 689
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия, аварии, террористические акты и т.п.) создают неблагоприятную обстановку, опасную для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. К каким психотравмирующим факторам относится ураган?
-
Cоциальные -
*Природные -
Биологические -
Физические -
Техногенные
2. В городе N произошёл масштабный пожар, повлёкший за собой гибель большого количества людей. К каким психотравмирующим факторам относится пожар?
-
Природные -
Социальные -
*Техногенные -
Физические -
Биологические
3. Произошёл масштабный взрыв на химическом заводе, повлёкший за собой гибель большого количества людей. Какой это психотравмирующий фактор?
-
Природные -
Социальные -
*Техногенные -
Физические -
Биологические
Тема 4. Независимо от степени сложности выделяют четыре стадии развития ЧС. Стадии:
-
*Стадия зарождения, стадия инициирования, стадия кульминации, стадия затухания -
Стадия зарождения, стадия разгара, стадия затухания -
Начальная стадия, стадия развития, стадия затухания -
Стадия зарождения, стадия кульминации, стадия затухания -
Стадия возгорания, стадия развития, стадия кульминация, стадия затухания
5. Землетрясение, произошедшее в городе N, унесло огромное количество жизней. На какой стадии развития ЧС происходит наиболее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов ЧС?
-
Стадия зарождения -
*Стадия инициирования -
Стадия кульминации -
Стадия затухания -
Стадия развития
6. Во время масштабного пожара в городе произошло землетрясение, что значительно увеличило количество пострадавших. Какой по степени сложности очаг поражения:
-
Простой -
*Сложный -
Двойной -
Смешанный -
Групповой
7. Психическое состояние человека определяется переживанием угрозы, сопровождающееся психическим напряжением, мобилизацией психофизиологических резервов, обострение восприятия. В эмоциональном состоянии – чувство отчаяния. Длительность данного периода от 3 до 5 часов. Какой это период:
-
*Острый эмоциональный шок -
Психофизиологическая активация -
Психофизиологическая демобилизация -
Острая фаза стресса -
Стадия развития
8. Какие реактивные расстройства психики могут возникнуть у человека, который был свидетелем масштабного пожара, повлекшего за собой гибель людей?
-
*Реактивные острые психозы -
Астенический невроз -
Чувство тревоги -
Снижение работоспособности -
Головная боль
9. После перенесённого землетрясение, у человека развилось аффективно-шоковая реакция сопровождающаяся ступором. Отметил появление суицидальных мыслей. В какую группу пострадавших следует его определить при проведении медицинской сортировки:
-
*1 -
2 -
3 -
4 -
5
10. На место крупного пожара выехала врачебно-сестринская бригада. Выберите критерии для проведения медицинской сортировки:
-
* Состояние сознания, наличие двигательных расстройств, особенности эмоционального состояния. -
Состояние сознания, пол, возраст. -
Состояние сознания, наличие двигательных расстройств. -
Наличие двигательных расстройств, анафилактический шок, травма -
Особенности эмоционального состояния, страх, состояние сознания.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений. Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.
В конце занятия проводится тестовый контроль уровня освоения умений по теме, подводятся итоги занятия.
Приложение 1
Граф логической структуры темы
«ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Предполагают, что наиболее вероятным типом военных конфликтов, представляющих угрозу безопасности России в обозримом будущем, будут пограничные межгосударственные и внутренние вооружённые конфликты и локальные войны.
Характерен для современных вооружённых конфликтов тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях войну, как правило, не объявляют, военное положение в государствах, вовлечённых в конфликт, не вводят, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводят. Иначе говоря, отсутствует чёткий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой, по сути дела, идёт война.
Совершенствование вооружений, широкое использование минно-взрывных средств в локальных войнах и вооружённых конфликтах вызвали появление массовых потерь среди населения, сопровождающихся высоким уровнем смертности и инвалидности среди поражённых.
Так, по опубликованным данным, в результате налётов на Югославию только в первые 2 месяца войны погибли около 1200 человек и несколько тысяч ранены. Причём соотношение потерь среди военнослужащих и гражданского населения составило 1:15.
Для сравнения заметим, что во время войны США во Вьетнаме на одного убитого военнослужащего приходилось 10 погибших мирных жителей. В годы Первой мировой войны потери среди населения составили 5 % всех безвозвратных потерь, во Вторую мировую войну - 48 %, во время войны в Корее - 84 %.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь использовать свои права и обязанности в вооруженном конфликте.
Конкретные цели. Уметь:
-
определять основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера. -
выделять медицинские силы и средства. -
проводить медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения. -
применять права и обязанности медицинского персонала в вооружённых конфликтах.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические вопросы
-
Условия и основные факторы чрезвычайных ситуаций военного характера. -
Медицинские силы и средства. -
Медицинские мероприятия при обеспечении пострадавшего населения. -
Права и обязанности медицинского персонала в вооружённых конфликтах. -
Обязанности медицинского персонала. -
Права медицинского персонала.
Граф логической структуры темы (см.Приложение1).
Источники информации:
а) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 544с.:ил.
2. Медицина катастроф: учебник/П.Л. Колесниченко М.:ГЭОТАР-Медиа» 2017.- 448с.: ил.
3. Медицина катастроф: учебное пособие/под ред. И.П. Левчука, Н.В. Третьякова,- Москва» Гэотар-Медиа» 2011,239с.
б) Дополнительная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ Т.А. Хван, Ростов н/Д Феникс,2008, - 414.
1. Первая медицинская помощь: учебное пособие/под ред. П.В. Глыбочко и др. Изд. центр «Академия»,2008-240с.
2.Медицина катастроф (организационные вопросы). Сахно И.И., Сахно В.И.
М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 стр.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
студенты могут получить информацию на сайте http://w.w.w.studvedlib.ru
1.Электронный каталог WEB-OPAC библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru
3. Научная электронная библиотека (НЭБ). eLIBRARY http://elibrary.ru
4. База данных отечественных и зарубежных публикаций «Polpred.com Обзор СМИ»
Адрес: http://www.polpred.com/
5. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.ГОРЬКОГО https://distance.dnmu.ru/
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Сколько этапов включает в себя ЛЭО:
-
1 -
*2 -
3 -
4 -
5
2. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Выберите каким этапом являются отряды первой медицинской помощи и медицинские подразделения войск:
-
*Первый этап -
Второй этап -
Основной этап -
Начальный этап -
Этапом развития медицинской помощи в условиях войны
3. В условиях войны с применением современных средств вооружённой борьбы, включая оружие массового поражение, вследствие уничтожения ЛПУ, медицинского имущества и выхода из строя медицинского персонала в очагах поражения была принята система ЛЭО. Выберите каким этапом служат лечебные учреждения больницы:
-
Первый этап -
*Второй этап -
Основной этап -
Начальный этап -
Этапом развития медицинской помощи в условиях войны