ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.08.2021

Просмотров: 484

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме А. Островского «Гроза».


 Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда в обществе наиболее отчетливо обозначился главный конфликт эпохи - конфликт между личностью, отстаивающей свое право на свободу, и обществом, подавляющим эту личность.

- “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.

конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. 

  •  Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица

Катерина.

Темное царство”

Доброта,
Честность,
Высокая духовность,
Культура,
Трудолюбие,
Искренность,
Истинная вера в бога,
И жизнь по его заповедям,
Совестливость,
Вольнолюбие,
Поэтичность.

Эгоизм,
Грубость натур,
Лицемерие,
Невежество,
Консерватизм,
Боязнь всего нового,
Властолюбие,
Ненависть ко всем, кто не хочет жить по их законам,
Жадность,
Лживость.

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

 Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства.

  1. Абай Кунанбаев в борьбе за просвещение народа.

Самым значительным явлением этой новой литературы было творчество великого казахского поэта-классика Абая. Он был выдающимся поэтом, отразившим подлинные общественные интересы своего народа и сыгравшим огромную роль в его просвещении и приобщении к русской классической литературе. В истории казахской литературы Абай по справедливости считается основоположником реализма с критическим направлением. Он немало способствовал приобщению казахского народа

к передовой русской революционно-демократической культуре. В творчестве

Абая, рождённом народной поэзией, с большой силой отразились думы и

устремления людей, их протест против угнетателей, косных и жестоких

обычаев старины.

Рано пробудившийся интерес к книжной восточной поэзии (арабской, иранской, чагатайской) рождал первые подражательные стихи Абая. Но обращение к традиции казахской народной поэзии сделало его стихи оригинальными и индивидуально-самобытными. Уже в ранних стихах наметился будущий самостоятельный облик поэта, творчество которого глубоко уходило своими корнями в народную почву.


3. Прочитайте наизусть монолог Катерины из драмы А. Островского «Гроза»

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не
принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот
я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на
ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня
цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и
странницы, --у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви,
сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут
рассказывать: где они были, что видели, жития' разные, либо стихи
поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а
я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково
хорошо было!

  1. А. «Гранатовый Куприн. Идейно-художественное содержание повести браслет»

«Гранатовый браслет» — это грустный рассказ о любви.

Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеина, вот уже не­сколько лет получает письма с признаниями в любви от незнакомо­го поклонника. На день рождения он присылает княгине золотой браслет с гранатами. Узнав о подарке, муж и брат Веры Николаев­ны находят поклонника. Им оказывается мелкий чиновник Желт­ков, живущий под самой крышей бедного дома. Браслет возвращен, честь замужней женщины защищена. А Желтков кончает жизнь самоубийством. В предсмертной записке он обращается с просьбой к Вере Николаевне после его смерти сыграть или попросить сыг­рать для него сонату Бетховена. И как только княгиня слышит му­зыку, из глаз ее начинают лить слезы. Чистая любовь Желткова трагична, потому что безответна. Во имя любви герой способен на все. Только после смерти Желткова Вера Николаевна поняла, что истинная святая любовь в природе встречается крайне редко и доступна немногим.

Непритязательная история любви получает в рассказе Куприна философско-трагическое звучание. Наряду с основной темой в рассказе присутствует тема «малень­кого человека». Желтков, мелкий чиновник по роду своей деятель­ности, беден и не знатен. Однако он честный и благородный чело­век, который вызывает уважение в своей романтической любви.

  1. Рассказать о жизни и творчестве Ш Уалиханова.

Чока́н  Валиха́нов Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, родился в Аман-Карагайском округе Омской области ныне 
Костанайская область. Валиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана[4][5]. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Псевдоним «Чокан» он получил в детстве, так как его бабушка называла его ласково Чоканчик. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию.В возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию. В своей короткой жизни Ш. Уалиханов оставил много ценных трудов, посвященных общественно-политическому устройству, истории, географии, этнографии и фольклору народов Казахстана и Средней Азии. Он первым предоставил сведения о том, что Балхаш и Алаколь когда-то представляли собой единую водную поверхность и об особом потоке ветра из Джунгарских ворот. После рецензии на труд "Хан жарлыгына" Шокан исследовал труд К. Жалаири "Джами-ат-таварих", перевел оттуда основные разделы на русский язык и на их основе составил словарь восточных терминов. На основе произведений Абулгазы "Шайбани-наме", "Шежре-и-турк" он написал труд под названием "Родословная казахов", теоретическое значение которого велико. Шокан считал труд "Джами-ат-таварих" уникальным историческим произведением, сборником исторических преданий казахов XV-XVI-XVII веков.


6. Прочитайте наизусть несколько стихотворение А.Фета

Чудная картина, как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,

И саней далеких
Одинокий бег.

7. Литература периода Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю

русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от

этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие

слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и

талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной

народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С

самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и

призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из

них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль

отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший

незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для

людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах,

ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы

войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.

Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была

"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"

тихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по

радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,

звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие

стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть.

8. Творчество Ы. Алтынсарина. Анализ стихотворения

Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, отвечающей духу народа, составление первых сборников народной поэзии и первых книжных произведений, предназначенных для начального народного чтения. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; заботы о детях, мелочах быта, финансовой отчетности и т. д. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея "естественного развития", с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают "инородцев" от русских..


ПОСВЯЩЕНИЕ 
Знаний увидев свет, 
Дети, в школу идите! 
В памяти крепко, навек 
прочитанное сохраните. 
Дело пойдет успешно, 
радости будет – вдвойне… 
Знайте неграмотный бродит, 
словно слепой во тьме. 

Рифма: абаб - перекрестная; 

Размер: анапест

Стихотворение содержит эпитеты сравнения олицетворения ( Безграмотный ходит буд то во тьме. Стих обращает народ к стремлению учиться

9. Прочитайте наизусть стихотворение периода Великой Отечественной войны

Разулся, ноги просушил,

Согрелся на ночлеге,

И человеку дом тот мил,

Неведомый вовеки.

Дом у Днепра иль за Днепром,

Своим натопленный двором,—

Ни мой, ни твой, ничейный,

Пропахший обувью сырой,

Солдатским потом, да махрой,

Да смазкою ружейной.

И, покидая угол тот,

Солдат, жилец бездомный,

О нем, бывает, и вздохнет,

И жизнь пройдет, а вспомнит!

10. Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок».

Мать в повести Распутина – это и есть природа, дающая жизнь. Жизнь Анны до краёв была наполнена хлопотами. Она была и хозяйкой. И матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий интеллектуал смог бы и решился бы поставить перед собой.Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Угасающим светом она высвечивает дальний-предальний день, когда она была ещё молодой, «в девках», вспоминает, как она «бредёт вдоль берега по тёплой, парной после дождя реке…». «И до того хорошо, счастливо жить ей в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всём действа вечной жизни, что у неё кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди». Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий, срок на земле идёт высочайшая нравственность анны. Отсюда и её всепрощающая, нетребовательная любовь к своим «детям» Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя за давний «грех» - за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорьки после колхозной дойки: «Стыд – его не отмоешь». Нравственное чувство Анны делает её, когда надо, твёрдой: однажды она «в упор из обоих стволов посолила задницу» зверюге, Денису-караульщику, в отместку за пораненного им ребёнка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала его царство

11. Демократические и социальные взгляды Ш.Кудайбердиева.


Духовное наследие виднейшего казахского мыслителя, философа, историка и гуманиста Шакарима Кудайбердиева занимает весомое место в истории политической мысли Казахстана. Творчество Шакарима уникально тем, что через свое интеллектуально — мировозренческое видение он осмысливает важнейшие проблемы развития человечества, государства, политики, права и прав человека. Мировоззрение Шакарима Кудайбердиева охватывает вопросы философии, этики, истории, психологии, педагогики. Большое место в творчестве мыслителя занимают и проблемы политики, государства, права, социального прогресса. Следует отметить, что политические взгляды казахского мыслителя не ограничивается рамками той эпохи, в которой он жил, а наоборот, как и идеи великого Абая Кунанбаева, его пророческие взгляды весьма актуальны и в наши дни, в период построения независимого государства Республики Казахстан. Шакарим рассматривает государство как защитника интересов всех слоев общества, а правительство, как орган, обеспечивающий подчинение людьми «справедливым и единым для всех законом», что означает равенство всех перед законом. По убеждению мыслителя, орган, издавший закон, обязан следить за его соблюдением.

Шакарим Кудайбердиев, опережая свое время, еще в начале века весьма прозорливо писал, что некоторые мыслители «предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно упразднив правительство… Если же не будет правительства, значит люди не будут подчиняться справедливым и единым для всех законам, не будут ведать милосердия друг другу».

12. Расскажите наизусть одно из стихотворений любимого поэта.

Разулся, ноги просушил,

Согрелся на ночлеге,

И человеку дом тот мил,

Неведомый вовеки.

Дом у Днепра иль за Днепром,

Своим натопленный двором,—

Ни мой, ни твой, ничейный,

Пропахший обувью сырой,

Солдатским потом, да махрой,

Да смазкою ружейной.

И, покидая угол тот,

Солдат, жилец бездомный,

О нем, бывает, и вздохнет,

И жизнь пройдет, а вспомнит!

13. Н.А.Некрасов. Личность поэта. Своеобразие его поэзии.


Некрасов - поэт достаточно разноплановый. Сборником стихотворений «Мечты и звуки» он отдал дань романтизму и был высмеян Белинским. Зрелый Некрасов (начиная со стихотворения «В дороге») - продолжатель преимущественно реалистической, Пушкинской линии в русской поэзии.

 В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию. Тематика стихов Некрасова разнообразна.

 Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой - социальной (например, «Вчерашний день, часу в шестом»). Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова, Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер.